ЦЕРКОВЬ СОБИРАЕТ ПОДРОБНЫЕ ДОСЬЕ НА КЛИРИКОВ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ

ЦЕРКОВЬ СОБИРАЕТ ПОДРОБНЫЕ ДОСЬЕ НА КЛИРИКОВ И МОНАШЕСТВУЮЩИХ

В течение последних лет десяти, православная общественность в лице священнослужителей и мирян не раз предупреждала о реальной опасности, грозящей России в случае построение глобального информационного общества. Сотни тысяч верующих православных отказываются от способов учета персональных данных, основанных на использовании идентификаторов, штрихового кодирования информации, личных кодах и микрочипах.

Комиссией Межсоборного присутствия разработан проект «Позиция Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности», в котором дана оценка происходящим глобализационным событиям в нашей стране и в мире.
В этом проекте, в частности, говорится:

п. 9 «В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), создается реальная возможность вмешательства не только в повседневную жизнь человека, но и в его духовный мир. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение конституционных прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных».

п. 2 «Вся собранная информация может не только храниться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека».

п. 6 «При этом попираются и элементарные нормы че­ловеческой морали, которая всегда включала в себя представления о том, что можно знать о человеке и что не должно».

Казалось бы, вот он, необходимый нам документ. Только возникает вопрос, как поступить с появившимся весной 2012 г. «Распоряжением» Синодальной комиссии по монастырям о  сборе персональных данных на  клириков, монашествующих  и послушников, несущих свое  послушание  в  монастырях, храмах и подворьях Русской Православной Церкви? 

Вот оно:

 Распоряжение 

Настоящим  вам  благословляется в срок до 1 мая 2012 года передать начальнику  Канцелярии  Монастыря  личные  дела  всех  насельников (клириков, монашествующих, послушников) вверенных  вам  подворий. Каждое  личное  дело должно  содержать следующий список  документов:

1. Цветные поясные  фотографии – 3 шт., размер – 6х9

2. Подписанная и датированная автобиография (см. приложение№1)

3. Список послушаний (см. приложение №2)

4. Справка  о  Крещении

5. Справка о  Венчании (для  белого  духовенства)

6. Справка  с  места жительства

7. Медицинская  справка №286

8. Справка из психоневрологического диспансера

9. Справка из кожно-венерического диспансера

11. Справка из туберкулезного диспансера

12. Справка о  составе семьи  или семейном  положении

13. Копия паспорта (все заполненные листы)

14. Копия паспорта супруги (все заполненные листы – для белого духовенства)

15. Копия трудовой книжки (все заполненные листы, если есть)

16. Копия военного билета (все заполненные листы)

17. Копия свидетельства о браке (для белого духовенства)

18. Копия удостоверения о монашеском постриге (для  монашествующих)

19. Документы об образовании (в т.ч. и светском). В том случае, если кандидат еще находится на обучении, необходимо представить справку с места учебы.

20. Поясные фотографии без головного  убора (2 шт., размер 6х9)

21. Копия о хиротонии

22. Анкета (кроме прочих данных, требуется полная  информация о родственниках: родителях, детях, братьях и сестрах. Их год рождения, образование, род деятельности, семейное  положение, а также  требуется указать вид  собственности жилого помещения: собственность, аренда, съем и др.).

Просим  настоятелей при оформлении и ведении личных дел насельников  монастырей принять во внимание вышеозначенный перечень документов, которые согласно решениям Синодальной Комиссии по монастырям, должны в необходимом порядке присутствовать в  личных делах.

Синодальная Комиссия по монастырям

Как соотносится вышеуказанный проект  Межсоборного присутствия  и  это «Распоряжение» Синодальной комиссии по монастырям,  требующее от  священников и монашествующих  предоставить все личные сведения о себе да и еще о своих родственниках и собственности?  Получается, что в управляющих системах, системах хранения и обработки данных каждый клирик, монах и  послушник будет  идентифицирован вместе со всеми родственниками? А ведь «эта обработка включает в себя не только сбор и хранение, но и адаптацию, изменение, использование и распространение  персональных данных».

«Распоряжение» явно противоречит Конституции РФ, поскольку не спрашивает согласия клириков, монахов и послушников на получение информации о  частных лицах, их болезнях, родственных связях и т.д., а обязывает их предоставить такую информацию.

Такой принцип сбора персональных данных  вступает в  противоречие и с п.1, ст. 24  Конституции РФ, где сказано, что«сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Более того, в Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» был включен пункт 54, в котором сказано: Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею».

Напрашивается вывод, что «Распоряжение» Синодальной Комиссии по монастырям противоречит не только Конституции РФ, но и  принятому  Архиерейским Собором Определению.

Кроме  всего, в ст. 2  Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»  говорится, что «целью настоящего ФЗ является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Судьба  проекта  Межсоборного присутствия  весьма туманна, он  еще только обсуждается, он не стал поддержкой народному негодованию и основой официальных протестов РПЦ, а электронные щупальцы уже проникли во многие регионы России.

Несмотря на митинги, телеграммы, прошения протестующей  части  населения России, 27 июля 2010 года Президент Медведев Д.А. подписал Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающий выдачу всем гражданам универсальной электронной карты, которая станет для человека единственным источником существования, на которой замкнется вся система жизнеобеспечения.

И альтернатива этому не предусматривалась. Смысл  закона сформулировала тогда  газета «Коммерсант»: «универсальная электронная карта должна стать аналогом паспорта гражданина и позволять однозначно идентифицировать его...»

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим  о  введении в России «универсальной электронной карты», сказал: «Мы, православные церковные люди, обоснованно относимся с осторожностью и недоверием к попыткам государства установить электронный контроль над своими гражданами. Ибо имеем на то свидетельства из Апокалипсиса и пророчества Святых Отцов: «..и он (антихрист) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его..» (Откр.13, 16-17).

Протоиерей Олег Стеняев, комментируя принятие 9 марта 2011 года Мосгордумой закона «Об универсальной электронной карте», тоже не предусматривающий альтернативы, сказал, что «это вторжение в нашу личную жизнь, это делает каждого из нас абсолютно прозрачным, и это делается с целью контролировать людей, особенно тех людей, которые будут уклоняться от этой системы контроля, потенциальных противников». Вместе с тем, отец Олег высказал  пожелание, чтобы «мы не забивались в какое-то добровольное гетто, потому что все гетто или лагеря рано или поздно заканчиваются газовой камерой».

15 марта 2012 г. Президенту Медведеву Д.А. было передано  письмо от общественности, в котором выражалась просьба приостановить действие «Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. №977 «О Федеральной государственной системе «Единой системе идентификации […] ,используемой для представления государственных и муниципальных услуг в  электронной форме», поскольку этот закон полностью разрушает традиционное представление о государстве, практически  полностью упраздняя равенство в правах человека, закрепленное в статьях  2, 3, 7, 15, 18, 23, 24, 28, 29, 32, 35, 38, 39, 41, 43, 71, 72, 80, 82, 110-114, 130-133 Конституции РФ.

Кроме того, каждый раз, когда владельцу УЭК будет необходимо документально подтвердить свою личность, он вынужден будет обращаться к услуге хозяина машиносчитывающих устройств, т.е. в лице этого хозяина гражданин приобретает обязательного посредника во всех без исключения гражданских операциях, что ограничивает его свободу. Закон не предусматривает иных, кроме электронной, форм взаимодействия гражданина и государства, что очередной дискриминацией православных граждан, не приемлющих электронную систему учета.

Также в письме отмечалось, что в 1946 году Нюрнбергский Трибунал назвал нумерацию людей преступлением против человечности, не имеющим срока давности, а граждан России принуждают к использованию вместо имени  идентификационных номеров, что противоречит и Конституции РФ, и Федеральному закону от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

Судя по происходящим событиям, электронная карта вскоре будет введена, и на что же остается надеяться? На проект Межсоборного присутствия? А как же быть с «Распоряжением», которое издал другой орган той же самой церковной администрации?

В п.1ФЗ  о  «Персональных  данных» говорится, чтоuo;Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе». Но по  «Распоряжению» данные должны быть отправлены, и согласия священников, монахов, послушников не спросили  и даже не предполагали это делать.

В  «Распоряжении» содержатся унизительные требования о предоставлении медицинских справок и диагнозов, информация о которых является врачебной тайной  и охраняется законом, значит надо понимать, что существующее «Распоряжение» нарушает конституционно охраняемые права граждан РФ, которыми являются и клирики, и монахи.

О ком же печется администрация Церкви? О государстве или о людях, денно и нощно служащих Богу, порой не доедая и не досыпая, спешащих помощь нуждающимся?

Публикуется с сокращениями по статье иеромонаха Алексия (Дмитриева) (www.novayagazeta.ru)

Написать комментарий