Сергей Худиев: искусственный интеллект никогда не заменит учителя
Билл Гейтс на днях заявил, что учителя и врачи вскоре останутся без работы — их заменит искусственный интеллект, который будет предоставлять те же услуги в свободном и бесплатном доступе.
Сама идея о замене учителей и врачей искусственным интеллектом может показаться шокирующей — но она вызревала уже давно, по мере того, как менялось представление о том, в чем состоит миссия учителя.
Еще до появления ИИ начало складываться представление, что учитель — это наемный работник, который оказывает услугу. Вы, например, хотите выучить иностранный язык, и нанимаете репетитора. Вас не интересует его личность, история, нравственный облик — только его способность хорошо говорить на этом языке и передать этот навык вам.
Если миссия учителя сводится только к этому — идея заменить его программой просто напрашивается.
Хорошая обучающая программа справится с этим лучше — при этом будет несравненно дешевле и доступнее, вы можете вызвать ее в любой момент, ее произношение будет абсолютно безупречным, а терпение — неиссякаемым. У программы нет никакой своей жизни или других учеников — она всегда и полностью к вашим услугам.
Но учитель — это не «поставщик услуги».
Есть такое трудно определимое понятие, как «человеческое отношение». Человек, у которого ты учишься, выступает не просто как передатчик знаний — но как личность, которой ты хочешь подражать. Учитель — этот тот, кто видит в ученике не «потребителя образовательных услуг», а живую, неповторимую личность со своим уникальным призванием в жизни.
И ему не все равно, кто вырастет из этого ребенка — или кем станет этот студент.
Даже когда вы учитесь по книгам, вы чувствуете за книгой автора. За текстом чувствуется живой человек, к которому может возникнуть личное отношение. Это человек, который жив где-то — на этом свете или на том. Он делится с вами своим опытом и переживаниями.
У автора книги есть личная история, чувства, мысли, устремления — и, разделяете вы их или нет, он остается подобным вам человеком. Между вами возможно — даже через века и страны — человеческое взаимодействие. Вы в состоянии понять пламенную веру блаженного Августина или мучительную гордыню Ницше, потому что они — люди, и вы — человек.
Искусственный интеллект — это имитация собеседника. Хотя он интерактивен — вы можете задать вопрос и получить ответ, попросить нарисовать картинку и увидеть ее — вы все время понимаете, что на той стороне линии набор алгоритмов, а не личность, к которой вы можете питать интерес, сочувствие или восхищение.
Искусственный интеллект, конечно, имеет своих разработчиков и программистов, он опирается на базу данных, созданных людьми, но его алгоритмы работают обезличивающим образом. «Шедеврум» может нарисовать очень красивое лицо, используя базу каких-то реальных лиц — но это, склеенное алгоритмами, лицо будет ничьим. За ним не будет никакого реального человека.
Даже в книге — хотя вы не можете задать автору вопросы — сохраняется гораздо больше личностного, чем в искусственном интеллекте.
Преподавание — это нечто гораздо большее, чем передача знаний. Это передача любви к предмету. В наши дни часто говорят о «мотивации», о том, что побуждает людей прилагать усилия и делает их усердными учащимися и хорошими, преданными делу работниками.
Исследователи, которые выясняли, что лучше всего мотивирует людей, определили, что это (довольно ожидаемо) любовь к своему делу, готовность заниматься им ради удовольствия, с увлечением, сознанием того, что речь идет о чем-то важном и достойном.
Есть, например, немало отличных интерактивных пособий по астрономии. Но ни одно из них не сможет поделиться с вами своим изумлением и восхищением глубинами звездного неба — потому что искусственный интеллект не испытывает эмоций, и вообще не обладает (и не будет обладать) сознанием. Он не осознает ни себя, ни звездного неба, ни, тем более, вас.
Живой учитель передает не только знания. Он передает любовь к предмету, чувство ответственности, сознание долга. Он не оказывает услугу. Он совершает служение. Слова «храм науки» могут звучать слишком выспренно, но у учителей есть нечто общее со священниками — они передают живую традицию от поколения к поколению.
Конечно, в чем-то ИИ может быть полезен — но общество, в котором им попробуют заменить учителя, долго не протянет. Детей должны учить люди — хорошие люди, носители высокой культуры и твердых нравственных убеждений — а не роботы.
И, пока до этого не дошло, важно изменить и само отношение к учителю. Он — не наемный работник, оказывающий услуги. Он совершает важнейшее служение, без которого общество рухнет.