О благоразумном исповедничестве: Третье письмо иеромонаха Филофея (Сергиева) по применению 15-го правила Двукратного Собора

О благоразумном исповедничестве: Третье письмо иеромонаха Филофея (Сергиева) по применению 15-го правила Двукратного Собора

Христос посреде нас, возлюбленный о. Иоанн!

Слава Всемилостивому Богу, Который даровал нам возможность не только веровать в Него, но и претерпевать за Него гонения (ср.: Флп. 1, 29).
Свт. Афанасий Великий так описывает ситуацию в Церкви его времени: «…Люди с извращенным ересью смыслом [ариане], неиспытанные в вере, восстают против истины и жестоко преследуют Церковь; одни из братьев подверглись побоям,  другие истерзаны пытками и – что всего тяжелее – даже на епископов простирается их дерзость…»

Мы пока еще не испытывали таких гонений от еретиков-экуменистов. Но гонения неизбежны. И, судя по пророчествам святых, жестокость их будет еще страшнее и ужаснее. 

Конечно, мучителями, скорее всего, станут не сами еретичествующие «митрополиты», «епископы» и «священнослужители», но единомысленные с ними мирские власти, ратующие за глобализм, за объединение всех религий и подчинение их единому «правителю» – антихристу.  
Посему надо нам усерднее упражняться в молитве и посте, дорогой о. Иоанн, чтобы мужественно претерпеть все испытания до конца и не стать предателями Истины.

Никогда не говорил и не говорю, что 15-е правило Двукратного Собора неприменимо к Патриарху. Кто так утверждает, тот исповедует папизм. Никто в Церкви Божией не может поступать безнаказанно. И если Патриарх проповедует открыто ересь, осужденную прежде Соборами или Святыми Отцами, то каждый епископ или священник вправе отойти от еретика и не поминать его на Литургии.

Но в то же время иногда враг под видом благочестия обманом уводит верных из Церкви. Сначала перестают поминать и служат самовольно на антиминсе, а потом так и остается своего рода секта непоминающих, которая уже обретает статус «вне Церкви».

Сегодня много раскольников. Но спроси их, и все они будут утверждать, что они не в расколе. 

Если это так, то почему же не поминаете никого из епископов? Неужели Вы считаете, что врата адовы одолели Церковь Божию и больше нет православных архиереев?

Если не считаете так, то должны обязательно поминать. Иначе тщеславие и горделивое превозношение над другими толкнет на необдуманные поступки. 
Надо не забывать, что церковные каноны – это не только свод правил, которые мы обязаны исполнять, но и наставление для Патриархов, епископов и священнослужителей, как надо поступать в том или ином случае.

Например, 12-е Апостольское правило гласит: «Аще кто из клира, или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отошед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый».

Как видим, это указание для наставления епископского. Чтобы архиерей понимал, как правильно поступить с тем, кто, быв отлучен в одном месте, используя лукавство, перешел в другой город и прибился к клиру. Так вот, на основании этого правила епископ должен отлучить не только того, кто хитростью просочился в клир, но и того, кто безрассудно его в этот клир принял.

Теперь рассмотрим 15-е правило Двукратного Собора. 
«Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Ппатриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде Соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. 
Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с Предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. 
Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».

Очевидно, что и это правило является наставлением для Патриархов, митрополитов и епископов. Оно научает их, как поступать с теми, кто уклонился от общения церковного со своим Предстоятелем. 

И если тот, от кого уклонились, действительно является еретиком, то отделившиеся от еретика «не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным».

Правило таким образом разъясняет, как принимать в свой клир отделившихся от еретика-Предстоятеля. 

А собирающиеся в отдельные собрания и не поминающие никого, либо поминающие кого угодно по собственной воле, ради оправдания своего непоминания, хотя изначально отступили от своих епископов под благовидным предлогом, все же впоследствии становятся раскольниками. 

Сегодня непоминанием Патриарха вопрос не решить. Необходимо соборное архиерейское осуждение ереси экуменизма. А давать повод ищущим повода – неразумно. 

Уместно вспомнить, как искушали Господа нашего Иисуса Христа, вопрошая Его, подавать ли подать кесарю или нет. На это Сын Божий мудро ответил: «Кесарю кесарево, а Богу Богово» (Мк. 12, 17). Он не дал повода хитрецам обвинить Себя врагом кесаря.

О благоразумии рассказывается и в житии преп. Максима Исповедника. В то время начальник армии, призвав важнейших клириков города Селемврии, а равно пресвитеров, диаконов и почетнейших иноков, послал их к блаженному Максиму. Житие повествует, что «когда они пришли, преподобный встал и поклонился до земли, воздавая почет их званию».

И хотя эти клирики имели согласие с монофелитской ересью, преподобный почитал их сан. Вот благоразумие великого Исповедника Православной веры. 
Будем же, возлюбленный о Христе о. Иоанн, искать мудрости в сложившейся ситуации. И как говорит святой апостол Иаков: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1, 5).

Мы не принимаем никакие экуменические декларации и не подчинимся им. Веруем так, как верили Святые Отцы наши. Все новшества отвергаем, а если придется пострадать за Истину, то будем молить Бога, чтобы укрепил нас и в этом.

С любовию о Христе,

Написать комментарий