Плоды апостасийной встречи папы и патриарха
Иеромонах Филофей (Сергиев). Ответ священнику Иоанну на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора
Публикуемое ниже письмо иеромонаха Филофея (Сергиева), адресованное священнику Иоанну, лично вопрошавшему автора о встрече Патриарха Кирилла с папой римским и возможности прервать евхаристическое общение со своим Предстоятелем, проповедующим ересь экуменизма, весьма актуально и может послужить предостережением для вразумления и других верных пастырей и мирян, смущенных последними апостасийными событиями.
Христос посреде нас, возлюбленный о Господе брат и отец!
Встреча Патриарха Кирилла и папы Франциска действительно подняла бурю волнений в Русской Православной Церкви. Декларация, подписанная Патриархом всея Руси и главой римской конфессии, почти тысячу лет назад отпавшей от Церкви, была воспринята многими верующими РПЦ МП как предательская уния.
Признаюсь, что и сам я в значительной мере разделяю недовольство и опасения народа Божия. Встреча пользы никакой не принесла, да и не могла принести. А обман и лукавство священноначалия настолько очевидны для всех, что защищать это апостасийное событие может лишь лжец.
Все же хочу тебе напомнить, брате, что Патриарх – это не Церковь, а человек в Церкви. И мы веруем, что его антиканоничные действия и внедрение экуменической ереси в церковное учение рано или поздно будут осуждены Соборами Православной Церкви, как это было со всеми еретиками и их теориями, противными истине Православия.
Но, как известно, беда не приходит одна, и враг расставляет сети, не только заманивая гуманистическими идеями объединения света со тьмой. Церковная история имеет немало примеров того, что диавол предлагает тысячи путей в погибель. Но есть лишь единственный путь ко спасению, и именно его необходимо выбирать.
Для всех православных ясно, что идея объединения с еретиками-папистами, неправедно называющими себя христианами, утопична. Все эти «декларации» никак не могут юридически быть выше постановлений Семи Вселенских и Поместных Соборов. А следовательно, каждый христианин не должен принимать ничего такого, что противоречит учению Церкви и святоотеческим правилам.
Но есть и другая опасность. Это – раскол. В чем суть раскола? Прежде всего в том, что священник перестает возносить на Литургии имя своего правящего архиерея или Патриарха.
15-е правило Двукратного Собора гласит: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим Патриархом и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном Тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих Предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с Предстоятелем ради некия ереси, осужденныя Святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые, аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений».
Благодарение Богу, что не оскудела вера твоя и что сегодня еще много ревностных пастырей. Но является ли нынешнее «эпохальное» событие – встреча Патриарха Кирилла и папы Франциска – поводом для применения 15-го правила Двукратного Собора?
Напишу здесь небольшое рассуждение по применению данного правила:
1. 15-е правило не означает, что допустимо теперь вообще не поминать архиереев, т. к. Церковь не может быть без епископа. И апостольское преемство не должно прерываться, ибо сказано, что врата адовы не одолеют Церковь Божию (см.: Мф. 16, 18).
Поэтому если кто-либо перестает поминать своего Патриарха или епископа из-за ереси, проповедуемой им открыто, то он должен обратиться к другому Предстоятелю или епископу, чтобы не оказаться вне Церкви Божией.
Сейчас некоторые стали возносить имя бывшего Патриарха Иерусалимской Церкви Иринея. Но знает ли сам Владыка, который подвизается в затворе, что его поминают как полномочного Патриарха? Весьма сомнительно, потому что епископ-затворник находится на покое. Конечно, от Престола он был отстранен незаконно, но все же в данное время не занимается церковными делами и, думаю, вряд ли благословит создавать новую «церковь», отдельную от его Поместной Иерусалимской.
В любом случае, брат, если ты решил поминать его, то прежде всего необходимо согласовать с ним этот вопрос. Иначе твое решение окажется самовольным и, несомненно, приведет к расколу, прикрываемому самооправданием.
2. Безспорно, встреча Патриарха с папой – знаковое, апокалиптическое событие, а принятая на ней Декларация – исповедание еретического экуменизма. Но ереси и отступления высоких иерархов – не новость, этими кознями сатана уже два тысячелетия покушается поколебать наш столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). И были в истории Церкви не менее серьезные испытания, однако Святые Отцы боролись и полагали жизни за веру, а не уходили в раскол.
Не стану приводить в пример события III–IV веков, лучше расскажу тебе о наших современных светочах Православия – старцах Кирилле (Павлове), Иоанне (Крестьянкине), блаженном старце Николае Гурьянове, Савве (Остапенко), Серафиме (Тяпочкине) и иных. Ведь они застали период кипучей деятельности основоположника и открытого проповедника ереси экуменизма в Русской Православной Церкви митрополита Никодима (Ротова), который стремился подчинить ее Ватикану.
Общеизвестно, что митрополит Никодим служил вместе с католиками и причащал их, а также «благословлял» православным принимать «таинства» в католических костелах. И по его инициативе в 1969 году Синод РПЦ МП даже издал антиканоничное постановление о возможности участия еретиков и раскольников – католиков и т. н. «старообрядцев» – в православной Евхаристии. Этот безпрецедентный акт под названием «Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков» гласил: «Определение Священного Синода от 16.12.1969. Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется» (ЖМП. 1970. № 1. С. 5).
А в прилагавшемся к нему «Разъяснении» митрополита Никодима ересь экуменизма исповедовалась еще более дерзко, чем в Декларации Патриарха Кирилла и папы Франциска: «Решение Священного Синода, как мы надеемся, будет иметь значение и окажет доброе влияние на укрепление братских отношений Русской Православной Церкви с Церковью Римско-Католической и Старообрядчеством и таким образом облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя» (Там же. С. 25).
Однако никто из вышеупомянутых старцев тогда, в 1970-е годы, не ушел из Церкви и не прекратил поминать Патриарха за богослужениями. Да, еретическим циркулярам старцы не подчинялись – не «давали святыни псам» (см.: Мф. 7, 6), не молились вместе с папистами, а старались соблюдать святые каноны и традиции, подавая пример всем верным. И в результате наша Церковь устояла, Господь Сам покарал предателя Православия – Ротов скоропостижно скончался во время аудиенции у римского папы в Ватикане в 1978 году. И после его смерти, позорной для православного иерарха, Синод издал новое определение, где констатировалось, что никодимовская практика «интеркоммуниона» «не получила развития» в храмах РПЦ и потому отменяется (см.: ЖМП. 1986. № 9. С. 8).
Посмотри также, брате мой, на монахов Святой Горы Афон. Разве их Патриарх Варфоломей не встречался с папой? Разве он не проповедует ересь экуменизма? Но святогорцы практически все его поминают, при этом не соглашаясь с вероотступничеством, не принимая ни нового календарного стиля, ни участия в братаниях и сослужениях с римо-католиками.
Если «восьмой собор» своими решениями обяжет нас перейти на новостильный календарь – мы продолжим служить по старому, святоотеческому. Если постановят сократить посты или объявят их необязательными (что по сути уже сделано в соборном проекте с лукавым названием «Важность поста и его соблюдение сегодня») – постараемся держаться Типикона, а в случае послаблений – укорять себя и каяться на Исповеди. Скажут, что католики – не еретики (а фактически это следует из папско-патриаршей Декларации), – будем исповедовать и проповедовать учение Святых Отцов о том, что «латиняне – не суть христиане» (преп. Паисий (Величковский)) и что «нет Жизни Вечной живущим в вере латинской» (преп. Феодосий Печерский).
И еще раз замечу: надо помнить всегда, что глава нашей Церкви – не Патриарх Кирилл или кто-то другой из смертных людей, а Сам Господь наш Иисус Христос, Вечный, Неизменный, Всемогущий Бог, Творец и Промыслитель Вселенной, Победитель смерти, ада и диавола. Аминь.
С любовью о Господе, грешный и.м. Филофей
См. также: Второй ответ иеромонаха Филофея священнику Иоанну на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора
Третье письмо иеромонаха Филофея (Сергиева) по применению 15-го правила Двукратного Собора
См. также: Второй ответ иеромонаха Филофея священнику Иоанну на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора
Третье письмо иеромонаха Филофея (Сергиева) по применению 15-го правила Двукратного Собора