Преображение Господне
Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас.
Праздник Преображения Господня называют также Второй или Яблочный Спас.
Кто был первый песнотворец новозаветной Церкви? Кто прежде всех новозаветных песнописцев воспел славу и величие Господа, когда Он, Царь Небесный, благоволил приклонить небеса и сойти с небесного Своего престола на нашу грешную землю? Из чьих уст раздалась первая песнь хвалы и славословия Богу — Спасителю грешного рода нашего? Из уст Пречистой и Преблагословенной Его Матери! Она, как древняя оная Мариам, сестра Моисеева...
Слово скорбящего. «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с
ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок
морей!» (Иов. 6; 2-3). «На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным
душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее,
нежели клад, обрадовались бы до восторга... что найти гроб? Вздохи мои
предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода»...
Смирение есть знак и выражение доброты и благочестия. Любящие добродетель сию получают чрез нее дары многочисленные. В смиренных открывается милосердие. Смирение есть жилище святости. Смиренные бывают опытны, и уста их изливают мудрость. Смирение даст смысл и разум, и сердце наполняет восторгом.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. А от нас помыслы происходят, когда естественно вспоминаем то, что мы делаем или сделали, или слышали. Об этом блаженный Давид говорит: «размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает» (Пс 76, 6–7). Еще: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» (Пс 93, 11)
Свв. муч. Пров, Тарах и Андроник, память коих совершается ныне, пострадали при Диоклитиане. Они были приведены на суд в киликийский город Тарс, к правителю области Нумерию Максиму. Прежде всех подвергли суду Тараха. На неоднократный вопрос: «как имя твое?» он постоянно отвечал: «я – христианин. Это имя для меня дороже и славнее, нежели имя, данное родителями. Но если нужно знать и то имя, – я называюсь Тарахом». Подвергнув его бичеваниям и видя его упорство, судья...
Многие из нынешних христиан почти вовсе незнакомы с словом Божьим. Они все мирское читали и изучали тысячу раз и ни разу не брали в руки Библии. Спросишь: отчего не читают? Отвечают: оттого, что многого в ней не понимают. Но это не оправдание, братие! Они оттого и не понимают слова Божия, что никогда не читают его. Читай они его с усердием, тогда бы и непонятное в нем со временем сделалось для них понятным, и темное светлым. Один инок, пришедши к своему...
Много может любовь христианская; много бывало примеров, когда братская беззаветная любовь извлекала несчастных грешников из пропасти греха и обращала на спасительный путь покаяния. Вот что рассказывает святитель Христов Иоанн Златоуст в трогательном слове своем к Феодору падшему: \"Скажу тебе и во дни наши случившееся, чему сам ты можешь быть свидетелем. Ты знаешь Финикса, Урванова сына, этого юношу, который остался в безвременном сиротстве...
«Земле, земле, земле, слыши слово Господне!»— взывал Пророк, оплакивая несчастия Царя Иудина (Иер. 22; 28-29). Земле, земле, земле, слыши слово и молитву мою ко Господу! Так, можно сказать, постоянно взывает и молится Святая Церковь, испрашивая этой земле благословение от Господа, и от самой земли требуя изобилия плодов ее для питания возлюбленных чад своих. Молится, ибо ведает, что земля, некогда прекрасная как рай...
Празднуя ныне память трех российских святителей: Петра, Алексия и Ионы, митрополитов московских и всея России чудотворцев, при жизни своей учивших вере и благочестию свою обширную паству и содействовавших процветанию своего отечества, не боявшихся для сего ни трудов, ни опасностей, ни даже самой смерти, а по смерти непрестанно молящихся о ней, мы должны сказать, что то были истинные наставники веры и благочестия, истинные пастыри, готовые положить (а некоторые из них...
Жизнь человеческая без веры подобна зданию без окон, без света. И вот открывается настежь окно, и видим мы свет, и чувствуем свежий воздух – это окно раскрывает нам благодатное действие слова Божия. Каждое евангельское чтение – это просвет в иной мир, откуда льётся на нас неизреченный свет Божественной благодати.
Немало и других похотей плоти и даже страстей безчестия (Рим. 1, 26), которым иные из носящих имя христиан не отказываются служить и жертвовать всем, не оставляя ничего для пользы души, как будто жизнь их только и есть, что на земле... Так вот видите, братия, — и христиане не все свободны от идолослужения. Значит, и мы должны чаще напоминать себе заповедь Божию: не сотвори себе кумира...
Есть святой поклон от смирения, от уважения к ближнему, от уважения к образу Божию, от уважения ко Христу в ближнем. И есть поклон порочный, поклон корыстный, поклон человекоугодливый и вместе человеконенавистный, поклон богопротивный и богомерзкий: его просил сатана у Богочеловека, предлагая за него все царствия мира и славу их (Лк.4:7).
За чаем отец рассказал нам очень интересный и трогательный пример о честности, слышанный им от нашего дедушки. В Москве одно время жил известный содержатель разгонных ямских лошадей, некто Эчкин. Предок его был крепостным крестьянином, который зимней порой ездил в извоз и платил за это своему помещику соответствующий оброк.
И к тебе слово, чадо мое поваре, – каждодневно борющийся в огне, колющий дрова, варящий яства, воду носящий, очищающий и омывающий овощи, коптящий лице свое, загрязняющий одежды, потеющий и жарящийся, усиливаясь всячески успеть предложить братиям потребные яства, – ты со святыми честь иметь будешь, и лоно Авраамово тепле упокоит тебя.
Св. церковь торжественно вспоминает ныне обретение честного креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по воскресении Господа, и совершено св. Еленою, материю равноапостольного царя Константина. Когда эта благочестивая царица посещала места, освященныя жизнию и страданиями Богочеловека, то Дух Святый возбудил в ее сердце желание – обрести крест Господень, который до того времени, по смутным обстоятельствам церкви...
Господь сказал: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть... Дух есть, иже оживляет (Иоан. 6, 63). Что значат эти слова Спасителя? То, что ими Он указывает на благодатное, необыкновенное и могущественное действие слова Его на сердце человеческое, когда слушают это слово со смирением, благоговением, глубоким вниманием и готовностью последовать ему. Эту истину, по нашему мнению, лучше всего можно указать примерами грешников, которые единственно чрез такое слушание слова...
«На сем камени созижду Церковь Мою, — глаголет Господь наш Иисус Христос во Святом Евангелии, — и врата адова не одолеют ее» (Мф. 16; 18). «Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18; 17). Дорога и возлюбленна Господу невеста Его Церковь Святая, ибо Он «стяжа» ее, купил не тленным серебром и златом, а «Кровию Своею» честною (Деян. 20; 28). Он «питает и греет ю» (Еф. 5; 29); Он — единая вечная «глава» ее...
Некоторые из христиан думают, что для того, чтобы спастись, нужно или в монастырь уйти, или изучить весь закон Божественный, а без этого-де никак нельзя спастись. Такие люди ошибаются. Оно, конечно, правда, что в монастыре, пожалуй, легче спастись, чем в миру, и истина тоже, что и закон Божественный христианину необходимо изучать; но если нельзя человеку, по обстоятельствам, в монастырь уйти и нельзя изучить весь закон Божественный...
Мы веруем, что события евангельские были именно такими, как о них написано. Мы не толкуем их как-либо иносказательно, мы веруем, что когда жил Сын Божий среди людей, здесь, на земле, воплотившийся от Девы и Духа Свята, всё то, что сказано в Евангелии, до последней черты, до последнего слова было именно так, как об этом повествуется. Но когда мы читаем Слово Божие, оно, кроме того, разъясняет нам нашу душу, наши грехи. И здесь, в евангельских событиях, мы зрим нечто раскрывающее нам и нашу жизнь.
От Бога никуда не убежишь; лучше к Нему же, Милосердому, прибегать с покаянием. Он говорит: «нехощу смерти грешника» (Иез. 33; 11), и готов всегда помиловать кающегося, как бы ни были велики и тяжки его грехи. Поучительный и утешительный для нас, грешных, пример такого помилования представляет история святого пророка Ионы. Раскроем его священную книгу и послушаем, о чем повествует пророк.
Причащение Святых Христовых Таин есть самое великое из всех чудес, какие совершила сила Божия, — оно есть величайшее из всех Таинств, какие изобрела премудрость Божия, оно есть самый бесценный из всех даров, какие только даровала нам благость Божия. Приидите сюда мудрецы всего света, своим умом постигшие многие тайны природы; соберитесь все Богословы церковные, наставлением Святаго Духа исследовавшие глубины Божественных Писаний;
Преподобный Феодосий Печерский. Господи, благослови! У меня есть слово к тебе, Боголюбивый Княже. Я – Феодосии, худый раб Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, в чистой и православной вере рожден и воспитан в добром научении православными отцом и матерью. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими.