Пророк Михей научает, что на земле святых не должен обитать народ нечестивый
Горе тем, которые замышляют обман и делают злая на ложах своих, предваряют на разсвете, то есть исполняют с поспешностью, что придумали во время ночи.
Желают сел и домов, и приобретают их насилием. Пророк возвещает разорение и пленение обоих царств израильских, и здесь, как и в других местах, показывая, что сии бедствия навлекут на них жажда корыстей, идолослужение и утеснение бедных.
Сего ради сия глаголет Господь Бог: се Аз помышляю на племя сие злая. Племенем Пророк называет весь народ израильский.
В той день приимется на вы притча. Когда Бог исполнит, что помыслил на вас прежде; тогда Иезекииль, находящийся вместе с вами в плену, изречет притчу (Иез. 17:2), и как бы в изумлении воспоет плачевную песнь. Грабитель разграбил нас, и часть, которую получили мы от трех царей - Саула, Давида и Соломона, один он взял у нас, чтобы разделить ужами, принесенными из Ассирии. И некому возвратить нам поля наши, то есть не будет у них избавителя, который бы земли их отнял у Ассириян и разделил их на участки, как было во дни Иисуса Навина.
Посему не будет у тебя никого, кто бросил бы жребий для измерения в собрании пред Господом.
Ст. 5 многие комментаторы понимают, как слова, обращенные к пророку нечестивыми людьми, раздраженными его предсказаниями. Враги пророка выражают желание, чтобы умер, не оставив потомства (Гитциг, Орелли, Новак). Другие комментаторы (Юнгеров, Гоонакер) считают ст. 5-й заключением плачевной песни, изложенной в предшествующем стихе. После завоевания земли ханаанской евреи бросали жребий для разделения земли по коленам (Нав XVIII:8-10) в собрании у дверей скинии в Силоме. Заимствуя от этого факта образ выражения, пророк хочет сказать, что во время наступающего бедствия вся земля перейдет в руки врагов, а народ пойдет в плен, так что некому будет бросать жребий (слав. «не будет тебе вмещущ ужа в жребии») для разделения участков.
Не плачитеся слезами с ропотом. Если и не можете остановить потока слез своих вы, оставшиеся сыны Иудины, то остерегайтесь порицать Божии определения, чтобы плен и переселение, назначенные дому Иаковлеву, то есть десяти коленам, не постигли и вас.
Ст. 7-8 Вот словеса Мои добра для праведных; но определения гнева Моего исполнятся на народе сем, который, подобно разбойнику, сопротивился противу миру своему. Одраша кожу с беднаго, еже отъяти упование его. У бедного отняли вы достояние, на которое возлагал он надежду свою. Снова воздвигаете брань, и надеетесь с брани возвратиться с победою.
Жен народа моего изгоняете из домов сладости их; и у детей их, которых разбиваете о камни, отнимаете славу во век.
Посему востани и пойди, яко несть покой. Сим Пророк научает, что на земле святых не должен обитать народ нечестивый, что самая земля, оскверненная нечестием обитателей своих, должна быть очищена кровью их и наполниться телами убитых, как и далее сказано: нечистота истлит тлением и истребление превозможет. Пророк, говоря сие, разумеет или то, что Иудеи, отведенные в плен, претерпевая мучения от жестоких поработителей, не будут в покое за то, что сами не хранили покоя, владея землею своею, или то, что правда Божия не упокоится пленением десяти колен, но потребует еще поражения и колена Иудина. Посему Пророк говорит: нечистота, то есть войска языческих народов, истлит тлением и истребление превозможет, т.е. поражение повторится, по ниспровержении Самарии будет опустошен и Иерусалим.
Муж, ходящий в духе лжи и коварства, т.е. царь ассирийский, искапа тебе вино и пиянство. Искапал он тебе, но вместе и самому себе; и тебя погубит он, и сам погибнет. И будет от капли людей сих, т.е. Ассирияне побеждены будут Вавилонянами, как сами побеждали Евреев.
Собирая соберу всего тебя, Иаков, в стенах иерусалимских. Положу его аки овцы в скорби. Сим возвещается, что все множество переселенных будет собрано в стенах города. Яко паству посреде ложа их, сокрытую от человеков, т.е. лишенную правителей и пастырей.
Взошел просекающий пред лицем их, т.е. вошло войско врагов и, сокрушив стену, открыло вход поработителям. Просек и прошел, т.е. Бог. И изыде царь их пред лицем их, т.е. Седекия. Господь же вождь их, т.е. предводительствует войском, чтобы взять царя и предать его в руки гонителей его.
Толкование 2-главы Книги пророка Михея