Переговоры: конец «проекта Украина» или новый блеф США?
Президент РФ Владимир Путин чётко обозначил, на каких условиях Россия готова вести переговоры с Западом, и американцы поговаривают о готовности к диалогу. Но не факт, что это не очередная уловка, и давать гарантии России на самом деле никто не собирается.
Риторика Запада относительно поддержки Украины в конфликте с Россией заметно изменилась по сравнению с тем, что звучало в самом начале СВО. Бравурные заявления о том, что Россия непременно будет нанесено стратегическое поражение, а Украина несомненно победит и вернёт под свой контроль все потерянные территории, включая Крым, вошедший в состав РФ десять лет назад, если и встречаются, то крайне редко.
Всё чаще западные политики и эксперты говорят о проблемах ВСУ, хотя раньше они всегда изображали украинских военных как смелых и талантливых бойцов. Теперь же приходится признавать превосходство ВС РФ по ресурсам, их грамотную стратегию и быструю адаптацию к меняющимся условиям.
Созрел ли Запад для переговоров с Россией?
И вот уже даже директор ЦРУ Уильям Бёрнс в Конгрессе заявляет, что без американской помощи Украина потеряет ещё больше территорий, армии придётся отступать ещё дальше, а руководству страны — сесть за стол переговоров с Россией уже в 2024 году.
Среди городов, которые вскоре могут повторить судьбу Авдеевки, прежде всего называют Харьков и Одессу. Так считают, в частности, бывший разведчик ВС США Скотт Риттер , бывший советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор , французский политолог Брюно Тертре . Удерживать населённые пункты ВСУ становится всё тяжелее: главнокомандующий ВСУ Александр Сырский и не пытается отрицать сложное положение своих войск.
Украинские командиры в интервью немецкому журналу Der Spiegel рассказывают о вынужденной экономии боеприпасов из-за недостаточного снабжения. Один офицер предупредил, что ВСУ не смогут долго так продержаться.
Из этого американский аналитический центр Институт изучения войны (ISW) делает вывод: «Заявления Сырского и украинских командиров позволяют предположить, что интенсификация российских наступательных операций в районе, где украинские силы не уделяли приоритетного внимания распределению и без того ограниченных запасов боеприпасов, может привести к российскому прорыву и дестабилизации на ранее стабильном участке линии фронта в короткий период времени».
А хорватская газета Advanced прогнозирует, что без увеличения западной военной помощи и коренных изменений в стратегии Киева положение ВСУ на фронте продолжит ухудшаться, и переломный момент для Украины наступит уже к лету.
Конечно, никто на Западе не хочет переговоров о капитуляции. Однако в США ситуация обсуждается гораздо более трезво, чем в Германии, где морализаторство превалирует над реальной политикой, а переговоры преподносятся как «миссия невыполнима» или даже как «предательство», отмечает военный эксперт, полковник бундесвера в отставке Вольфганг Рихтер в интервью немецкому изданию Berliner Zeitung.
Публично официальные лица США, конечно же, ни к каким переговорам Украину не призывают и сами такую инициативу не выдвигают. Наоборот, они говорят, что такое решение должны принять сами украинцы, а вообще сначала им, по словам Виктории Нуланд, которая вскоре покинет пост заместителя госсекретаря по политическим делам, необходимо занять более сильную позицию.
«Несмотря на это, в США вполне могут быть готовы вести переговоры с Россией, чтобы защитить свои интересы в области безопасности. Речь идёт, прежде всего, о сохранении ядерной стратегической стабильности, которую Вашингтон стремится отделить от украинского конфликта. Вашингтон не заинтересован в эскалации. Даже риторика изменилась за последние два года. Хотя сохраняется требование о выводе Москвой своих войск с Украины, о „стратегическом поражении“ России уже не идёт речь. Вместо этого в кулуарах уже рассуждают об общих интересах: предотвращении эскалации, поддержании стратегического равновесия, недопущении гонки вооружений в космосе, глобальном режиме нераспространения ядерного оружия, изменении климата в Арктике», — заявил Рихтер.
И вот уже говорится, что на мирные переговоры по Украине просто необходимо звать представителей России, хотя раньше западные и украинские политики собирались обсуждать подобные вопросы без присутствия Москвы.
«Мирная конференция откроет процесс, путь, и России обязательно придётся присоединиться к этому пути. Я уже говорил в Давосе в январе, что не будет мира без русских. Моя позиция не изменилась», — сказал глава МИД Швейцарии Иньяцио Кассис 13 марта в интервью телеканалу SRF.
Речь идёт о саммите, который швейцарскую коллегу Виолу Амхерд попросил организовать Владимир Зеленский. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сразу предупредила, что Россия, даже если она получит официальное приглашение, не намерена принимать участие в этом мероприятии, которое станет продолжением встреч в «копенгагенском формате», дискредитировавших себя и зашедших в тупик.
На тех тайных встречах, напомним, Украина и западные страны обсуждали «формулу мира» Зеленского, которая, по сути, представляет собой ни что иное как капитуляцию Москвы. Они также пытались перетянуть на свою сторону государства Глобального Юга, продолжающие сотрудничать с РФ. Однако все сходки заканчивались без какого-либо результата: встретились, поговорили и разошлись.
Только серьёзные переговоры и никаких морковок
Россия ни в коем случае не отказывается от переговоров как таковых, что в очередной раз подчеркнул президент РФ Владимир Путин в интервью генеральному директору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселёву 13 марта, пояснив, что это должны быть переговоры, основанные на тех реалиях, которые сложились на земле, а не на каких-то «хотелках» после применения психотропных средств. Российский лидер также подчеркнул, что никому не верит — нужны гарантии, которые устроили бы РФ, и они должны быть прописаны, а не носить характер пустых обещаний.
Проходили, знаем. Не расширять НАТО ни на дюйм обещал и госсекретарь США Джеймс Бейкер президенту СССР Михаилу Горбачёву, глядя в глаза, и премьер-министр Великобритании Джон Мейджор министру обороны СССР Дмитрию Язову. С тех пор Североатлантический альянс поглотил всю Восточную Европу и часть республик б. СССР, вплотную приблизившись к российским границам.
«Сейчас вести переговоры только потому, что у них патроны заканчиваются, — это как-то нелепо с нашей стороны. Мы готовы, тем не менее, к серьёзному разговору, мы хотим разрешать все конфликты, и тем более этот конфликт, мирными средствами. Но мы должны чётко и ясно понимать для себя, что это не пауза, которую противник хочет взять для перевооружения, а это серьёзный разговор с гарантиями безопасности Российской Федерации», — заявил Путин.
Иными словами, это не должны быть «Минские соглашения-3», которые никто изначально и не собирался выполнять, и единственной целью которых было получение времени для укрепления украинской армии, чтобы продолжить военные действия с новой силой.
Какие конкретно гарантии устроили бы Россию, президент не уточнял, но в целом и так понятно: признание новых границ с учётом ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей (иначе два года сражений и жертв будут перечёркнуты); отказ НАТО от притязаний на Украину (это, собственно, и послужило причиной начала СВО).
Кроме того, не исключено, что гарантии безопасности Москва потребует также от США и НАТО. В конце 2021 года российская сторона направляла им проекты таких договоров. Они предусматривали отказ от нанесения ущерба безопасности друг друга и использования территории других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения на Россию или США; неразвёртывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, как и ядерного оружия, вне национальной территории; отказ США от создания военных баз на территории государств, ранее входивших в СССР.
Но согласится ли Запад дать России такие гарантии безопасности и главное, соблюдать, их? На этот счёт есть большие сомнения.
«В отношении России перейдены все мыслимые на сегодняшний день „красные линии“, и вполне естественно, что сейчас наблюдается крайнее недоверие к Западу. Поэтому я хорошо понимаю желание российского президента потребовать серьёзных гарантий, потому что ставки слишком высоки. Мы больше не можем играть с огнём, как это до сих пор делали европейские правительства, движимые атлантическим воинственным безумием. Трудно предполагать возможность гарантий, учитывая, в частности, чем закончились Минские договорённости», — говорит бывший депутат парламента Италии Вито Коменчини .
Руководитель центра изучения России, Кавказа и Средней Азии Итальянского института международных политических исследований (ISPI) Альдо Феррари также считает запрос, касающийся гарантий, абсолютно понятным и легитимным с точки зрения Москвы, даже если на Западе притворяются, что не помнят его. Большая часть трудной ситуации, образовавшейся в отношениях РФ и Запада, происходит из того, что эти гарантии безопасности ещё с советской эпохи не были зафиксированы в письменном виде, в частности, в связи с расширением НАТО на восток, отмечает он.
«Я вижу, что западный политический дискурс не принимает российский запрос о гарантиях на протяжении 30 лет и продолжает не принимать его и сейчас. И в ситуации, когда Россия воспринимается как страна-агрессор, я думаю, что её не услышат и в этот раз», — заявил Феррари.
А по мнению венгерского политолога Дьердя Ногради, не всё так категорично — часть государств всё же готово предоставить России гарантии.
«Запад сейчас расколот в отношении России. По моему убеждению, немецкое правительство готово, пара стран в ЕС готова. Сейчас Европа живёт под огромным давлением американских демократов. Если вернётся Трамп, эта ситуация изменится. Для меня есть два ключевых вопроса. Первый — кто приходит к власти в Америке в ноябре. Второй — какое распределение веса будет внутри ЕС после выборов в Европарламент», — добавил эксперт.
Законность требований РФ на Западе понимают, но всерьёз Запад всё же ещё не готов поставить на первое место глобальную безопасность и благополучие всего мирового сообщества. И, соответственно, и сесть за стол переговоров — серьёзных переговоров! — с Россией, чтобы положить конец конфликту, который косвенно затронул разные континенты. А уловки типа Минских соглашений и заверения «поверьте нам на слово» больше не прокатят.
Поэтому всё, что сейчас остаётся России — продолжать военную спецоперацию. Тем более, ситуация на фронте сейчас складывается в её пользу, а нерешительный Запад, чья риторика никогда не сходится с реальностью, как пишет немецкий журнал Focus, оказался её важнейшим союзником.

