Западу он больше не нужен: кого поставят вместо Зеленского

Западу он больше не нужен: кого поставят вместо Зеленского


На днях Владимир Зеленский заявил, что Российская Федерация инициировала план с условным названием «Майдан-3», целью которого является свержение Зеленского и установка некоего нового режима. Риски государственного переворота на Украине в следующем году действительно есть. Но исходят они вовсе не от России, от тех самых западных партнеров Зеленского, которого они еще вчера превозносили до небес, а сегодня ломают голову над тем, куда девать надоедливую марионетку.

Причины для замены Зеленского лежат в плоскости большой геополитики. Зеленский, как увлекающийся актер, слишком сильно «вошел в образ», и потому ментально и психологически не способен выйти из ниши «военного президента», ассоциирующегося с обещаниями вести войну «до победного конца», с «границами 1991 года» и прочими несбыточными нарративами, которыми украинская пропаганда насыщала информационное пространство почти два года. Он не может перейти к иному политическому функционалу, связанному с принятием объективной реальности, годами выживания без денег, прекращением огня и тяжелейшим переломом национальной психологии. Значит, с точки зрения Запада, это будет делать кто-то другой.

При этом просто уйти через выборы и передать власть новому ставленнику Западу легальным путем Зеленский уже не сможет, время упущено. Проведение выборов на Украине в следующем году невозможно. Прежде всего, нет технических средств, которые бы позволили провести голосование на линии фронта и за границей Украины. В качестве некой «интеллектуальной игры» в Киеве прокачали перспективы использования электронного голосования через сервис государственных услуг, но до стадии хотя бы первичной реализации проект доведен не был.

Наконец, в бюджете Украины отсутствуют заложенные на 2024 год средства на проведение выборов, а сам Зеленский подчеркивал, что выборы проводить не будет.

В Киеве как минимум не исключают того, что останутся со сниженным финансированием. В администрации Зеленского прорабатываются разные «непопулярные» меры, от сокращения в разы социальных выплат до посягательства, страшно сказать, даже на выплаты военным. Дело в том, что дефицит украинского бюджета по «мирным» статьям составляет порядка 24 миллиардов долларов, а при условии продолжения боевых действий необходимы транши свыше 40 миллиардов. Самостоятельно Украина таких денег не найдет, в ЕС на разных уровнях отметили, что Евросоюз не сможет (или не хочет?) заменить США в части необходимой Киеву финансовой поддержки.

В результате, уже весной киевский режим может столкнуться с ситуацией окончательно парализованной экономики, с гигантской нагрузкой на социальную систему (трудоспособное население либо загнано в ВСУ, либо убежало за границу), отсутствием финансовых резервов и, главное, перспектив.

При этом американцы хотят, чтобы Киев уменьшил свою зависимость от внешних источников финансирования и больше полагался на свои силы. Это был основной месседж спецпредставителя США по Украине, Пенни Прицкер. Однако Украина даже в мирное время не может обойтись только своими ресурсами и всегда зависит от внешней поддержки. Во время продолжающегося конфликта, когда экономика разрушена, эта задача становится еще более невыполнимой. Особенно с учетом высокого уровня коррупции и низкой эффективности государственного аппарата. Эти проблемы не решатся в обозримом будущем.

Стоит отметить, что понятие «пророссийский майдан», которое пытается вбросить Зеленский, имеет малое отношение к тому, что может быть реализовано на практике. Пророссийским «Майдан-3» быть не может, потому что на Украине не осталось сколько-нибудь организованных «пророссийских» сил в любом понимании. Политики и лидеры общественного мнения либо убиты (Олесь Бузина), либо выдавлены за пределы страны, в ситуации политического террора и контроля существует Украинская православная церковь.

Тем самым, становится невозможной канализация протеста в «пророссийский» политический феномен, а сам протест может иметь не столько политический, сколько социально-экономический бэкграунд. Значительную часть этого гипотетического протеста составят женщины и пенсионеры, потому что больше некому.

Тем не менее, Зеленский пытается создать ситуацию, при которой все его конкуренты по умолчанию будут зачислены в «агенты Кремля». А что ему еще остается? Раньше в подобном ключе действовал Порошенко — не помогло. Не поможет, очевидно, и Зеленскому.

Явных «сменщиков» Зеленского сейчас трое. Мэр Киева Виталий Кличко, является протеже Европейского союза, главком ВСУ Валерий Залужный выражает интересы Британии и США (именно в такой последовательности), а экс-президент Петр Порошенко выступает ставленником США. У каждого есть из них есть шансы при определенных обстоятельствах занять место Зеленского.

Начиная с весны, Виталий Кличко ведет активнейшую внешнеполитическую деятельность, которая в некоторые моменты превосходила активность МИДа Украины и самого Зеленского. Например, Виталий Кличко встречался с послом США на Украине Бриджит Бринк, обсуждая с ней экономическую и социальную ситуацию в Киеве, а также «вопросы подготовки столицы к отопительному сезону и дальнейшее сотрудничество в сфере безопасности». Эти темы явно не входят в функционал мэра столицы.

Младший брат Кличко, Владимир, по приглашению министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок принял участие в гражданском форуме «Свободной прессы» в качестве главного спикера. Форум инициирован германской стороной «для проведения информационной кампании в Восточной Германии, где преобладают пророссийские настроения относительно войны на Украине и целесообразности дальнейшей поддержки Украины».

В мероприятии приняли участие более 300 представителей медиа со всей Германии, лидеры общественного мнения из восточных федеральных земель, а также немецкие политики и представители местной власти. Медийный резонанс от визита брата мэра Киева был больше, чем от многих других визитов украинских госчиновников.

В сентябре братья встретились с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, на которой обсуждались вопросы интеграции Украины в Европейский союз и НАТО. Гости из Киева получили публичные комплименты и благословение на демократические преобразования.

Кличко-старший на мероприятии Bild 100 обсудил поддержку Украины с различными немецкими политиками, включая канцлера ФРГ Олафа Шольца. Кроме того, были организованы встречи с главой МИД ФРГ Анналеной Бербок, бургомистром Берлина Каем Вегнером, с которым было достигнуто соглашение о поставке в Киев б/у городского автотранспорта и специалистов-протезистов. Тогда же Кличко встретился с делегацией депутатов Национального собрания Франции, членами межпарламентской группы дружбы «Франция-Украина» под руководством Бенжамена Аддада.

Активность киевской мэрии особенно заметна после неудачных попыток администрации Зеленского уволить Виталия Кличко с должности мэра.

Главком ВСУ Валерий Залужный имеет высокую популярность за рубежом, обеспеченную публикациями в целом ряде СМИ, внимание которых «стоит дорого», а редакторская политика полностью согласована с интересами атлантизма. Особенно щедро мысли Залужного транслируют своей аудитории The Economist и другие издания, представляющие собой рупор лондонского Сити, британского финансового капитала.

При этом ВСУ остается сейчас главным силовым ресурсом на Украине, достаточно автономным от администрации Зеленского. В последние недели окружение Зеленского явно пытается снизить аппаратный вес Залужного и ослабить его команду: назначенный на пост министра обороны Рустем Умеров начал «через голову» Залужного увольнять командующих родами войск, а ближайший помощник Залужного, Геннадий Частяков подорвался на «подарке», состоящим из нескольких гранат.

Последним с точки зрения публичности (старается сейчас особо «не отсвечивать»), но не по своим возможностям, кандидатом на замену Зеленскому является Петр Порошенко. Проигравший в 2019 году Зеленскому Порошенко без лишнего шума проводит встречи с военными, а его сохранивший остатки независимости «5 канал» с готовностью дает эфир силовикам, обозначающим свою лояльность Залужному и выступающим в поддержку его президентских амбиций.

Существует целый ряд других фигур «кандидатов в изгнании», вроде бывшего советника офиса президента Украины Алексея Арестовича (включен в реестр экстремистов и террористов в РФ), которого тоже прочат в новое руководство. Однако, за рамками медийной сферы, ресурсов у Арестовича практически нет.

Поэтому наиболее вероятным вариантом «Майдана-3» на Украине может быть социально-экономический протест, реализуемый конгломератом Порошенко-Залужный с возможным учетом интересов ЕС в виде учета Кличко. И если кандидатуры новых «гетманов» вариативны, то задача грядущего переворота понятна и меняться не будет: это консервация западного контроля над Украиной и переход к стратегии долговременного вялотекущего конфликта с Россией. Для этого Западу нужны новые фигуры, способные оттеснить Зеленского от власти, вытеснить из информационной повестки и отправить в политический анабиоз.

 

Написать комментарий