Богатырский дух – гарантия победы

Богатырский дух – гарантия победы

Сегодня наш собеседник наставник многих чемпионов мира, Европы и России, капитан 1-го ранга, вице-президент Федерации кикбоксинга Москвы, заслуженный тренер России, старший тренер СШОР ЦСКА по боксу и кикбоксингу имени В. П. Ульянича, Константин Юрьевич Новиков.

– Что раньше пришло в Вашу жизнь: бокс или море?

– Конечно, бокс. Я учился в 6-м классе школе №10 города Дубны, и перворазрядник по боксу Володя Соколов начал проводить с нами занятия. Получилась народная секция. В актовом зале ДК «Октябрь» мы вешали два мешка и отрабатывали удары. Занятия проходили три раза в неделю. Это был 1968-й год – золотая пора советского бокса. В то время он был очень популярен. Наши спортсмены добились тогда наилучших успехов – били всех!

– А потом Вы поступили в военное училище?
– Нет. Мои родители окончили Московский авиационный институт и настояли на том, чтобы и я туда поступил. Учился на факультете летательных аппаратов. МАИ имел очень сильные спортивные традиции. Его в шутку называли «институтом физкультуры с легким авиационным уклоном». Для того, чтобы там удержаться, достаточно было выиграть спартакиаду и стать призером Студенческих игр. Так как у меня это получалось ежегодно, то стипендию всегда платили, сессию продлевали – а что еще надо студенту для счастья? И я настраивался на длительную учебу. Тогда в ходу была поговорка: трудно учиться первые десять лет, а потом привыкнешь. Я решил быть живым воплощением этой поговорки. За четыре года учебы закончил два курса, но такие темпы образования очень не нравились моим родителям, и на семейном совете было решено отправить меня в Севастополь, в Черноморское Военно-морское училище имени Нахимова. Поначалу было не так-то легко – с разгульных студенческих хлебов попасть на суровую военную кашу, но со временем втянулся, продолжал заниматься спортом, изучал традиции Русского Военно-Морского Флота. 
По окончании был распределен на полигон в Феодосии, где испытывали ракеты. Затем окончил Питерскую Военно-Морскую академию и был переведен в Москву. До 1992 года пребывал на службе в Вооруженных силах, а потом уволился и перешел на тренерскую работу в ЦСКА. Если помните, в то время в обществе было негативное отношение к армии. Нас даже предупреждали, чтобы на военную форму мы надевали гражданскую одежду. 

– Скажите, Константин Юрьевич, чемпионом мира может стать любой, или для этого нужен особый талант?
– Талант – это труд. И к трудолюбию должны быть приложены соответствующие физические параметры. Также у борца должен быть дух богатырский. Если нет духа, то и физические параметры не помогут. Должно быть и то, и другое.

– Есть ли примеры, когда кто-то из Ваших воспитанников добивался победы именно благодаря бойцовскому характеру?
– Вот у меня есть воспитанник Леха Папин из клуба «Пересвет». Верующий парень. В 2006 или 2007 году в Астрахани был Кубок России. В финале ему сломали нос, но он продолжил бой и победил. Потом мне признался, что ему было тяжело слушать, как я на него кричал во время боя. А я потом только узнал, что он был травмирован.

– А существуют ли какие-либо упражнения для того, чтобы развить в себе богатырский дух?
– Тело нужно, чтобы духовно развиваться. Мой товарищ Дима Кращиков, заслуженный мастер спорта из Липецкой области, рассказывал, что у них там ежегодно проводится крестный ход до Задонска.  Расстояние – 280 км. Идут три-четыре дня. Дима не пьет и не курит. Пошел он в первый раз: «У меня руки отсохли. Старики идут, а я выдохся». Там нагрузка более тяжелая, чем в спорте. Как пахарь или бурлак, идет и идет, тянет свою лямку и тянет. Потом, правда, он привык.
Вообще сначала голова устает, потом тело. Мне довелось побывать на Афоне. Поразился тому, как долго молятся монахи. Я вроде бы подготовленный человек, но не могу выстаивать столько служб.

– Как Вы обрели дорогу в православный храм?
– Мои родители-коммунисты крестили меня в детстве. Мне кажется, в советское время люди были больше христиане, чем сейчас. Ведь Бог есть Любовь. Тогда было больше любви в человеческих взаимоотношениях, поэтому я не могу оплевать свое прошлое. Примерно с 1985 года началось загнивание системы. Горбачев позже признался: «Моя задача была – разрушить коммунизм». От него не отставал и Ельцин: «Моя задача – разрушить страну». 
Вот в это время наступил духовный вакуум. У меня тогда был духовный порыв. Познакомился с ребятами. У человека же Бог в душе живет. У нас тут построили храм в Реутово. Туда и пришел. Теперь каждую субботу и воскресенье стараюсь быть в храме. Только во время карантина не ходил.

– А что, на Ваш взгляд, представляет собой коронавирус?
– Я не специалист, но из личных наблюдений и знакомства с аналитикой на эту тему и мнением ученых у меня сложилась такая картина. Вирус действительно существует. Ведущий российский вирусолог, академик Гундаров рассуждает так. Что является осложнением коронавируса? Воспаление легких и смерть. Берем статистику умерших от пневмонии за прошлые годы и сравниваем данные с числом умерших от пневмонии в этом году. Оно не превышает показатель смертности предыдущих лет. Значит, реакция чиновников была неадекватна ситуации. 
А вот сколько умерло от самоизоляции, мы еще, может быть, узнаем. В их числе – гипертоники, диабетики, туберкулезники, онкобольные и другие люди с тяжелыми заболеваниями, которым не то что не оказывали медицинскую помощь, но даже не давали выйти на улицу.
Как тренер я знаю, что для здоровья пожилым людям нужно регулярно гулять на свежем воздухе, а их заперли по домам. Поэтому вполне вероятно, что от самоизоляции умерло больше людей, чем от коронавируса.

– Пока мы были на самоизоляции, Госдума РФ приняла целый ряд законов, ускоряющих цифровизацию общества. В том числе и закон о ЕФИРе, вызвавший массовые гражданские протесты. А министр цифрового развития Максут Шадаев недавно заявил, что «люди просто не понимают своего счастья». А Вы как считаете, цифровизация – это счастье?
– Никита Михалков в своей передаче сказал все, что нужно. Но курс на цифровизацию все равно приняли бы, даже без изоляции. По сути он принят уже задолго до этого. Планы цифровизаторов нигде не обсуждаются, а просто продвигаются и все. Я понимаю, если бы были какие-то конференции, дискуссии, на которые бы приглашали экспертов с разными мнениями и выслушивали их. А наша Госдума любой закон примет. А зачем это нам? Жили всегда без этой электроники, и можно было бы и дальше жить. А теперь, учитывая коррумпированность наших чиновников, наши личные данные могут стать доступны любому.

– Как не падать духом в тяжелых обстоятельствах?
– Я не считаю себя адамантом. У меня тоже бывает и уныние, и упадок духа. Тогда иду в храм, молюсь.

– А со спортивной точки зрения?
– У меня был тренер, Русский немец Густав Кирштейн. Он пережил репрессии, но никогда не хотел уезжать из России, хотя тем, кто переселялся в Германию, выплачивали большие деньги. Мне запомнились его слова, смысл которых я стал понимать только сейчас: «Какое главное качество боксера? Главное качество боксера – терпение». И действительно это так. У кого есть терпение, тот мужественно терпит и боль, и неудачи, и усталость, а в итоге добивается победы. А если еще при этом человек знает Бога, имеет веру, то гарантия победы – стопроцентная.

Беседовал Александр Шувалов

Написать комментарий