«Сокрый нас от лица антихриста...»
Высказывания о будущем и предупреждения Cтарцев Оптинских, адресованные духовным чадам.
И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть;
и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши; и юноши ваши будут иметь видения;
и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. Деян. 2,17
+ + +
«Кто теперь читает Апокалипсис? – заметил однажды старец Варсонофий. – Почти исключительно в монастырях да в духовных академиях и семинариях, по необходимости. А в миру редко кто читает. Отсюда ясно, что тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что свершается. А понимая, будет готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или другие современные ему события...».
+ + +
«Будет ли соединение церквей?» – спросила батюшку Нектария Надежда Александровна Павлович. – «Нет, – ответил старец, — это мог бы сделать только Вселенский Собор, но Собора больше не будет. Было 7 Соборов, как 7 Таинств, 7 даров Святаго Духа. Для нашего века полнота числа 7. Число будущего века 8. К нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности…».
+ + +
«Седьмое число в церковной численности великое имеет значение, – отмечал и преподобный Амвросий Оптинский. – Срок времени церковного числится семидневными неделями. Православная Церковь содержится и руководствуется правилами седьми Вселенских Соборов. Седмь Таинств и седмь дарований Святаго Духа в нашей Церкви. Откровение Божие явлено было седми Азийским Церквам. Книга судеб Божиих, виденная в Откровении Иоанном Богословом, запечатана седмью печатями. Седмь фиал гнева Божия, изливаемых на нечестивых и проч. Все эти седмеричные исчисления относятся к настоящему веку и с окончанием оного должны кончиться. Век же будущий в Церкви означился осьмым числом... Неделя Антипасхи <…> называется Неделею о осьмом, т.е. вечном дне и нескончаемом, который уже не будет прерываться темнотою ночей».
+ + +
«Просвещение возвышается, но мнимое, – писал батюшка Макарий духовным чадам, – оно обманывает себя в своей надежде. Юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым духом... Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердыми в православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем... Благодетельная Европа научила внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает».
+ + +
Однажды старец Варсонофий обмолвился иеромонаху Нектарию, что видел сон, будто к нему приходил антихрист. Обещал рассказать подробнее, но разговора не возобновил, а отец Нектарий не решился расспрашивать. Через несколько лет старец сам сказал об этом своим духовным детям: «До страшных времен доживем мы, но благодать Божия покроет нас. Повсюду ненавидят Христианство. Оно – ярмо для них, мешающее жить вольно, свободно творить грехи. Разлагается, тлеет, вырождается новейшее поколение. Хотят без Бога жить. Ну, что же! Плоды такой жизни очевидны... Антихрист явно идет в мир, но этого в мире не признают. Отсюда из монастыря виднее сети диавола...
А в последние времена храмы будут разрушены. На их местах будут устроены идольские капища и прочее. Монастыри будут в великом гонении и притеснении. Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковках. Гонения и мучения первых христиан, возможно, повторятся... Все монастыри будут разрушены, имеющие власть христиане будут свергнуты. Это время не за горами, попомните мое слово».
+ + +
В 20-х годах Нина Д. прямо спросила старца Нектария: «Все говорят, что признаки Второго пришествия исполнились». – «Нет, не все, – ответил батюшка, – но, конечно, даже простому взору видно, что многое исполняется, а духовному открыто: раньше Церковь была обширным кругом во весь горизонт, а теперь, видишь ли, как колечко. А в последние дни перед Пришествием Христовым она вся сохранится в таком виде: один православный иерей и один православный мирянин. Я тебе не говорю, что церквей совсем не будет, может быть, они и будут, да, но Православие-то сохранится только в таком виде. Ты обрати внимание на эти слова. Ты пойми. Ведь это во всем мире».
+ + +
Однажды в Холмищи приехал за советом молодой врач Сергей Никитин, но вместо того, чтобы решать его проблемы, батюшка Нектарий произнес монолог о потопе, тайно изобличающий современную ситуацию.
«Представьте себе, – сказал он удивленному гостю, – ведь теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха, пережитая родом человеческим в предпотопное время, была безотрадной, дикой и невежественной. На самом же деле культура тогда была весьма высокой. Люди многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по виду.
Только на это рукотворное достояние они тратили все силы и души. Все способности своей первобытной молодой природы они сосредоточили лишь в одном направлении – всемерном удовлетворении телесных нужд. Беда их в том, что они "стали плотью”. Вот Господь и решил исправить эту их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние пред лицем гнева Божия, а в доказательство правых слов строил ковчег.
И что же вы думаете? Людям того времени, привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем потопе... Те дни – прообраз наших дней. Ковчег – Церковь. Только те, что будут в ней, спасутся».
+ + +
Когда в Оптиной остался один отец Никон (Беляев), одна из монахинь призналась ему: «Мне хочется встретить Господа». «Не надо, – ответил он. – Греховно желать дожить до пришествия антихриста. – И, памятуя слова покойного старца Варсонофия, прибавил: – Такая скорбь тогда будет, что праведник едва спасется. А желать и искать страданий греховно и опасно. Это бывает от гордости и неразумения, а когда постигнет искушение, человек может не выдержать».
+ + +
После революции отец Нектарий, как мог, предупреждал духовных чад о том, что им предстоит претерпеть. Те надеялись, что новая власть долго не продержится, но батюшка не давал им никакой надежды на изменение общественной обстановки, даже благословлял обучать детей в советской школе. Отныне христианское воспитание они должны получать в семье, через пример отца и матери.
Он учил своих чад, как спастись: «Наступает время молитв. Во время работы говорите Иисусову молитву. Сначала губами, потом умом, потом она сама перейдет в сердце».
Чтобы крепче защитить своих чад от тлетворности века сего, отец Нектарий дал им особую, составленную им молитву, которую велел затвердить наизусть: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего».
Подготовила
Ирина Тихомирова
Источник: Газета «Православный Крест» №20(236) от 15 октября 2019 года.