День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год)

День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

«В грозе и молнии куёт народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. И пожар и раздор лишь способствовали величию земли русской. В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и обучалась и углубляла своё неисчерпаемое творчество».
Н. Рерих

18 апреля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

Стоит отметить, что само событие произошло 5 апреля по старому стилю, т. е. 12 апреля по новому, 1242 года, однако официально праздник, День воинской славы, отмечается 18 апреля. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. Судя по всему, при назначении даты не было учтено правило: при переводе дат XII-XIII веков к старому стилю прибавляется 7 дней (а прибавили по привычке 13 дней).
 
Ситуация перед сражением
Середина ХIII века была временем суровых испытаний для Руси. Русская земля в этот период была раздроблена на примерно полтора десятка независимых государств и ещё больше автономных княжеских уделов. Они имели несколько моделей развития: 1) южнорусскую и западнорусскую (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское, Галицко-Волынская Русь и другие княжества). Южная и Западная Русь в предшествующий период была сильно разорена и ослаблена внутренними усобицами, нашествием т. н. «монголов» (Миф о «монголо-татарском» нашествии; Миф о «монголах из Монголии на Руси»; Русско-Ордынская империя), что вызвало сильный отток населения во внутренние (лесные) области Руси. Это в итоге привело к тому, что Южная и Западная Русь была включена в состав Венгрии, Польши и Литвы;

2) северо-восточную (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества), которая постепенно стала новым пассионарным ядром Руси с сильной центральной княжеской властью, центром единения всех русских земель;

3) северо-западную (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика), с властью торгово-аристократической верхушки, которая ставила свои узкогрупповые интересы выше народных, и была готова сдать территорию Западу (немецким рыцарям, Швеции, Литве), лишь бы сохранить своё богатство и власть. Запад, после захвата значительной части Прибалтики, старался распространить свою власть и на северо-западные земли Руси. Пользуясь феодальной раздробленностью Руси и «монгольским» нашествием, что ослабило военную мощь русских земель, в северо-западные пределы Руси вторглись войска крестоносцев и шведских феодалов.

Влияние Новгорода в Карелии и Финляндии нарушало интересы Рима, который огнем и мечом насаждал католичество в Прибалтике (она ранее также входила в сферу влияния Руси), и планировал продолжать военно-религиозную экспансию с помощью немецких и шведских феодалов заинтересованных в росте численности зависимого населения и грабеже богатых русских городов. В результате Новгород столкнулся со Швецией и Ливонским орденом, за которыми стоял Рим. Со второй половины ХII в. по середину ХV в. Новгородская республика была вынуждена 26 раз воевать со Швецией и 11 раз с Ливонским орденом.

В конце 1230-х годов Рим подготовил поход на Русь с целью захвата северо-западных русских земель и насаждения там католицизма. В нём должны были принять участие три силы — Немецкий (Тевтонский) орден, Швеция и датчане. По мнению католического Рима после Батыевого нашествия обескровленная и разграбленная Русь, к тому же разделенная распрями крупных феодалов, не могла оказать какого-либо серьёзного сопротивления. Немецкие и датские рыцари должны были нанести удар по Новгороду с суши, из своих ливонских владений, а шведы собирались поддержать их с моря через Финский залив. В июле 1240 года шведский флот вошёл в Неву. Шведы планировали внезапным ударом взять Ладогу, а затем Новгород. Однако блестящая и молниеносная победа князя Александра Ярославича над шведами 15 июля 1240 г. на берегах Невы временно выбила из стана врагов Швецию.

Но другой враг, Тевтонский орден, был значительно опаснее. В 1237 г. Тевтонский орден, владевший славянской Пруссией, объединился с Ливонским орденом меченосцев, тем самым распространив свою власть на Ливонию. Соединив, таким образом, силы, направляемые папским престолом и получая поддержку со стороны Священной Римской империи, тевтонские рыцари стали готовиться к «Дранг нах Остен». Хозяева Запада — в это время «командный пункт» западного мира располагался в Риме, планировали по частям захватить и подчинить Русь, уничтожить и частично ассимилировать восточную ветвь суперэтноса русов, как до этого в течение нескольких столетий уничтожили западное этноязыковое ядро суперэтноса русов в Центральной Европе (территория Германии, Австрии, Пруссии и т. д.) — земли венедов-вендов, лютов-лютичей, бодричей-ободритов, руян, поруссов-пруссов и т. д.

В конце августа 1240 года епископ Герман Дерптский, собрав ополчение из своих подданных и рыцарей Ордена меченосцев, при поддержке датских рыцарей из Ревеля, вторгся в псковские земли и захватил Изборск. Псковичи собрали ополчение и решили отбить свой пригород. Попытка псковского ополчения в сентябре 1240 года отбить крепость окончилась провалом. Рыцари осадили сам Псков, но взять с ходу не смогли и ушли. Сильная крепость могла выдержать долгую осаду, к ней немцы не были готовы. Но рыцари вскоре взяли Псков, воспользовавшись предательством среди осаждённых. Ранее княживший в Пскове князь-изгой Ярослав Владимирович снесся с боярами внутри города, во главе которых был псковский посадник Твердило Иванкович, улестил их деньгами и властью. Эти изменники ночью впустили в крепость врага. В Псков были посажены немецкие наместники. К концу 1240 г. крестоносцы прочно обосновались в Псковской земле и стали готовиться к дальнейшему наступлению, используя ранее захваченную территорию как опорный плацдарм.

Рыцари действовали по традиционной схеме: захватывали землю, уничтожали вражескую живую силу противника, террором запугивали оставшихся жителей, строили свои храмы (часто на месте уже существовавших святынь), огнем и мечом обращали в «святую веру» и возводили опорные замки-базы для обороны уже захваченных земель и дальнейшей экспансии. Так, рыцари вторглись в новгородские владения Чудь и Водь, опустошили их, обложили жителей данью. Они также построили крепость в Копорье. Замок построили на крутой и скалистой горе и он стал базой для дальнейшего продвижения на восток. Вскоре после этого крестоносцы заняли Тесово, важный торговый пункт в Новгородской земле, а оттуда уже было рукой подать до самого Новгорода.

Новгородская верхушка в начале войны действовала не лучшим образом. После Невской битвы, когда народ с ликованием встречал победоносную дружину юного князя, торгово-аристократическая верхушка Новгорода, с подозрением смотревшая на князя, опасаясь роста его власти и влияния, рассорилась с Александром Ярославичем. На созванном вече ему бросили ряд несправедливых обвинений, а саму победу над шведами представили как авантюру, принесшую Новгороду больше вреда, чем пользы. Разъярённый Александр Невский покинул Новгород и вместе с семьей уехал в свой удел — Переяславль-Залесский. В итоге разрыв с молодым, но талантливым и решительным военачальником бедственно отразился на положении Новгорода. Однако надвигающаяся угроза привела к народному возмущению, новгородцы заставили боярскую «господу» звать на помощь Александра. К нему в Переяславль отправился новгородский владыка Спиридон, который упросил князя забыть прежние обиды и возглавить выступление против немецких рыцарей. Александр в начале 1241 года вернулся в Новгород, где был встречен всенародным ликованием.

Весной 1241 г. Александр Ярославич во главе своей дружины и ополчения из новгородцев, ладожан и корелы взял Копорье. Крепость срыли, пленных рыцарей отправили заложниками в Новгород, а служивших у них воинов из чуди и води повесили. Затем Александр разбил мелкие отряды противника, разбойничавшие в окрестностях и к концу 1241 г. новгородская земля была почти полностью очищена от врага. Зимой 1242 г. князь Александр вместе с братом Андреем, приведшим из Владимиро-Суздальской земли подкрепления, отбил Псков. Немецкая Рифмованная хроника так рассказывает о взятии Пскова войсками Александра Ярославича: «Туда он прибыл с большой силой; он привел много русских, чтобы освободить псковичей… Когда он увидел немцев, он после этого долго не медлил, он изгнал обоих братьев-рыцарей, положив конец их фогтству, и все их слуги были прогнаны». Псковские бояре-изменники были повешены.

Затем русские войска, усиленные псковским ополчением, двинулись в земли Ордена. Весть о движении русских войск вскоре достигла Дерпта, и местный епископ обратился за помощью к Ордену. Крестоносцы собрали большое войско, которое со вспомогательными отрядами чуди было готово к решительной битве. Один из передовых отрядов русского войска попал в засаду и был разгромлен. Александр поняв, что рыцарское войско само ищет генерального сражения, решил дать его в выгодных для себя условиях. Он отвел свои полки из ливонских границ и встал на Узмени, узкой протоке, соединяющей Чудское и Псковское озера, у Вороньего камня (островка-утеса, ныне скрытого водой Чудского озера). Такая позиция была очень удобной. Крестоносцы, пройдя к озеру, могли затем пойти на Новгород в обход Чудского озера на север, или Псков — вдоль западного побережья Псковского озера на юг. В каждом из этих случаев Александр Ярославич мог бы перехватить врага, двигаясь вдоль восточного побережья озер. Если бы крестоносцы решились действовать напрямик и попытались преодолеть пролив в самом узком месте, то тогда они непосредственно столкнулись бы с русскими войсками.

В состав тевтонского войска, которым командовал ландмейстер Тевтонского ордена Андреас фон Фельвен, кроме орденских братьев-рыцарей входили отряды Дерптского епископства и датские рыцари во главе с сыновьями датского короля Вальдемара II. Немецкие крестоносцы строились обычно в боевой порядок, известный под названием «кабаньей головы» («свиньи»). Это была узкая, но довольно длинная колонна. Во главе находился клин из нескольких сужающихся к переду рядов наиболее опытных и закаленных в боях братьев-рыцарей. Позади клина, постепенно расширяясь в глубину, становились отряды оруженосцев и кнехтов. По бокам колонны также двигалась рыцарская тяжеловооруженная конница. В центре колоны находилась пехота из наемных кнехтов (из балтийских племен подчиненных немцами), которым в бою отводилась второстепенная роль (добить поверженного врага). Мало какому противнику удавалось выдержать удар тяжелой рыцарской конницы. Рыцари на сильных лошадях подобно тарану мощным ударом раскалывали строй противника надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали их по частям (уже с участием пехоты). Но у этого построения были и свои недостатки. Сохранить боевой порядок после нанесения главного удара было практически невозможно. Да и совершить маневр при внезапно изменившейся в ходе боя ситуации в таком строю было крайне сложно. Для этого необходимо было отвести войско назад, привести его в порядок.

Зная об этом, Александр Невский ударные свои силы разместил на флангах. Основой боевого порядка русских войск того времени были три полка: «чело» — главный полк, находящийся в центре, и полки «правой и левой руки», расположенные по флангам «чела» уступами назад или вперед. Все три полка составляли одну, главную линию. Причем «чело» обычно формировалось из наиболее подготовленных воинов. Но новгородский князь разместил главные силы, в основном конницу, на флангах. Кроме того, за полком левой руки в засаде для обхода фланга и удара в тыл противнику находились конные дружины Александра и Андрея Ярославичей. В центре расположилось новгородское ополчение, которое должно было принять на себя первый и наиболее тяжелый удар. Впереди всех встали лучники, а сзади русского воинства, возле крутого берега, были поставлены скованные цепями сани обоза, чтобы дать дополнительную опору русской пехоте и остановить, лишить маневра вражескую конницу.

За спиной русской рати находился заросший густым лесом берег с крутыми склонами, исключавший возможность маневра; правый фланг был защищен зоной воды, называвшейся Сиговица. Здесь, вследствие некоторых особенностей течения и большого числа подземных ключей, лед был очень хрупким. Местные жители об этом знали и, несомненно, сообщили Александру. Левый фланг был защищен высоким береговым мысом, откуда открывалась широкая панорама вплоть до противоположного берега. В советской историографии Ледовое побоище считалось одной из крупнейших битв за всю историю немецко-рыцарской агрессии в Прибалтике, и численность войск на Чудском озере оценивалась в 10-12 тыс. человек у Ордена и 15-17 тыс. человек русских.

Сражение произошло 5 (12) апреля 1242 г. на льду Чудского озера. Момент начала боя «Рифмованная хроника» описывает так: «Русские имели много стрелков, которые мужественно вышли вперёд и первыми приняли натиск перед дружиной князя». Далее: «Знамёна братьев проникли в ряды стрелявших, было слышно как звенят мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие». Таким образом, известия «Хроники» о боевом порядке русских в целом сочетаются с сообщениями русских летописей о выделении отдельного стрелкового полка перед центром главных сил. В центре немцы прорвали строй русских: «Немцы же и чудь пробишася свиньёю сквозь полки».

Рыцари прорвали русский центр и завязли у обоза. С флангов их стали сжимать полки правой и левой руки. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди, и бе труск от копий ломления, и звук от мечного сечения, и не бе видети леду, покры бо ся кровию», отметил летописец. Окончательный перелом наметился, когда в бой вступили княжеские дружины. Крестоносцы начали отступление, которое переросло в бегство. Часть рыцарского войска русские дружинники загнали на Сиговицу. В ряде мест весенний лед проломился, и тяжелые рыцари, пошли на дно. Победа осталась за русскими. Русские преследовали бегущих по льду на протяжении 7 вёрст.

Пленных рыцарей босыми и с непокрытыми головами вели пешком подле их коней до Пскова, захваченных в плен наемных солдат казнили. Ливонская «Рифмованная Хроника» утверждает, что в Ледовом побоище погибло 20 братьев-рыцарей и 6 попали в плен, то есть явно преуменьшает потери. Хроника Тевтонского Ордена, видимо, более точна и сообщает о гибели 70 братьев-рыцарей. При этом и эти потери не учитывают павших светских рыцарей и прочих орденских воинов. Также стоит помнить, что немцы учитывали гибель только братьев-рыцарей. За каждым рыцарем стояло «копьё» — боевое подразделение. Каждое копьё состояло из рыцаря, его оруженосцев, слуг, мечников (или копьеносцев) и лучников. Как правило, чем богаче был рыцарь, тем больше бойцов насчитывало его копьё. Бедные «однощитные» рыцари могли входить в состав копья богатого «брата». Также знатными людьми могли быть паж (приближенный слуга) и первый оруженосец. Поэтому в Первой Новгородской летописи потери противников русских представлены так: «и… паде чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ».

Поражение в сражении на Чудском озере заставило Ливонский Орден просить о мире: «Что зашли мы мечом… от того всего отступаемся; сколько взяли людей ваших в плен, теми разменяемся: мы ваших пустим, а вы наших пустите». За город Юрьев (Дерпт) Орден обязывался выплачивать Новгороду «юрьеву дань». И хотя война 1240-1242 гг. не стала последней между новгородцами и крестоносцами, сферы их влияния в Прибалтике не подвергались заметным изменениям в течение трех столетий — вплоть до конца XV в.

Александр Невский после этой битвы навсегда вошёл в русскую историю как образ русской национальной и государственной идентичности. Александр Ярославич показывает, что никакое «мирное сосуществование», компромисс с Западом невозможны в принципе. Русь и Запад — это два мира, которые имеют различные мировоззренческие, концептуальные начала («матрицы»). Западная матрица — это материализм — «золотой телец», рабовладельческое общество — паразитизм «избранных» над остальными, что ведёт к саморазрушению и гибели всей цивилизации (отсюда современный кризис капитализма, белой расы, человечества и биосферы в целом). Русская матрица — господство этики совести, справедливости, стремление к идеальному обществу служения и созидания («Царству Божьему»).

Поэтому западники в России и стараются всячески очернить и принизить значение Александра Ярославича Невского и его побед, выбить из исторической памяти русского народа одну из основ. Александра Ярославича пытаются превратить из героя в антигероя, который якобы пошёл на союз с «монголами», вместо того чтобы сотрудничать с «цивилизованным и просвещённым Западом».

Написать комментарий