Источник духовной благодати

Источник духовной благодати

Наше Отечество, Русь Православная, испокон веков пользуется особым милостивым заступничеством и покровом Царицы Небесной. Всегда в годы опасностей и потрясений Она являла народу русскому Свою благодатную помощь. Одними из величайших источников духовной благодати являются святые чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

Для Приамурья и всего Дальнего Востока такой великой святыней является чудотворная Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть». Находится она в Кафедральном соборе, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, города Благовещенска, административного и духовного центра Амурской области.

История чудотворной иконы неразрывно связана с освоением русскими огромного по территории дальневосточного региона. К сожалению, затерялись в истории события, связанные с первоначальным явлением святого образа. Но можно с достоверностью утверждать о глубокой древности почитания Албазинской иконы Божией Матери. Чудотворной она считалась еще задолго до перенесения ее в Приамурье из Сибири.

Своим названием самая почитаемая на Дальнем Востоке православная святыня обязана двадцатилетнему ее пребыванию в знаменитом Албазинском остроге, а также в расположенном невдалеке от него Спасском монастыре. Первое упоминание об Албазине датировано 1650 годом, и связано оно с именем промышленного человека Е. П. Хабарова.

Ерофей Павлович Хабаров-Святицкий был родом из деревни Дмитриево Устюжского уезда (80 км юго-западнее Великого Устюга), а по другим данным — из Сольвычегодска. Переселившись в Сибирь, он в 1636 году занялся торговлей в Енисейске, а в 1638 году переехал на реку Лену, где в 1641 году на пустошах в устье реки Киренги устроил соляную варницу и мельницу. Он первый на Лене занялся земледелием, распахав 60 десятин земли.

Обладая деятельным и волевым характером, он по зову того сурового времени оказался на гребне волны русского казачества, достигшего даурских земель. В 1650 году отряд Ерофея Хабарова в количестве 155 человек занял на верхнем Амуре после двенадцатичасового сражения городок даурского князя Албазы (маньчжуры называли его Якса), имя которого дало впоследствии и острогу. Городок был основан даурами в 1645 году и к моменту прихода казаков представлял уже хорошо укрепленную крепость.

29 ноября 1650 года Хабаров отправился в поход вниз по Амуру, оставив в Албазине 50 казаков для охраны острога и сбора ясака.
Первый император пришедшей к власти в Китае маньчжурской династии Цин, Шунь-чжи, уже в 1651 году отправил к Албазину тысячную армию с целью изгнания засевших там беспокойных соседей, но только в 1658 году маньчжурам удалось разрушить Албазин, а также несколько других русских поселений и городков. Но это не испугало и не остановило землепроходцев, которых проторенная дорога влекла все более и более.
Прибытие святой иконы на Амурскую землю

В 1665–1666 годах группа из 84 беглых казаков возвела на месте Албазинского городища острог. Эти казаки убили на Лене в устье реки Киренги притеснявшего их илимского воеводу Л. А. Обухова «за невозможное свое терпение, что он Лаврентей, приезжая к нам в Усть-Киренскую волость, жен их насильничал, а животы их вымучивал». Царская администрация заочно приговорила возглавившего восстание пятидесятника Н. Р. Черниговского с 17 главными сподвижниками к смертной казни.

Под руководством атамана Никифора Черниговского на Амуре была создана вольная казачья республика. Обустроившись на новом месте, казаки предприняли активные действия, направленные к тому, чтобы оправдать себя и заслужить прощение Государя. Для достижения этой цели они быстро принудили к покорности местное население и стали брать с них ясак (дань).

Население Албазина постепенно увеличивалось. Сюда стекались казаки и промышленные люди из остатков разных экспедиций, беглые крестьяне из Сибири и так называемые «гулящие люди». Вокруг острога стали появляться заимки и зимовья русских.

В 1670 году Нерчинский воевода Данило Аршинский сносится с Черниговским официально, предлагая «без указу великих государей Даур не воевать», а в отписке царю называет Черниговского «Албазинского острогу приказным человеком».

В этом же году Черниговский отправил весь собранный им ясак в Москву, через Нерчинского воеводу, приложив «повинную челобитную», в которой признавал свою вину в убийстве Л. А. Обухова. Челобитная была подписана всеми албазинцами, пришедшими со своим атаманом с Лены, в числе 101 человека.

В 1672 году в Москве был издан указ, по которому Никифор Черниговский приговаривался к смертной казни, а часть его сподвижников по делу шестилетней давности — к жестоким наказаниям. Через два дня, «по былым обычаям», был издан новый указ, которым Черниговский подлежал помилованию и назначался царским приказчиком в Албазине. В царском указе говорилось: «В день святого ангела великого государя всея Руси повелеваем сжечь грамоту нашу о казни вора и грабителя Никифора Черниговского со товарищами. Воров тех милуем, и надобно их сыскать и отныне ворами не злословить, осыпать почетом и наградами. Никифора Черниговского именем нашим, великого государя всея Руси, ставим приказчиком Албазина, а рать его именуем русским воинством царским и шлем жалованье две тысячи серебром. И пусть Никифор Черниговский с казаками те рубежи на Амуре-реке сторожит и на тех рубежах стоит насмерть».

Вместе с отрядом Черниговского на Амур прибыл, а по некоторым данным, был приведен насильно старец иеромонах Гермоген. До своего переселения старец был известен как видный деятель православного просвещения земель Прибайкалья и устроитель образованного им в 1663 году Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря. По твердой вере в Промысел Божий, все устраивающий во благо, старец Гермоген благодушно покорился своей нелегкой участи и еще более усердно предался молитвенным подвигам иноческой жизни. В те трудные годы освоения восточных регионов именно православное духовенство явилось основоположником и носителем духовной крепости и духовной культуры первопроходцев. Известно, что еще в дружине Ермака находилась походная часовня. Ввиду этого понятно и желание беглых казаков иметь в своем отряде священника при уходе их в неизведанные, труднодоступные края. Подвижническая жизнь старца была выше всякой для того рекомендации.

Русские поселенцы, достигавшие восточных окраин Руси, были там первыми христианами. Общим правилом первопроходцев было: «где зимовье ясашное, там и крест или впоследствии часовня, где водворение крепостное, там церковь и пушка, где город, там управление воеводское, огнестрельные снаряды и монастырь, кроме церкви».

Возле Албазинского острога в «надолбах» — вертикально врытых в землю бревнах, служивших препятствием для прохода вражеской конницы, казаками была возведена часовня в честь Николая Чудотворца. На территории острога была еще одна часовня в честь Воскресения Господня. Позже здесь была возведена Воскресенская церковь с приделами в честь Владимирской иконы Божией Матери и Архангела Михаила. О намерении албазинцев возвести в остроге церковь впервые сообщается в грамоте 1673 года Петрушки Осколкова, десятников и рядовых служилых людей к митрополиту Сибирскому и Тобольскому Корнилию с просьбой разрешить и благословить строительство храма. Возведение его затянулось, и в донесении Албазинского приказчика Федора Евсевьева Нерчинскому воеводе, написанном не ранее 8 апреля 1676 года, он еще числился строящимся. Часовня Николая Чудотворца была также на заимке на Лапкаевом лугу.

В 1671 году игуменом Гермогеном, который и принес с собой на Амур святую чудотворную икону Божией Матери, именуемую «Слово Плоть Бысть», был основан в четырех километрах выше Албазина по течению Амура, возле устья реки Ульдугичи, в урочище Брусяной Камень, монастырь во имя Всемилостивейшего Спаса, следы которого сохранились до сих пор. По другую строну Албазина, в одной версте вниз по Амуру старце Гермогеном с братией была устроена еще пустынь с церковью и основано пашенное хозяйство.

В отстроенном старцем Гермогеном монастыре и его подворье подвизались всего четыре монаха, которые зарабатывали себе на жизнь тем, что мололи албазинцам на двух монастырских мельницах зерно, а также занимались кузнечным делом. В этой маленькой обители и находилась святая икона «Слово Плоть Бысть», изображающая чревоношение Богоматерью Богомладенца. Еще один монастырь во имя Святителя Николая Чудотворца. игумен Гермоген основал на берегу реки Кумары.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что свои чаяния и веру в конечную победу над всеми препятствиями в столь трудном деле, как освоение новых земель в диких, труднодоступных местах, русские первопроходцы связывали с победой Господа Иисуса Христа над смертью и с воинственной помощью сил света. Это отразилось и в названиях возводимых ими часовен, церквей, монастырей. Осознание исторического значения их дела для Российского государства нашло отражение в сюжете чревоношения святой чудотворной иконы «Слово Плоть Бысть» как изъяснения всей их героической жизни в свете чревоношения русской цивилизации на Дальнем Востоке. Интересно в этом смысле также и знамя блиставших воинской доблестью албазинцев. На одной стороне знамени изображены образ Спаса Вседержителя с ангелами в облаке и молящиеся святые преподобные Антоний и Феодосий Печерские, основатели монашества на Руси, а также святой Никита-Мученик и святой Иоанн-воин. На другой стороне знамени в кругу представлено изображение святой иконы Пречистой Богородицы Знамение и святые преподобный Сергий Радонежский, великий молитвенник об освобождении земли русской от татаро-монгольского ига, а также ученик его Никон.

Чувство сопричастности Небесной Заступницы рода христианского в великом деле освоения восточных рубежей оживотворяющее действовало на всю жизнь горстки русских смельчаков в кругу многочисленных врагов. Эта сопричастность помогла им преодолевать все трудности, возникавшие на их пути.

Согласно Нерчинскому договору, заключенному в 1689 году после многих лет противостояния маньчжур и русских, Албазино оказалось вне русской территории. Острог подлежал уничтожению, а люди — переселению. Уходили казаки из разоренного Албазина уже без святой чудотворной иконы «Слово Плоть Бысть». Старец Гермоген со святой иконой после первого ухода русских из Албазинского острога летом 1685 года в крепость больше не возвращался. Перенес он святыню вместе со святой иконой Всемилостивейшего Спаса из Спасского Албазинского монастыря в Сретенск. Именно в сретенский период святая икона Божией Матери получила название «иконы Албазинской Божией Матери» и стала символом русского господства в крае. Иеромонах Гермоген из Сретенска отправился в ранее устроенный им Свято-Троицкий Киренский монастырь на реке Лене, где и находился до своей блаженной кончины, наступившей в 1690 году.


Современные случаи чудесной помощи по молитвам перед чудотворной Албазинской иконой Божией Матери

В родах Помощница


Летом 1998 года, в разгар июльской жары, раба Божия Людмила Глухова родила дочку…

Беременность проходила с патологией, поэтому местные врачи, не желая рисковать, отправили Людмилу из поселка, где она жила, в областную больницу. Роды были непростыми, делали «кесарево сечение», при этом новорожденная попала с первых же минут своей земной жизни в детскую реанимацию. Первые трое суток младенец не видел и не знал своей матери. Врачи на вопросы о состоянии ребенка ничего не отвечали. Никакими словами нельзя передать, что мать испытывала, находясь в полной безвестности о судьбе своего чада!

И именно в это время приехал в город, чтобы узнать обстановку, муж Людмилы, бывший тогда старостой прихода в одном из районных центров. После встречи с женой он покидал областную больницу с чувством тревоги и озабоченности.

До вечернего поезда оставалось много времени. Тогда и пришла ему мысль обратиться за помощью к владыке — Преосвященному Гавриилу, который, выслушав расстроенного отца, благословил священнику отслужить в храме молебен перед чудотворной Албазинской иконой Божией Матери.

Молебен отслужили. Вечером поезд увозил Сергея в Архару, а его жена Людмила ничего не знала о том, что предпринял муж после их утреннего разговора в больнице.

Через несколько дней тревожного ожидания Сергей получил из города сообщение, что можно забирать жену и дочь. При встрече открылись удивительные подробности недавних событий…

Спустя несколько часов после встречи с мужем (когда в Кафедральном соборе уже был отслужен молебен пред святой иконой), Людмила была сильно удивлена внезапным появлением медсестры с долгожданным младенцем, которого принесли матери на первое кормление. Врач рассказала, что состояние ребенка улучшилось так быстро и настолько хорошо, что «выписывай из больницы хоть завтра».

Дай Бог нам всем обрести спасительную веру в несомненное предстательство Богородицы за нас, грешных! Пресвятая Богородице, спаси нас!

Рассказ священника

Одно время я проходил служение в Благовещенском Кафедральном соборе. И там я услышал рассказ о том, как один священник служил водосвятный молебен перед чудотворной иконой о благополучных родах одной из двух женщин, приехавших из села в областной центр рожать. У обоих неправильно располагался плод, и им грозила операция «кесарево сечение». Одна из рожениц просила помлиться у Святыни за нее, другая же отнеслась к этому скептически, не проявив веры. В последний момент у женщины, за которую помолились, ребенок принял правильное положение, и она благополучно разрешилась от бремени. А ее неверующую подругу пришлось оперировать.

Таких случаев небесной помощи беременным женщинам по молитвам у святой чудотворной иконы много, и молебны за благополучное разрешение от бремени рожениц служатся часто как перед самой святыней, так и перед ее многочисленными списками.

Написать комментарий