МИРНЫЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
По информации Интерфакс-Религия, известный исламовед Роман Силантьев считает, что опыт построения отношений с мусульманами, существовавший в дореволюционной России, может пригодиться при формировании современного мультикультурного общества.
«Я полагаю, что нам весьма желательно вернуться к принципу, которым руководствовались власти России до 1917 года: кто не желает жить с православными мирно, тот перестает жить рядом с ними. Именно этот подход сможет гарантировать настоящий мирный мультикультурализм», – сказал Р.Силантьев, слова которого приводит во вторник газета «Известия».
Тогда, по мнению исламоведа, было построено мультикультурное общество, где мусульмане сохраняли свою этническую и религиозную идентичность, но в соответствии со своими обычаями жили только в анклавах: на Кавказе, в Средней Азии, на Волге.
«Есть существенная разница в том, где мусульманин режет баранов на Курбан-байрам – в своем родовом селе, или во дворе мечети, либо на лестничной площадке многоэтажного дома, населенного преимущественно немусульманами», – заметил Р.Силантьев.
По его словам, мультикультурализм времен XVIII-XIX веков в России существовал в первую очередь благодаря сильному государству, которое «поддерживало межрелигиозный мир не только добрым словом, но и штыком».
«Например, дружественное православным мусульманское сообщество было сформировано посредством многолетней целенаправленной работы со стороны властей, которые не только поощряли его лояльных лидеров, но и беспощадно пресекали все попытки сделать своих мусульман "пятой колонной"», – рассказал Р.Силантьев.
Он убежден, что нашим предкам «кропотливым трудом» удалось выработать модель «оптимальных межнациональных и межрелигиозных отношений».
В данном своем высказывании Роман Силантьев верно подметил позитивные особенности политики в отношении мусульманского населения в Царской России. Какой-либо столь же успешной альтернативы нашему дореволюционному опыту в мире больше не существует. Если мы действительно желаем нашей Родине мира и процветания, то возврат к этой модели формирования межнациональных и межрелигиозных отношений неизбежен.