Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу
Архиерейский Cобор при участии 280 иерархов (88 из которых были рукоположены в последние четыре года, с благословения Патриарха Кирилла) со 2-го по 5-е февраля прошел в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. В заключение Собор принял Постановления и обратился с Посланием к клиру, монашествующим и мирянам Русской Православной Церкви.
Приведем краткие итоги собора с выдержками из опубликованных документов.
В первый день работы Собора с докладом к соборянам обратился Патриарх Кирилл. «Церковь нельзя отделить от общества, от народа хотя бы потому, что большинство населения России, Украины, Белоруссии, Молдавии и значительной части других стран, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата, исповедует Православие, - напомнил Патриарх. - Церковь и народ во многом составляют одни и те же люди. Наша церковная и гражданская история теснейшим образом переплетены. Любой непредвзятый историк подтвердит, что влияние Православной Церкви во многом определяло ценностный вектор развития народной жизни. Это утверждение справедливо даже по отношению к периоду государственного атеизма, когда в сокрытых глубинах народного подсознания сохранялись нравственные аксиомы, посеянные Православием. Именно поэтому призывы к Церкви остановить свое влияние на общество никогда не заставят нас умолкнуть».
В Патриаршем докладе также отмечается, что «принятый 2 октября 2012 года Закон «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или специальный статус», предполагает создание единой информационно-телекоммуникационной системы, которая будет содержать персональные и биометрические данные граждан Украины. В связи с этим в адрес Украинской Православной Церкви поступают многочисленные обращения верующих с просьбой не допустить введения в действие этого закона. Обеспокоенность граждан связана с возможностью неконтролируемого вмешательства в их личную жизнь». И далее: «Несмотря на то, что статья 16 указанного закона предусматривает оформление документов, удостоверяющих личность, в альтернативной форме, в нем не прописан порядок отказа от занесения персональных данных на бесконтактные электронные носители, — продолжил Патриарх. — В связи с этим 10 октября 2012 года Блаженнейший митрополит Владимир обратился к Президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой наложить на упомянутый закон вето». «Просьба Блаженнейшего Владыки, поддержанная многими представителями общественности, была удовлетворена, и закон по поручению Президента был скорректирован, что привело к закреплению гарантий возможности отказа от электронных документов», — заключил Патриарх Кирилл (см.: https://mospat.ru/ru/2013/02/02/news80307/).
Члены Архиерейского Собора также приняли ряд документов, предложенных для рассмотрения Межсоборным присутствием:
«Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси». Участники Собора единогласно приняли решение о проведении закрытого голосования по вопросу о порядке избрания Предстоятеля Русской Православной Церкви. По завершении голосования председатель счетной комиссии митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий огласил результаты, согласно которым большинство проголосовавших поддержали четвертый, ныне действующий вариант процедуры избрания Патриарха Московского и всея Руси.
«Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви»;
В этом документе говорится: "Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных".
"Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).
При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду...".
«Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»; в документе даны следующие определения:
"Государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения". "Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение".
"Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей".
"Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей".
«Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».
Была утверждена новая редакция Устава Русской Православной Церкви с учетом внесенных в него поправок. Изменения в Уставе Русской Православной Церкви были приняты единогласно.
3 февраля с сообщением о деятельности Рабочей группы по подготовке катехизиса Русской Православной Церкви, а также о вопросах общеправославного сотрудничества и православно-католического диалога выступил глава Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион.
В Патриаршем докладе подчеркивается и утверждается экуменический путь Церкви, осужденный святыми Отцами. Говорится, что «отношения с римско-католической церковью в последнее время имели положительную динамику».
«Наши контакты с представителями иных религий — это один из путей свидетельства миру о Христе. Цель межрелигиозного диалога — поиск ответа на вызовы современности, обеспечение мирной жизни и сотрудничества людей разных религий, национальностей и культур. Во время встреч лидеров традиционных религий вырабатываются программы совместного противостояния экстремизму и терроризму, обсуждаются меры повышения роли религиозного мировоззрения в жизни общества», — сказал Предстоятель Русской Церкви, описывая в своем докладе года развитие межрелигиозных отношений.
Он подчеркнул, что «главным правилом, которому следуют участники межрелигиозного диалога в приемлемых для нас формах, является невмешательство в вероучительную сферу друг друга».
«Однако нравственные позиции традиционных мировых религий во многом схожи, что позволяет их представителям сообща противостоять безнравственности, агрессивному безбожию, межнациональной, политической и социальной вражде, — отметил Патриарх. — Участники межрелигиозного диалога неоднократно совместно осуждали терроризм, высказывались в поддержку традиционной семьи, выступали за возвращение нравственных ценностей в жизнь общества, критиковали порочную политику некоторых средств массовой информации, отстаивали интересы религиозных общин в дискуссиях с государственной властью».
Обратив внимание членов Собора на деятельность Межрелигиозного совета России, Его Святейшество добавил, что результаты этой деятельности вновь доказали близость позиций верующих людей по общественно значимым вопросам. Русская Церковь продолжает участвовать в двусторонних диалогах.
Подготовил Александр Павлов