О любви к Богу и ближним
Поучение св. прав. Иоанна Кронштадтского в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. О милосердном самарянине
В читанном сегодня Евангелии (Лук. 10, 25-37) решен Спасителем нашим Богом весьма важный для всех нас вопрос: чтó делать нам, чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос предложен был Господу каким-то законоведом иудейским, который сказал: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога чрез Моисея: «в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближняго твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», т. е. вечно. «Но он, желая оправдать себя», т. е. почитая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, исполнившим закон так, как он его понимал, односторонне, неправильно, сказал Иисусу: а кто мой ближний? полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякаго человека.
Притчею о израненном разбойниками человеке и милосердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и деятельное участие, Господь показал, что ближним должно считать всякаго человека, кто бы он ни был, будь он хотя враг наш, и особенно, когда он нуждается в помощи. Итак, значит, для получения живота вечнаго нужно усердное исполнение двух главных заповедей — любить Бога всем сердцем и ближняго, как самого себя.
Но так как в этих двух заповедях состоит весь закон, — то необходимо нужно разъяснить их, чтобы мы хорошо знали, в чем заключается любовь к Богу и ближнему? Итак, с Божиею помощию приступим к объяснению.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, т. е. всем существом твоим, всеми силами предай себя Богу, — всего себя посвяти Ему, без всякаго недостатка, не дели себя между Богом и миром; не живи — частию только для Бога и закона Его и частию — для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божии, весь свят, во всей жизни твоей. По примеру призвавшаго вас Святаго (Бога), и сами будьте святы во всех поступках (1 Петр. 1, 15), говорит святый апостол Петр.
Объясним эту заповедь примерами. Положим, что ты молишься Богу. Если ты любишь Бога всем сердцем, то ты будешь молиться Ему всегда всем сердцем, всею душею, всею силою, всем разумением, не будешь никогда разсеян, ленив, небрежен, холоден в молитве; не будешь давать во время молитвы в сердце места никаким житейским заботам и попечениям, — всякое попечение житейское отложишь, всю печаль возверзешь на Господа, ибо Он печется о тебе, как говорит апостол. Старайся выразуметь молитву, службу Божию вполне, во всей глубине. Если ты любишь Бога всею душею, то ты будешь каяться Богу искренно во грехах своих, будешь приносить Ему всякий день глубокое покаяние, ибо всякий день грешишь много. Будешь каяться, т. е. осуждать себя за грехи всем сердцем, всею силою, всем разумением; будешь обличать себя со всею безпощадною строгостию, со всею искренностию, — будешь приносить Богу полную исповедь, жертву полнаго всесожжения грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, неоплаканным. Таким образом любить Бога всем сердцем значит — любить всем сердцем и всею силою правду Его, закон Его и всем сердцем ненавидеть всякую неправду, всякий грех; всем сердцем и всею силою исполнять правду, творить добро и — всем сердцем, всею силою удаляться зла, т. е всякаго греха, не давать в сердце места никакому греху ни на одну минуту, ни на одно мгновение, т. е. не соглашаться на него, не сочувствовать ему, не мириться с ним, но постоянно, вечно враждовать с грехом, воевать с ним и, таким образом, быть храбрым и победоносным воином Христа Бога.
Или еще возьмем пример: положим, что вас гонят за благочестие, за правду, за добродетель; если вы любите Бога, то вы ни на минуту не отступите от благочестия, от правды, от добродетели, хотя бы эта преданность правде и влекла за собою потерю каких-либо выгод; так как сама правда, или верность Богу и правде Его, есть величайшая для нас выгода, и Бог может наградить за верность Его правде сторицею и в этом и в будущем веке. Пример тому Иосиф праведный, сын патриарха ветхозаветнаго Иакова, и многие праведные люди в Новом Завете. Итак, любить Бога всем сердцем значит поборать по Боге, по правде Его всем сердцем, всею душею, всею силою, всем разумением. Так поборали по Боге, по правде Его святые Отцы и святые мученики, особенно в борьбе с ересями и расколами. Это — ревность по Боге. Еще любить Бога всем сердцем значит всеми силами устремлять всех людей к Богу, к любви Его, к славословию Его, к вечному царствию Его, чтобы все познали Его, возлюбили Его, прославляли Его. Это тоже ревность по Боге.
Объяснив, по силам, первую заповедь, объясним теперь вторую: люби ближняго, как себя. Чтó значит любить ближняго, т. е. всякаго человека, как себя самого? Значит почитать другого так, как желаешь, чтобы почитали тебя, не считать никого чужим, а своим, своим братом, своим членом, а христианина — и членом Христовым; его благо, его спасение — считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастии, как о своем; стараться о избавлении его от беды, напасти, бедности, греха — так, как я постарался бы о своем избавлении. Радоваться с радующимися, плакать с плачущими (Рим. 12, 15), говорит апостол. Должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати; кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим. 15, 1-2). Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16). Любить ближняго, как себя, значит уважать его, как себя, если он, впрочем, того достоин, не думать об нем недостойно, низко, без причины к тому с его стороны, не иметь на него никакого зла; не завидовать ему, а всегда доброжелательствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, покрывать его грехи любовию, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам. Друг друга терпите любовию (Ефес. 4, 2), говорит апостол, не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение (1 Петр. 3, 9). Любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас (Матф. 5, 44). Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его (Прит. 25, 22; Рим. 12, 20), говорит ветхозаветное писание. Любить ближняго, как себя самого, значит — молиться за живых и умерших, родных и не родных, знакомых и не знакомых, за друзей и врагов — все равно, как за себя, и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает святая Церковь в своих ежедневных молитвах. Любить ближняго, как себя, значит еще любить всякаго без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, — стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божии, все по образу Божию, все — чада Божии, члены Христовы (если православные христиане), все члены наши: ибо мы все — одно тело, один дух (Ефес. 4, 4), всем одна Глава — Христос Бог. Так будем разуметь и так постараемся исполнять две главныя заповеди закона Божия и мы наследуем благодатию Христа Бога живот вечный. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. (Заключающий в себе полный годовой круг слов, поучений и бесед). Издание второе, исправленное автором. СПб.: Типография В. Ерофеева, 1894. С. 627-632.