О ПОКАЯНИИ И ТЕРПЕНИИ

О ПОКАЯНИИ И ТЕРПЕНИИ

Наставления преподобного Ефрема Сирина. Размышлял ли кто, что настоящая жизнь сия – тоже, что беглый раб, и непостоянный переметчик, и разоряемая храмина; и оградил ли кто свою душу так премудро, чтобы не подпасть ожидаемому в будущий страшный и великий день Божию приговору на людей лукавых? Какие источники слез достаточны будут для того, чтобы нам угасить пламень прежде, нежели испытали его? Или кто умилостивит за нас Судию, чтобы не осудил нас грешных? Кто даже из святых испросит нам прощение у человеколюбца Бога? Кто гнев Божий обратит на милость и правосудие на милосердие, если не умолит Судию тот один, кто сам себе связал бремя грехов, и несет, и развязывает, и облегчает оное, когда хочет? Ибо увеличиваем бремена, когда тяжко грешим, и облегчаем также оные, когда горько каемся; и от нас самих зависит разрешать и вязать. Божие же дело – прощать припадающих к Нему; ибо действительно у нас человеколюбивый Владыка, Который покаянием разрешает бремена рабов.

Итак, прежде отшествия своего будем усильно умолять Судию, исповедуясь Ему, чтобы избавил нас от прещения Своего. И Ной, и Иов, и Даниил, – друзья Самого Бога, и Пророки, при всем своем дерзновении, ежели бы стали умолять Бога за детей, прося помилования им от наказания, то ни малой не принесли бы им пользы, и не были бы услышаны и приняты. Что же сделаем мы, вознерадев о себе самих? Кто исхитит нас от гнева Божия, кроме единого судящего и оправдывающего Бога?

Смотри, чем воздали Богу святые мученики, подвизавшиеся на земле, и какое дерзновение обрели у Бога своим мученичеством? Изгладив свои грехопадения, не в этом только прияли они дар, но в добавление получили небесное царство и рай, потому что пролили кровь свою за ту кровь, которая выше всякой цены и неоценима, то есть, за кровь Владычнюю; и любовь к Богу предпочтя детям, даже супругам, стали они, наконец, победителями на поприще, чтобы по испытании бичеваний, получить венцы за свой подвиг. Любовь к Спасителю столько влекла ум их на одно с Ним поприще, что, будучи тленными, купили они нетленное. А мы рабы, чем воздадим Владыке и Царю славы? Мы часто не терпим, чтобы приразилось к нам и слово, произносимое братом; предавая забвению язвы свои, и явные и тайные, ведомые Богу, не можем перенести и снега падающего из воздуха. Другие, претренные ради Бога, увенчались; а мы, хотя и без мучения можем стать мучениками, делаем противное и остаемся ни к чему непотребными, даже делаемся добычею мысленных оных зверей и лукавых бесов.

Что делаешь ты, человек, нерадя о добродетели? Творец отдал тебя, как золото, расплавить, именно же посредством оскорблений и искушений, чтобы ты при великом своем терпении и великодушии оказался избранным и чистым сосудом. Ибо человек не искушенный бывает неблагоискусен.

Один из таковых я, написавший сие, я ни к чему непотребный и грешный, нестяжатель всякой добродетели, недостойный называться братом вашим, потому что бежал скорби, готовившей мне венец; я неискусный, и осмелившийся хвалить мучеников. Ибо как скоро касаюсь таковых похвал, начинаю горько сетовать, прихожу в сильный страх; уязвляет меня совесть, и поражает меня мысль о воздаянии на будущем суде за худые дела; потому что обременяемый и подавляемый ими, не достоин я воззреть на высоту. И если стану произносить похвалы мученикам, совесть, как зверь наступает на меня среди помыслов и пред обличающим Богом, Который видит тайны всех людей. Она говорит мне: «Кто ты, распространяющейся о делах других, когда скуден ими сам? Какое оправдание дашь Богу, приведшему тебя из тмы в свет, осмеливаясь говорить о добродетелях, которым сам не подражаешь?»

Но лучше, пока не умолк я, как не приобретшему своего, говорить мне о вашем. И поелику имею у себя человеколюбивого Владыку, то не перестану провозглашать похвалы мученикам. Рассуди: я один недостоин и скуден во всякой добродетели, однако же ростовщикам отдаю деньги, чтобы Господь, пришедши, взял их с лихвою. Хочу избежать обвинения за талант и не быть осужденным с тем лукавым человеком, который зарыл талант в землю; и потому желающему спастись даю совет не подражать мне грешному, но, как мудрому, принять слова мои. Впрочем, не почитаю совершенством говорить о сем, потому что волю Божию знают все, большие и малые, знатные и бедные; и каждый, если посмотрит, увидит, что для него полезно, чего хочет от него Бог, и как ему должно спастись.

Слышали вы, думаю, что уготованы нам геенна, и огонь неугасимый, и скрежет зубов, и тма кромешняя, а также червь, пламенеющая огнем и стремительно текущая пред лицем Судии страшная река, какою угрожает нам Человеколюбец, если не сохраним заповедей Божиих, если наперед не зальем пламени слезами, если не угасим геенны покаянием, если не умертвим червя целомудрием, если не умолим вполне непогрешительного Судию, пока мы в этой еще жизни, если тамошнего Судию не предупредим исповеданием в настоящем еще мире, если не покажем такого раскаяния, которое одно может умилостивить Судию. Бог не нам, но диаволу и аггелам его, назначил мучения, мы же сами великими своими пороками делаем себя наследниками страшных сих мук; и что угрожало лютому змию, то будем добровольно терпеть мы, человеки. Ибо говорит: идите в огнь вечный, уготованный лукавому змию и аггелам его (Мф.25:41); но не сказал: в огонь, уготованный человекам. Если поступающие здесь худо в настоящей еще жизни изведывают такую строгость и неисчислимые роды наказаний, то тем паче в будущем веке непогрешительное и неподкупное судилище будет неумолимо к нам грешным, столько преступным пред Судиею.

О, как велико наше ослепление! Умоляем Бога услышать нас и отверсть нам дверь, которую заградили мы еще прежде своего вшествия, т.е., прежде молитвы. Что делаешь, человек, страждущий неразумием? Дверь Владычняя всегда отверста и для больших и для малых, а мы утруждаем Владыку отверсть ее нам, – мы, которые сами ее для себя затворили: ибо в нашей власти и отверзать и затворять ее. Если не будем грешить, Владычняя дверь щедрот всегда для людей отверста; а как скоро согрешим, она тотчас затворится. Бог не затворяет двери рабам Своим, когда приближаются к Нему в молитве; напротив того, дверь сия всегда отверста ищущим Бога; потому что вам Он сказал: просите, ищите, толцыте (Мф.7:7), выражая готовность Свою все дать просящему. Не будь жесток сам к себе, несчастный, не приписывай Богу бесчеловечия. Виновны мы сами, которые своею греховностью сограждаем стену и своими желаниями куем медную дверь.

Итак, примирившись, рассуди сам с собою и разреши от уз связанную тобою душу. Бог стоит и еще ждет от тебя, человек, чтобы примирился ты с Владыкою; Он все еще жаждет твоего возвращения, чтобы принять тебя, если будешь жить честно. Итак примири внутреннего своего человека с внешним и будь потом свободен от горького рабства. В таком случае и ту дверь, которую заградил ты для себя, найдешь всегда отверстою для молитв своих; за что слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и во веки! Аминь.

Преп.Ефрем Сирин. Творения. Т.3

Написать комментарий