О ПРАЗДНИКЕ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ ИЗ УСТ НАРОДА
"Три Святых - Григорий, Василий и Иоанн. Они много для церкви сделали и людям объясняли, что такое Бог, Троица, что божеское и человеческое во Иисусе Христе. Молитва к ним в этот день втрое сильнее и помогает от всех жизненных неприятностей. Помогает и свеча церковная, которую в храме в этот день берут", — рассказывает 76-летняя Людмила Коломийченко, родом из села Шевченково Конотопского района на Сумщине.
Собор святителей — отцов Церкви — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, православные отмечают 12 февраля (по гражд. календарю). Учитель Антон Онищук в начале ХХ в. записал от гуцулов такое поверье: если в семье случилось горе или убытки в хозяйстве, то в этот день нужно поставить в церкви три свечи, и тогда три Святителя "будут за него Бога просить".
"После Трех Святых солнце уже начинает пригревать и морозы впервые спадут, потому что, как говорила моя бабушка: дуй не дуй — не к Рождеству идет, а к Пасхе", - продолжает Людмила Коломийченко. — От Трех Святых начинают уже готовиться к весне. В этот день не делают ничего по хозяйству. Мужики не строгают, не рубят. Идут и осматривают плуги, реманент всякий. А женщины семена на рассаду достают и перебирают.
До Трех Святых можно петь колядки. После этого дня окончательно заканчивается период святок и заговляются на Масленицу — в этом году она будет с 20-го по 26 февраля. Предпоследняя неделя перед Великим постом — в этом году от Трех Святых до Масленицы — называется Переступний или Рябой. В среду и пятницу на этой неделе воздерживаются от скоромной еды.
На Трех Святых девушки первый раз пели веснянки-заклички, просили весну прийти скорее. Верили, чем громче ее призывать, тем скорее она придет. Для этого взбирались на деревья, крыши домов и хлевов и на весь голос кричали:
Гелело, гелело,
Чтобы зиму отмело.
Чтобы пришло лето,
Красное яичко. Гу-у-у!
"Кто в этот день будет прясть, руки и ноги выкрутит"
— На Трех Святых особенно когда-то прясть не разрешалось, — вспоминает Людмила Коломийченко. — Когда я еще была маленькой, то помню, что тогда после войны все женщины — и старые, и молодые — пряли. Тогда обычные нитки нигде нельзя было купить, поэтому их делали сами. Пряли всю зиму, пока нет работы в поле или на огороде. А вот на Трех Святых никогда не пряли. И даже прялку и гребень в амбар из дома выносили. Очень за этим следили, потому что говорили, что у того, кто в этот день будет прясть, руки и ноги выкрутит, или скот покалечится, или змея какая укусит, или град все повыбивает.
Прядение было сугубо женским делом. По поверью, если мужчина сядет прясть, то у него не будут расти борода и усы. Во времена Киевской Руси покровительницей прядения и всего женского хозяйства была богиня Мокоша. А после принятия христианства на ее место заступила Богородица. Верили, что нить жизни каждого человека прядет Судьба — красивая и мудрая женщина. По другой легенде, три девушки определяют при рождении каждого человека его жизненный путь: одна прядет на прялке, вторая отмеряет, а третья отрезает ножницами нить человеческой судьбы.
При рождении девочке перерезали пуповину на гребне для прядения. Первую купель для нее делали из воды, которой обливали гребень, — чтобы выросла хорошей пряхой. Это характеризовало девушку как умелую работницу, хозяйку. От нее требовалось прясть тонко и быстро. Первую, еще неумело выпряденную кудель, девушка должна была бросить в печь, приговаривая:
— Печь-перепечь, научи меня прясть ловко, тонко.
О тех, кто не умел толком прясть, говорили:
— Ей только коту на штаны прясть.
Однообразная работа и монотонный звук прялки навеивал дремоту. Чтобы не спать за работой, когда впервые в году садились прясть, хлестали прялку и руки крапивой, поливали водой. А каждый раз садясь прясть, говорили:
— Господи, благослови в хорошее время начать и кончать: чтобы прялось и хотелось, и на мысли вертелось.
Чтобы работа шла веселее, девушки и женщины собирались у одной из соседок на попрядки. Там не только пряли, но и вышивали, делились опытом с младшими, пели.
Очень сердились, если менее умелые или неопытные пряхи садясь к работе приговаривали "С твоего веретена на мое". Этим якобы отнимали у опытных прях скорость в работе.
Нельзя было прясть на святки и на Масленицу, а также в воскресенье и пятницу. Иначе мыши погрызут нитки, животные и дети родятся калеками, у двора зимой будут вертеться волки, летом — змеи, у самой пряхи подушечки пальцев покроются волдырями, покорчит пальцы или искривит рот. Боялись, что полотно из напряденных в "неправильное" время ниток может принести в семью несчастье, а человек, который будет носить шитую из него одежду, сойдет с ума.
В то же время напряденную в запрещенный день нить наделяли магической силой оберега. Прясть ее нужно было ночью, чтобы никто не видел, на пороге дома, распустив волосы, голышом, сняв кресты и украшения. Лучше всего прясть волшебную нить из краденого прядева или самосейной конопли. Считали, что такой нитью можно вылечить боль в пояснице, в руках и ногах. Ее носили в кармане как оберег от дурного глаза и ведьм. Верили, что такими нитями можно с неба снять звезду.
Прялка-коловоротка вытеснила веретено
Целебными свойствами наделяли и веретено, которым пряли, — конусообразную палочку из лещины, с небольшим утолщением посередине. Им проводили по больному месту, чтобы облегчить боль, выпекали бородавки. Водой обливали веретено и лечили ею злокачественные болезни.
— Толстые нити прядут длинными и тяжелыми веретенами, а тонкие — короткими и легкими. Делают кужевку — берут такую палку с крючком или гребень и туда навивают прядево из льна или конопли. А тогда уже прядут на веретено. Целое, как намотают веретено с напряденными нитками, это называется починок. Сейчас уже никто на веретена не прядет, — рассказывала в 2010-м тогда 86-летняя Афанасия Кошулько из села Пляшева Радивиловского р-на на Ровенщине.
Левой рукой пряха дергала прядево с кудели, а правой вращала веретено и скручивала волокно в нить.
— Дергают за мычку и перебирают пальчиками, и крутят ниточку, — отмечает Людмила Коломийченко.
Готовую нить наматывали на ладонь левой руки, с нее перематывали на веретено. Напряденная нить постепенно наматывается на веретено снизу вверх, как на современных катушках.
На Полесье и в Карпатах веретенами пряли еще в начале XX в. На остальной территории Украины еще с ХІХ в. для прядения использовали механическую прялку-коловоротку — с колесом, что значительно облегчало и убыстряло прядение. Ее приводили в действие ногами.