НЕКОТОРЫЕ, ОСОБЕННО МОЛОДЫЕ, СВЯЩЕННИКИ...

НЕКОТОРЫЕ, ОСОБЕННО МОЛОДЫЕ, СВЯЩЕННИКИ...

Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II, видя современных священнослужителей говорил в свое время:
«...Некоторые, особенно молодые, священники... от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряются свойственные православным людям благоговение и страх Божий перед святым Причащением. Оно становится чем-то привычным, обычным, будничным...» (Из обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы 21 декабря 2005 г. Раздел: «О внутренних проблемах организации приходской жизни»).

Таким «ответственным» за грехи многих сегодня явился митрополит Илларион Алфеев. «Евхаристия как сердцевина жизни христианина»  — такую лекцию – в лучших модернистских традициях – прочитал начале сентября  председатель ОВЦС Московского патриархата митр. Волоколамский Илларион в рамках общедоступного православного молодежного лектория, который ежегодно организует Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре. Обновление евхаристического сознания — приоритетная задача для РПЦ, заявил последователь известного священника-модерниста Александра Шмемана митр. Иларион.

К слову, про Шмемана  и его трудах пишет  известный священник прот. Андрей Правдолюбов очень интересные вещи: «Прот. Шмеман и его нынешние последователи считают, что мое стремление к личному спасению и усердное приготовление к причащению есть дело второстепенное, а может быть, и ненужное: все равно достойным не станешь. А главное — «актуализация» (проще говоря — демонстрация) нашего единства с Церковью, из которого я выпадаю, если сегодня вместе со всеми не причастился. При этом не так уж важно усердно поститься, молиться, простаивать все службы, пытать себя, достоин ли ты или не достоин — все это «позднейшие наслоения», древняя Церковь их не знала. Так происходит расцерковление, подобное тому, которое произвел Лютер и прочие протестанты. Такие взгляды делают ненужной и всю святоотеческую литературу: Добротолюбие, авву Дорофея, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника — всю выстраданную веками борьбы с грехом школу этой борьбы. 

Одним из главных на прочитанной лекции был вопрос о том, насколько часто  можно причащаться мирянам. Глава ОВЦС сказал, что практика редкого причащения (только по большим праздникам или в посты, а то и раз в год) возникла в Синодальный период, назвав период временем  «ослабления в Церкви духа евхаристического благочестия».

Но разве это не кощунство? Вспомним, какой сонм Святых, новомучеников и какое безчисленное количество подвижников благочестия, внесших своей жизнью неоценимый вклад в смысл словосочетания «Русь Святая» выпестовал в Русской Православной Руси именно Синодальный период!.. О каком  «ослаблении» может идти речь?

Затем глава ОВЦС предложил «вернуться к первохристианской практике причащения в каждый воскресный день», причем без  трехдневного поста  и без обязательной исповеди. – В общем, все то, что безуспешно пытались внедрить в церковное сознание обновленцы в 20-х годах прошлого века.

Этой губительной точке зрения уже немало лет, и она давно  подвергнута безпощадной критике многими отцами и подвижниками благочестия, снискавших себе авторитет отнюдь не лобзанием с еретиками и признаниями им в любви, не «страстной» гастрольной деятельностью в протестантских общинах, но твердой святоотеческой верой и соответствующей ей жизненной позицией.

Вот что пишет, например, по отношению к обновленчеству приснопамятный архим. Иоанн Крестьянкин «…Совмещение человеческого с Божественным ныне просто чудовищное. В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость, себялюбие и незаконное сожительство уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истину грязью своего понимания и чувствования. Это не возрождение духа христианского в нашем мире — это его истребление. И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, дела диавольские делая, и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет!» (Альбом «Свет Невечерний». Встреча со Старцем. С. 66–67).

Анна Сафронова

Написать комментарий