РАССКАЗ ПАТРИАРХА О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ

РАССКАЗ ПАТРИАРХА О БЛАГОДАТНОМ ОГНЕ

О чуде схождения благодатного огня. 

 «Что же произошло? Откуда же взялся огонь у патриарха? – Таковы вопросы, которые у скептика, разумеется, так сказать, на языке.

 

Как-то вскоре после пасхальных дней я в числе нескольких вновь прибывших паломников сопровождал патриарха на пути в Иерихон и к Иордану. На половине пути мы были приглашены в его палатку к обеду. Один из таких скептиков, выбрав удобную минуту, вдруг поставил так вопрос:

 

– Откуда, ваше блаженство, изволите получать огонь в Кувуклии?

 

Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное):

Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда впервые вошел я в придел Ангела, и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал чрез два отверстия из ротонды же Св. Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Св. Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках, или что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Св. Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему печать стала вполне доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как взглянув снова на доску, белевшую все более и более и так, что мне явственно представились уже все четыре ее края, заметил я на доске оной как мелкий рассыпанный бисер разных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать якобы свет. Безсознательно сметая изрядным куском ваты этот жемчуг, который начал сливаться подобно каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же безсознательно коснулся ея фителем свечи. Он вспыхнул подобно пороху, и – свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и Лик Богоматери и все металлические над Св. Гробом лампады. Предоставляю за сим вам, милостивый государь, судить о моем в ту минуту душевном волнении и вывести ответ на сделанный вопрос».

 

На страже Св. Гроба уже несколько веков стоят православные иерархи. Теперь, если допустить даже некоторую основательность в сомнениях неверующих, возможно ли подумать, что в длинном ряде наследников престола св. Иакова, брата Господня, не оказалось бы ни единого ставленника во главе Иерусалимской Церкви, который бы, впервые приступая к священнодействию у Св. Гроба в Великую Субботу и познав святотатственное, диаволу угодное, дело на Гробе Господнем, не возмутился бы душою и не явил, во имя предержимой их хоругви Православия, всю ложь деяния и обман, подозреваемый неверующими?»

 

 

Отрывок из книги Сергея Нилуса «Святыня под спудом»

Написать комментарий