ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПОМИНАТЬ ПАТРИАРХА
«Борьба с Церковью и Православием продолжается от времени ее зарождения и будет до последнего дня земной жизни мира. И все верующие церковные люди – от мирянина и священника до иерарха – участвуют в этой борьбе за чистоту Православия, но каждый на своем месте и своими средствами», – писал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Сегодня, милостью Божией, многие верующие осознают необходимость и неизбежность своего личного участия в этой борьбе за Истину. Но, к сожалению, порой случается так, что враг спасения рода человеческого, видя богоугодные стремления ревнующих по вере, силится столкнуть их с пути, сделать их усилия безплодными, погубить, вывести за ограду Церкви.
О простых истинах, которые иногда забываются в пылу борьбы, мы решили побеседовать со священнослужителем Русской Православной Церкви Московского Патриархата иеромонахом Лаврентием (Золотаревым).
– Батюшка, скажите, пожалуйста, кого мы называем раскольником в Православной Церкви?
– Согласно определению Богословского энциклопедического словаря, «раскольник – это человек, избегающий единения с Православной Церковью».
– Да, как просто… А почему все-таки в наши дни люди уходят в раскол?
– Я думаю, что люди уходят в раскол по недомыслию, по глупости, часто и по ревности не по разуму.
– Насколько опасно пребывание в расколе, вне Церкви, для спасения души?
– Раскольник губит свою душу. Он не может наследовать Царство Небесное, если не покается. Человеку, ушедшему в раскол, необходимо принести покаяние за свое отступление и восстановить общение с Православной Церковью. По учению святых Отцов, грех раскола не смывается даже мученической кровью. Поэтому, если человек (мы говорим о человеке, живущем в России, принадлежавшем к Поместной Русской Православной Церкви и покинувшем ее лоно) умирает в расколе, не покаявшись и вне общения с РПЦ МП, душа погибает.
– Батюшка, нужно ли сегодня поминать Патриарха Кирилла? И почему?
– Предстоятеля Церкви поминать необходимо. Это нужно именно для того, чтобы иметь общение с Русской Православной Церковью, главой которой на сегодняшний день является Патриарх Кирилл.
– Как Вы можете прокомментировать позицию священников Русской Православной Церкви, которые перестали возносить за богослужениями имя Предстоятеля и поминают «всякое епископство православное»?
– Я не могу согласиться с позицией таких священнослужителей Русской Православной Церкви. Почему? Потому что многие сегодня как-то забывают, что, став Патриархом Святой Руси, митрополит Кирилл получил величайшую благодать. Мы поминаем его по всей стране, в каждом храме Божием, и Господь Бог, сотворивый небо и землю и вся, яже в них, может вразумить человека. (Мы не вправе сейчас творить собственный суд и выносить безаппеляционный приговор, не будучи на то уполномоченными. – Примеч. ред.). Мы, священнослужители РПЦ МП, несмотря ни на что, очень надеемся, что наша Церковь выйдет из экуменического Всемирного совета церквей и прервет всякое общение с еретиками, включая и латинян.
– Как относиться к утверждениям, что в нашей Церкви уже якобы нет благодати?
– Благодать Божия в Русской Православной Церкви Московского Патриархата есть и очень великая, потому что все же в основных уставах РПЦ МП не модернизируется, Богослужения в храмах совершаются по юлианскому святоотеческому календарю (это очень важный фактор), на церковно-славянском языке (тоже не менее важно, т.к. это язык богообщения, имеющий божественные корни). Порядок богослужения в нашей Церкви такой, как и десять веков назад. Поэтому надо пользоваться всякой возможностью помолиться в храме Божием, ведь, как известно, один поклон в храме можно сравнить со 100 поклонами дома, хотя и домашних молитв нельзя оставлять. Молитва – это наше общение с Богом.
– Батюшка, посоветуйте, пожалуйста, что отвечать раскольникам, хулящим наше священноначалие и Церковь?
– Я думаю, что с рьяными раскольниками, хулящими священноначалие и нашу святую Церковь, простым верующим, мирянам, не имеющим на то особого благословения, просто не надо общаться. Объясняя им что-либо, легко самому смутиться, разгневаться, впасть в раздражение и потерять мир в душе. Это может быть неполезным, а то и вовсе опасным занятием.
Беседовал Виктор Заречный
Источник: газета "Православный Крест"
Второй ответ иером. Филофея свящ. Иоанну на вопрос о 15-м правиле Двукратного Собора