«ПРАВОСЛАВНЫЙ» РОК – ВЫМЫСЕЛ ВРАГОВ ЦЕРКВИ, – Анатолий Артюх,  сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния.

«ПРАВОСЛАВНЫЙ» РОК – ВЫМЫСЕЛ ВРАГОВ ЦЕРКВИ, – Анатолий Артюх, сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния.

В православных лавках немало популярных брошюр о сатанинской природе рока. Однако диакон Андрей Кураев со своим миссионерским пылом готов отвести от рокеров все тривиальные обвинения. Он называет имена авторов многократно повторенных мнений – католического пастора Режимбаля и архимандрита Лазаря (Абашидзе), показывая абсурдность распространенных обвинений в якобы содержащихся в рок-песнях «подсознательных сообщениях», повальном сатанизме рокеров и проч. А обвинения рока в язычестве о. Андрей разворачивает в противоположную сторону: рок – протест против язычества: «Потребительства. Материализма. Банального примитивизма. Бестрагического понимания жизни». (Православный смысл русского рока. И. Бражников. 10 ноября 2004 г.).

 

Прежде чем опубликовать эту статью, я долго размышлял, стоит ли в очередной раз упоминать негативном контексте деятельность протодиакона Андрея Кураева. Ведь многие могут подумать, что статьи заказные, так как слишком часто имя отца Андрея  приводится с критической оценкой его миссионерской деятельности. 

 

Но решился.  Возможно, многие обвинят меня в предательстве, а многие в нападках на «заслуженного богослова и проповедника».  Решился, потому что о рок музыке я имею право говорить, зная её не понаслышке,  а как человек, посвятивший ей большую часть своей жизни.  Решился, потому что,  слава Богу, оставшись в живых после этого самодовольного безумия, я обязан предостеречь молодежь, взявшую в руки электрогитары, от опасностей, которые ждут человека на пути  служения идолу с именем рок.

 

Когда в 10 лет я первый раз в своей жизни увидел электрогитару,  я на уровне подсознания ощутил, что моя жизнь с этого момента изменилась, перевернулась с ног на голову. Это было состояние эмоционального ступора, шока… сегодня я могу сказать искушения и соблазна.  Я умолял маму купить мне самую важную и самую красивую, как мне тогда казалось, вещь в мире, гитару с загадочным названием «Аэлита». Гитара продавалась тогда в магазине «культтовары» и стоила 220 рублей.  Мама не готова была выполнить  мою прихоть, стоимость которой была равна двум её месячным зарплатам. Поэтому мне оставалось  ходить в этот магазин и любоваться ей со стороны. Потом у меня обнаружился слух и голос. И мои родители, услышав мои стенания, решили отдать меня в музыкальную школу по классу классической гитары. Классической так классической, подумал я. Так у меня в руках появилась заветная мечта – гитара.  Гитара была недорогой и акустической, и не такой красивой, как «Аэлита», но, все же,  это была гитара.  С  этого дня моя будущая жизнь была предопределена. 

 

Второй эмоциональный удар я получил, когда во дворе услышал из динамиков магнитофона «Романтик» звуки песни в исполнении западного вокально-инструментального ансамбля с загадочным названием «Дипапл».  Это был рок-хит всех времён и народов «Smoke On The Water»  или по-русски «Дым над водой». Вот в облаке этого дыма я и находился до тех пор, пока Господь не привёл меня в храм, где я услышал совсем другую музыку и увидел совсем другой дым. Это была Церковная музыка как составная часть Божественной литургии, и  дым кадила как видимый образ, заключающий в себе невидимое присутствие благодати Духа Святаго... Но до того дня мне предстоял непростой путь от ученика музыкальной школы до профессионального рок-гитариста. Путь, который многих моих друзей довёл до стойких блудных, алкогольных, наркотических зависимостей, или до могилы. Конечно, мне могут сказать, что эти зависимости в нашей стране свойственны не только рокерам, но и людям других профессий и ремёсел, но я,  зная об этом не понаслышке, утверждаю,  рок и всё что с ним связано - это форма проявления и культивирования порочных страстей и низменных эмоций. И не только…

 

 Было бы слишком легко обвинить, к примеру, группу "Блэк-Саббат", которую некоторые поверхностные аналитики выставляют чуть ли не родоначальницей сатанинского рока, переводя её название на русский как  «Черная Суббота». «Чёрная суббота» это популярная когда-то песня группы «Мифы»,  в которой мне довелось играть на гитаре и записать альбом «Бей колокол». «Black Sabbath» переводится, конечно, тоскливо «Чёрный шабаш», но приписывать им  первенство в сатанизме на сцене не стоит. Всё началось гораздо раньше.

 

Происхождение рока, надо искать в Западной Африке, в Индии, в магии вуду. Вуду - тайная магия негров-рабов, вывезенных в 1619 году в Америку из Африки, - сейчас распространилась по всему миру. Это единственный языческий культ, сумевший выжить с приходом цивилизации. Вуду - это образ жизни и бунт. Почему бунт и против чего? Против рабства и насильственного обращения жителей Африки в католицизм.

 

После отмены рабства чернокожее население Соединенных Штатов зажило собственной жизнью, внедряя в американскую культуру свои обряды, песни и музыку,  основанные на магических ритуалах вуду. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом пыток и казни религия вуду была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось в обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Тяжелая жизнь рабов отразилась непосредственным образом на их творчестве. Оторванным от дома людям, вырванным из привычных  условий, не оставалось ничего другого, как сетовать на свою судьбу в песнях. Так сложился совершенно особый стиль музыки – блюз, в прямом переводе подтверждающий своим названием вудистские, колдовские корни (blues – от англ. blue devils дословно голубая дьявольщина – «меланхолия»). Потом к блюзу добавился ритм. Постепенно ритм-энд-блюзом заинтересовалась и белокожая аудитория. Но, несмотря на отмену рабства, белые и афроамериканцы редко собирались вместе. Расизм распространялся и на музыку. Нужно было искать выход из положения. Нельзя было допустить, чтобы музыка черных стала прерогативой белой публики. Диск-жокей одной кливлендской радиостанции Алан Фрид (Alan Freed) решил проблему простым «переименованием» стиля. В его интерпретации ритм-энд-блюз стал называться рок-н-роллом (rock-n-roll). Рок-н-ролл изначально был эвфемизмом половых отношений, а проще говоря, — описывал акт полового сношения в танце. Претерпев некоторые видоизменения, рок-н-ролл стал общедоступной и очень популярной музыкой. И никто уже не вспоминал, что ‘rock-n-roll’ в переводе с афроамериканского жаргона означало «заниматься любовью», по некоторым источникам «заниматься рукоблудием». 

 

Так дьявольская тоска видоизменилась в блудную страсть. За своё рабство темнокожие отомстили своим поработителям,  внедрив  магическую культуру в их жизнь. В 50-х годах ХХ века рок-н-ролл исполнялся под пианино, гитару или саксофон. К 60-м годам он стал исключительной собственностью электрогитары в сопровождении громкого вокала и барабана. На этом этапе его и назвали просто роком.

 

Молодёжь Америки, а затем и Европы, приняла рок-н-ролл как способ самовыражения, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. И, конечно, мало кто из белого населения планеты обращал внимание на истинное происхождение рока. Тем более, что это явление стало предприимчивым американцам приносить огромные доходы. И новоиспечённые продюсеры быстро научились выбирать из толпы, безусловно, талантливых людей, которые были,  к тому же, одержимы этой музыкой. Так появились и «Битлз» и «Роллинг стоунз» и «Лед зеппелин» и «Дип пёрпл» и те же «Блэк саббат» и «Кисс».

 

А потом стали появляться и такие группы как "Satarial". Это одна из тех групп, у которой, по свидетельским показаниям, наличие сатанинской символики и постоянные пения гимнов поклонения сатане, позволяют утверждать, что мы имеем дело с незарегистрированной религиозной организацией сатанинского характера.

 

Меня могут упрекнуть, что это мнение религиозно настроенных людей, у которых, якобы, везде, где нет креста, видится всякая нечисть и дьяволизм. Тогда обратимся к мнению самих музыкантов и музыкальных критиков.

 

"Bob Larson, гитарист и автор книги "The day music died" классифицирует темы из рок песен в 4 категории: Религия. Секс. Наркотики. Политические и философские идеи. Понятно, о какой религии здесь идёт речь. Конечно, это не христианство. Это язычество, оккультизм и сатанизм. В лучшем случае, фетишизм.

 

«Я Джин Симмонс, бог рок-музыки. Тот, кто топчет лицо Земли. Тот, кем пугают ваших детей». Из интервью Д. Симмонса басиста группы «Кисс».

 

«Основная часть рок-музыки служит средством антихристианской пропаганды» (Грэм Крэй. Время – слушать, время – говорить, цитата из «Поп-музыка сгодилась для Евангелия», с. 86).

 

«Рок-концерты – это современные церкви» (Крэйг Чаквико (Craig Chaquico), гитарист «Джефферсон Эйрплэйн», из книги «Зачем критиковать рок-н-ролл?», с. 96).

 

«Почему молодёжь идёт на эти шоу? Потому что это их идол, их бог, другими словами, – они любят рок-н-ролл» (Чак Хантсберри. Правда о рок-н-ролле, с. 60).

 

Самое вредное в религии - это то, что она все время заставляет тебя ощущать себя виноватым, потому что ты был рожден во грехе. Ты сделал что-то нехристианское - винись, не веришь в Бога - не попадешь на небо. Религия в конечном счете заставляет тебя жертвовать собой, в том числе это и самоубийства. Если бы люди побольше расслаблялись и слушали музыку, они были бы счастливее. (Мэрлин Мэнсон, из разговора с Оззи Осборном).

 

 …Ведь даже знаменитая и нашумевшая "Христос - Супер Стар" - вроде бы всего лишь новое прочтение истории жизни и смерти Христа - есть ничто иное как ПРОФАНАЦИЯ учения, подмена ее, и подтачивает веру, куда больше, чем какая-нибуть секта "сенрике", саентологи (композитор Анатолий Газарян)

 

Секс, наркотики, рок-н-ролл – это не просто лозунг, это образ жизни.

 

«Рок – это полное прославление физических инстинктов» (Тэд Ньюджент (Ted Nugent), рок-звезда, «Роллинг Стоун», 25.08.77, с. 11-13).

 

«Рок-н-ролл – это на 99% секс» (Джон Оутс (John Oates) из рок-дуэта «Холл и Оутс», «Сёркус», 31.01.76).

 

«Рок-музыка – это секс. Жёсткий ритм соответствует ритмам тела» (Фрэнк Заппа (Frank Zappa and Mothers of Invention), «Лайф», 28.06.68).

 

«Вот факты моей биографии: я счастливо НЕ женат на одной женщине, Шеннон Твид, которую я боготворю, вот уже 23 года. Мы никогда не разводились, но это потому, что мы никогда не были женаты. Прослеживаете логику? Единственная проблема с браком состоит в том, что один из двоих остается мужчиной. Даже после свадьбы! Подумайте! Свадьба – это самая большая причина разводов» Джин (Из интервью. Симмонс, бас-гитарист группы «Кисс».)

 

Рокеров нередко сравнивают с наркоманами. Появился даже медицинский термин «музыкальный наркоман». И не случайно. Они не могут отказаться от рок-музыки, и доза все время должна увеличиваться. Возникает необходимость слушать все новые и новые записи. Рокер, как и наркоман, идет на все, чтобы получить свою «порцию» рока. Без рок-подпитки рок-зависимые становятся социально опасными элементами. Вот и получается, что рок совсем не безобидное времяпровождение, а самый настоящий наркотик, не менее смертельный чем, скажем, героин. Хотя и героином настоящие рокеры не гнушаются. Те, кто остался в живых, подтвердят мои слова.

 

«Тяжёлый рок – это музыка тела, которая придумана для того, чтобы пройти мимо твоих мозгов и с неумолимой жестокостью создать обстановку бешенства в аудитории» (Дэйв Робертс, обозреватель журнала «Баз», 1982).

 

Рок музыка это всегда протест. Протест против Бога, против страны, против родителей, и не надо приписывать року не свойственные ему положительные качества. Благородный бунт против «потребительства, материализма, банального примитивизма», по словам протодиакона Андрея, это просто профанация истинной борьбы с этими явлениями.  Если известный рок-музыкант Константин Кинчев борется с наркоманией и алкоголизмом с помощью своих песен, то почему на его концертах  тяжело найти трезвого фаната? Почему не организовать концерт, на который входным билетом будет… ТРЕЗВОСТЬ?  Потому, что продюсеры не разрешат. То есть, пострадает материальная сторона процесса. Тогда Косте надо честно сказать перед концертом своим фанам: «Мне наплевать, что вы сегодня кололи и что пили, главное вы пришли и мы вместе».  В этом случае можно говорить о рок музыке как о профессии, но не как о конструктивной миссии. В случае с «Алисой» это псевдомиссия.  И нет ни какой разницы, про что поёт группа, ведь акценты расставлены неверно. Это, конечно,  здорово что Константин пришёл ко Христу и расстался со многими страстями и зависимостями, но одна из зависимостей, рок-наркомания, явно не побеждена.

 

Но самая большая опасность рока заключена не в его  внутреннем содержании, а в его попытках проникнуть в Церковь.

Однажды в Гатчине, лет десять назад, мой друг пригласил меня на концерт финской христианской рок-группы. Концерт состоялся в лютеранской кирхе. То есть, на том месте, где в православных храмах находится иконостас, стояли ящики с динамиками и микрофоны. Финские парни пели песни на евангельские темы. Зрители в зале, простите, в храме, смиренно сидели и слушали, так называемый христианский рок.  В те годы понятия «православный рок», ещё не существовало. А сегодня оно уже появилось. Во многом благодаря некоторым  воцерковившимся  российским рокерам. А во многом и благодаря священникам, проповедующим на рок концертах, а то и просто взявшим гитары в руки. Так зазвучали песни в исполнении иеромонаха Романа Матюшина, протоиерея Сергия Киселёва и протоиерея Олега Скобли. Отца Романа и отца Сергия оставим в покое, лишь потому, что их песни нельзя назвать роком, а вот творчество отца Олега стоит рассмотреть подробнее.

 

Если учесть происхождение слова рок (а не учитывать это нельзя), то возникает вопрос, как могут стоять рядом два взаимоисключающих понятия, рок-н-ролл и Православие? «Православный рок», по сути, это нонсенс, абсурд! Точно так же, как и словосочетания «женатый монах» и «православный атеист». И если в лютеранских храмах разрешены рок концерты, хоть и благотворительные, хоть и христианского рока, это дело их церкви. Только надо помнить, что эта же лютеранская церковь в Швеции, благословила однополые браки. То есть, их церковь пошла на уступки миру и перестала быть христианской. И об этом есть официальное заявление Русской Православной Церкви:

 

 "Мы всегда высоко ценили добрые контакты, существовавшие между РПЦ и Церковью Швеции... видя в этом уникальную возможность общего свидетельства современной Европе и миру о ценностях христианства, - гласит заявление Синода. - Однако решение Церкви Швеции, однозначно рассматриваемое нами как отход от основополагающих норм христианской нравственности, заставляет нас заявить о приостановке наших двусторонних отношений".


В самом понятии – «православный рок» есть опасность  обмирщения Православной Церкви.  Ничего плохого нет в том, что священник идёт проповедовать на рок концерт или дискотеку. Если на сцену выходит священник в облачении, а не в клёпаной кожаной куртке и говорит не о пиве, а о Христе - это апостольская миссия. Но если священник уже не в облачении, а в рок прикиде берёт гитару или микрофон, лихо втыкает шнур и начинает петь про «любовь к ближним», то это уже антимиссия. Как, в принципе, и рок группа в храме. Но в случае с отцом Олегом, не затрагивая его музыкальные дарования, всё же хочется разобраться, кто он на самом деле? Православный священник, у которого есть хобби – рок музыка, или рок музыкант, у которого есть хобби…

 

Священник - это литургическая икона Христа. И есть огромная опасность раздвоения образа священника в связи с его мирской деятельностью, тем более такой. Привыкая к слегка сдавленному голосу батюшки  в его песнях, не захочется ли, привыкшим к этому голосу прихожанам, поаплодировать отцу Олегу, после воскресной проповеди в храме? И не сложится ли впечатление у прихожан, особенно молодых, что в храме, где служит отец Олег, чего-то не хватает. Скажем, звуковой аппаратуры и микрофона?  Учитывая уже случившуюся беду с отцом Иоанном Охлобыстиным, я имею в виду его позднюю актёрскую деятельность в сане, особенно в сериале «Интерны», надо быть очень осторожными в таких играх.

 

Говоря о роке и проповеди,  нельзя обойти вниманием и священника Сергия Рыбко, ярого защитника рока, который заявил: «Никакого противоречия между религией и рок-музыкой нет; вся моя жизнь об этом свидетельствует».


Я, как бывший рок музыкант, могу подтвердить слова отца Сергия Рыбко. С одной оговоркой, противоречия нет, потому что рок - это и есть та религия,  которая пытается подменить истинную религию – Христианство. Это религия бунтаря и завистника от века - сатаны. И значит правы те, кто утверждает, что рок концерты – это современные церкви. Конечно Поп-музыка в этом отношении имеет такие же свойства. Именно поэтому, уверовав во Христа,  в 1998 году, я ушёл с профессиональной сцены. Мне не хотелось больше поклоняться двум богам. Передо мной встал выбор, либо Христос, либо Рок.  Я выбрал Христа и Православную Церковь, осознав, что попытки компромиссов - это путь обратно в бездну. Я нисколько не умаляю личного подвига Кинчева, Шевчука и Бутусова. Они пришли к истинной вере и остались на сцене. Но их творчество после прихода в церковь, ни в коем случае нельзя расценивать как православную миссию. Они просто остались в профессии. В духовно и физически вредной и опасной профессии рок-музыкантов. И если бы Кинчев или Шевчук ушли со сцены ради Христа, вот тогда это был бы настоящий подвиг, и я уверен за ними пошли бы многие из их поклонников. Кстати «православие» Бориса Гребенщикова, к сожалению, закончилось экуменическим буддизмом. Опять же, вспоминая горький пример отца Иоанна Охлобыстина, если есть хоть малейшие колебания между такой профессией и храмом, лучше незамедлительно уйти со сцены, чем с амвона.

 

Главная опасность рока в том, что это духовная музыка, но духи, которые её наполняют, это падшие ангелы – бесы. И само понятие «православный рок», уже в наше время напоминает нам о той духовной борьбе, которая началась более 2500 лет между Вавилоном и Иерусалимом. В этой ожесточенной духовной исторической битве приведены в действие прежде всего два характерных оружия, с которыми когда-то сталкивался Израиль и которые сегодня противостоят Церкви. Это секуляризация (обмирщение) и синкретизм (множество религий, смешение религий).

 

Точно так же обстоит дело сегодня с Православной Церковью. Проникновения чужих идей, обмирщение и смешение четких Библейских границ, сегодня гораздо опаснее, чем открытая борьба с Христианством во время гонений.  Апостол Павел словами Кол. 3, 16 дает новый импульс к прославлению Господа пением в Церкви. Нельзя давать  разрешения на существование такой духовной музыки, содержание которой нужно оправдывать известной фразой из времен контрреформации: “Цель оправдывает средства”. По указанию апостола Павла церковное пение должно находиться в границах “псалмов”, “славословий” и “духовных песен” (Кол. 3, 16).Никакие, даже самые положительные мотивы, не оправдывают “вавилонской” музыки с названием «православный рок». И по этому «православным» рокерам и вторящим им миссионерам, не стоит прикрываться 150 Псалмом, как они любят это делать.

То, что дьявол делал 2500 лет назад, он хочет делать и сегодня, используя рок музыку. Сегодня он снова пытается с помощью музыки принудить Православие не только поклониться ему, но и переделать структуру всей Церкви. То, что современная рок музыка представляется особенно пригодной для того, чтобы в групповых динамических экспериментах “безболезненно” достигать определенных целей и стирать границы, видно из деятельности некоторых популярных новых миссионеров. Молодое поколение сегодня брошено под танки субкультур, в которых рок занимает почётное первое место. И задача миссионеров увести их с этого пути. А мы всё чаще встречаемся с пособничеством новых миссионеров – священников деморализации молодёжи,  и разрушению церкви.   

Не наступило ли время пробудиться и дать себе отчет в этом изощренном вражеском наступлении, на которое многие безучастно взирают, или наоборот, активно защищают из “ностальгии ” и “любви” к своей бурной комсомольско - рок-н-рольной молодости. Не пора ли одуматься и сделать правильный выбор?  Как сделал один уважаемый мною священник, вообще перестав слушать рок-музыку после простого случая. Сразу после рукоположения в священнический сан, батюшка включил песню любимой группы «Ганз-н-роузес», после чего у него сразу сгорел компьютер. Ему этого знака было достаточно, а другим нужно, видимо что-то большее.

 

Анатолий Артюх,  сотрудник миссионерского отдела Гатчинского благочиния. Г. Гатчина.

 

Сетевой литературно-исторический журнал Великоросс.


Справка: Родился в городе Гатчина Ленинградской области 17 сентября 1963 года. В 1980 году закончил среднюю школу № 3 и музыкальную школу по классу "классическая гитара" в Гатчине. С 1980 года по 1998 был профессиональным музыкантом. Работал В Ленконцерте и в Астраханской Областной филармонии музыкантом групп: "Дилижанс", "Южный крест", "Мифы", "Прямая речь". В 1995 году женился на Варваре Ивановне Артюх. В 1996 году записал два сольных альбома и создал свой проект "Ливер-Пуль".

В 1998 году ушёл с профессиональной сцены. В 2000 году создал свою строительную фирму. В 2007 году поступил на Свято-Иоанновские богословские педагогические курсы в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. С 2008 года начал заниматься общественной и миссионерской деятельностью.

В настоящий момент проживает в Гатчине с женой Варварой и сыном Михаилом (19 лет) и является  сотрудником   миссионерского   отдела   Гатчинского   благочиния.

 

 

 

Написать комментарий