О результатах преждевременного отказа раскольников Эсфигмена поминать Патриарха
В среду днем на греческом портале церковных новостей Romfea появилась публикация «Монастырь Эсфигмен попросил о восстановлении единства со Святой Горой и Константинопольским Патриархатом». А вчера Делегация Константинопольского Патриархата уже прибыла на Афон. Таким образом началось урегулирование многолетнего конфликта вокруг афонского монастыря Эсфигмен.
Напомним, что монахи Эсфигмена с 1972 года отказываются поминать Вселенского и других православных Патриархов, имеющих связи с папой римским. В начале 2000-х годов Вселенский Патриархат справедливо объявил проживающих на территории Эсфигмена монахов раскольниками. Вскоре была создана новая братия Эсфигмена, получившая признание со стороны Константинопольского Патриарха и афонского священноначалия. Конфликт от этого, естесственно, только обострился и в настоящее время Эсфигмен не имеет контактов с монахами афонских монастырей, поставив себя вне афонского братства.
На этом примере видно, к чему приводит ревность не по разуму у тех священнослужителей и монашествующих, которые, справедливо обличив своего Патриарха в ереси экуменизма, однако неуместно и преждевременно применяют 15-е правило Двукратного собора, перестают возносить имя на Литургии и таким образом прерывают евхаристическое общение со своей Поместной Церковью. Они прежде всего сами оказываются вне Церкви и лишают себя спасения, ошибочно полагая, что лишь они спасаются.
Посмотрите на монахов других монастырей Святой Горы Афон. Разве не от них, поминающих Патриарха, но при этом обличающих его и выступающих против экуменизма, мы получаем поддержку и слышим мужественные воззвания против ереси экуменизма? Но они не перестают поминать Патриарха, сознавая неуместность применения 15-го правила.
А что дали Православию отказавшиеся от поминовения Патриарха раскольники Эсфигмена? Ничего, кроме горького сожаления о них самих и предостережения для всех, желающих побывать на Афоне, от общения с ними.
Мы же, не отказываясь от поминовения Патриарха, ожидаем Православного Собора, на котором будет решен вопрос о Патриархе или епископе, впавшем в ересь. Потому что только Собор епископов имеет от Господа благодать вершить суд над епископами и патриархами. «…Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера…» (13-е правило Двукратного Собора).
Александр Павлов