Еретическим ли будет «восьмой» собор 2016 г.? (Размышления священноинока)
Прочитал на днях в одном издании статью, где на все лады расхваливали Святейшего Патриарха Кирилла, предстоятеля нашей Русской Православной Церкви, и его «блестящую спецоперацию по "обезвреживанию” Всеправославного собора».
Наконец-то проекты документов этого собора стали достоянием гласности. Ведь процесс подготовки длится уже более 60 лет, но, к сожалению, до нынешнего времени, цели и задачи собора не ясны. И только теперь мы можем увидеть и дать точную оценку проектам этого собора.
Первое, что бросилось в глаза, что документы составлены богословски неграмотно и весьма лукаво.
Возьмем, к примеру, проект документа «Всеправославного собора» «Важность поста и его соблюдение сегодня». Начинается он с того, что пост был дан первым людям еще в раю: «Пост – ровесник человечества, ибо он был установлен в раю». Но в то же время сама цель райского запрета вкушать плод древа познания добра и зла оставлена здесь без внимания. А ведь в этом заключается сущность свободной воли и свободного выбора человека. Не будь этого запрета, человек был бы лишен выбора, а следовательно, и свободной воли. Но кроме этого человеку дарована была добродетель послушания, чем и является прежде всего для нас пост. Постящиеся прежде всего пребывают в послушании у Церкви, а через нее и у Самого возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа.
Но если большую часть этого документа можно все-таки воспринимать как апологию постов, установленных Матерью-Церковью, то под конец составители явно добавляют в него яд.
К примеру, такая фраза «сегодня многие верующие не соблюдают всех установлений поста». Звучит это довольно-таки странно, потому что верующий христианин готов в любую минуту отдать жизнь за Христа. А если это так, то станет ли он бояться каких-то лишений вроде отказа от мяса, рыбы или молочной пищи?
Составители документа приводят весьма забавные причины для отмены поста, как то тяжелый труд или отсутствие постных продуктов. Но если еще с указанием на тяжелый труд как-то и можно согласиться, то отсутствие нескоромых продуктов – это уже откровенный перебор. Думаю, что ни в одном городе мира нет такого магазина, где бы не продавали хлеб. И как говорил преп. Серафим Саровский, «от хлеба и воды еще никто не умер».
Постовая икономия, которая предлагается в данном документе, далеко не является таковой. В данном случае акривию показал нам наш Господь Иисус Христос, не вкушавший пищу в пустыне в течение 40 дней. И многие подвижники повторили этот подвиг. А нижняя граница поста, икономия, прописана в Типиконе. И даже если священник дозволяет кому-то из больных вкушать постом молочные продукты, то делает это с оговоркой: «вкушайте, но на исповеди в этом кайтесь».
А посмотрите, как реформирует постановление о постах новый проект документа на эту тему предстоящего собора. Он практически отнимает у людей покаяние, подавая им губительное оправдание своей физической немощи, а иногда и просто саможаления. И если до принятия этого документа совесть человека побуждала его каяться в нарушении постов, то с принятием его нарушение становится нормой. А разве это не губительно для души? Разве это не является посягательством на учение Господа нашего Иисуса Христа?
Не буду затрагивать другие проекты документов предстоящего Собора, в которых лукавый также посеял свои плевелы, скажу еще лишь о ереси экуменизма.
Вот как начинается документ «Всеправославного собора» «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире».
Насколько противоречив этот пункт! Сначала говорится о том, что Церковь Православная Едина, и тут же она ставится в ряд с другими христианскими конфессиями, якобы стремящимися к единству. Но разве может быть единство света и тьмы? (ср.: 2 Кор. 6, 14-15). И если составители вначале утверждают, что Православная Церковь единственная соборная и апостольская, то документ должен призывать отпавших от единства Матери-Церкви еретиков вернуться в лоно Церкви, а не объединяться непонятно в чем.
А вот другая цитата: «Непрестанно молясь "о соединении всех”, Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее».
Во-первых, Православная Церковь никогда не молилась и не молится о еретиках, а во-вторых, если анафемы отпавшим от истины Христовой считать диалогами, то такие «диалоги» должны и далее совершаться в наших храмах на праздник Торжества Православия. Но мы видим, что, к сожалению, чин анафематствования повсюду отменен.
Можно было бы и дальше детально разбирать этот еретический (не побоюсь этого слова) проект, поскольку он попирает православный догмат о Церкви. Но думаю, что для всех православных уже ясно, что принятие таких документов на соборе ведет к реформации, модернизации и разрушению древних церковных традиций.
Иеромонах Симеон (Сарычев)