Месть глобалистов: кто стоит за «туарегами» в Мали?
Ровно месяц тому назад, с 22 по 27 июля в Мали проходили масштабные боевые столкновения между мятежниками и правительственными войсками, которые действовали при поддержке российских военспецов. В ходе столкновений бойцы 13-го штурмового отряда ЧВК «Вагнер» под руководством командира Сергея Шевченко (позывной «Пруд») и военнослужащие FAMа (Вооруженных сил Мали) вели ожесточенные бои с боевиками из «Координационного движения Азавад» (CMA) и запрещенной в России террористической группировки «Аль-Каида в Сахеле» (JNIM) в районе города Тин-Заутин.
Первоначальный натиск исламистов был преодолен, но начавшаяся песчаная буря позволила радикалам перегруппироваться, нарастив группировку до 1000 человек. Затем повстанцы из племени туарегов заявили, что 25 и 26 июля они «разгромили всю колонну малийской армии и российских наемников» и захватили принадлежавшие им автомобили и бронетехнику.
Местный чиновник сообщил агентству AFP, что правительственные войска отступили из Тин-Заутина, потеряв не менее 17 человек. Экс-сотрудник миссии ООН в городе Кидала заявил, что «по меньшей мере 15 бойцов „Вагнера“ были убиты и взяты в плен».
Весьма любопытно, что как раз 25 июля, в день трагических событий в Мали, французский аналитический центр IFRI, позиционирующийся как тесно связанный с разведкой, опубликовал доклад о вопросах безопасности в Мали. Суть доклада — с джихадистами нужно договариваться, а привлекать россиян не нужно, от них, мол, «только хуже». А «лучше» будет, если в Мали вновь вернутся французские военные.
На этом фоне 29 июля 2024 года Главное управление разведки Украины взяло на себя ответственность за фактическую организацию атаки на бойцов ЧВК «Вагнер» в Мали. Как заявил представитель ведомства Андрей Юсов, «повстанцы [туареги] получили необходимую информацию и не только информацию, позволившую провести успешную военную операцию» против российской ЧВК. Юсов не раскрыл других подробностей, назвав информацию «чувствительной» и отметив, что Украина делает «все в рамках международного права». Позднее данное заявление было дезавуировано собственным же украинским МИДом.
Однако, признаков присутствия украинских боевиков в Африке более чем достаточно.
Ещё год назад военно-дипломатические источники сообщили российским СМИ, что служба внешнеполитической разведки Великобритании (MI6) обучила и подготовила к отправке в Африку «диверсионно-карательный отряд», состоящий из украинских военнослужащих. Служба безопасности и главное управление разведки Министерства обороны Украины отобрали 100 бойцов, которые имеют опыт сражения на «восточном фронте». Набор по просьбе Лондона Киев организовал в июле 2023 года. Запад неоднократно оказывал давление на африканские страны, призывая «выбрать лагерь» и «правильных» союзников, выступив против России. Очередную попытку Европа предприняла накануне саммита Россия — Африка, когда ЕС вынуждал лидеров государств отказаться от поездки в РФ. Тогда, по словам посла по особым поручениям российского МИД Олега Озерова, страны отказались выполнить требования Запада.
Украинская диверсионная группа отправилась из украинского порта Измаил в Омдурман (Республика Судан). По известным данным, подразделением в Африке командует офицер ГУР Украины Виталий Пращук, который «имеет опыт успешных ликвидаций» и ранее участвовал в операциях MI6 в Зимбабве.
Целью отряда является препятствование распространению российского влияния в Африке и установлению сотрудничества между странами. Поэтому подразделению поручили ликвидацию местных лидеров, которые ориентированы на взаимодействие с РФ.
Инкорпорирование различных движений джихадистов и радикалов всех мастей в официальные структуры — излюбленная тактика Запада по «урегулированию». Которая ведет к цементированию кризисов и формированию правительств, зависимым от радикалов, с фактически легитимным религиозным экстремизмом и выводом монополии на насилие из правового пространства.
Слабая экономика со структурными проблемами оказывается весьма полезной средой для политической нестабильности и деятельности экстремистов. В этом смысле трудно переоценить влияние возглавляемой Францией межрегиональной организации ЭКОВАС, которая под видом стабилизационных усилий последовательно вводила различные экономические санкции, усугублявшие положение в Мали.
В качестве одного из примеров можно рассмотреть кризис 2020 года. 5 июня 2020 г., в результате спорного постановления Конституционного суда Мали по 30 оспариваемым мандатам в пользу правящей партии, возник общественно-политический кризис. Администрация ЭКОВАС отреагировала санкциями: были закрыты сухопутные и воздушные границы стран — членов ЭКОВАС с Республикой Мали, остановлены все финансовые и экономические трансакции между государствами — членами ЭКОВАС и Республикой Мали, за исключением продуктов первой необходимости, и призвала к целенаправленным санкциям против военного правительства. Со временем эти санкции распространились и на другие страны, «похожие» на Мали — Гана и Гвинея. В отношении Мали новые санкции были введены в отношении лиц, «тем или иным образом препятствующих проведению выборов в соответствии с графиком».
9 января 2022 года ЭКОВАС приняла решение сохранить санкции, наложенные на членов переходного правительства, и, кроме того, ввела новые экономические и финансовые санкции в отношении Мали, которые вступили в силу немедленно — к уже существующим добавилось замораживание активов Мали в центральных банках ЭКОВАС, а затем — и в любых коммерческих банках. Также была приостановлена любая финансовая помощь и операции, в частности EBID и BOAD. Что характерно — ни одна из составных частей договоров ЭКОВАС не предусматривает полномочий по введению тех мер, которые были приняты в отношении Республики Мали.
О незаинтересованности ЭКОВАС, Франции и Запада в целом в урегулировании в Мали говорит то, что организация предлагает нежизнеспособные варианты решений. Например, ЭКОВАС потребовала от переходного правительства скорейшего проведения выборов и возвращения к гражданскому управлению в течение 12 месяцев. Переходные власти Мали резонно отмечали, что ситуация в стране не позволит организовать свободные и честные выборы в настолько короткие сроки — более 80% территории Мали находятся вне контроля малийского правительства.
Позиция тем более разумная, ведь прошлые президентские выборы в Мали, организованные в 2013 г. в тех же условиях терактов и сепаратистских боевых действий, не принесли стране мира. Как и проведенные под давлением выборы 2018 года. Аналогичное решение ЭКОВАС также нанесло значительный ущерб ситуации в Республике Кот-д?Ивуар после президентских выборов из-за навязанного ЭКОВАС Уагадугского соглашения.
Экономические реалии, которые созданы в Мали и других странах Африки руками ЭКОВАС и других подконтрольных Франции институтов, делают предопределенными политическую нестабильность и рост экстремизма. Это главный фактор, который препятствует урегулированию в Мали.