Энергетическое фиаско прибалтийских лимитрофов. Остатки советского наследия уходят в небытие

Энергетическое фиаско прибалтийских лимитрофов. Остатки советского наследия уходят в небытие


Лимитрофы продолжают разбазаривать советское наследие. В своё время вступление в ряды «свободного мира» потребовало от ряда наших соседей немалых жертв, и в частности — закрытия «грязных» энергетических мощностей. Закономерным следствием подобного стала деиндустриализация, отток населения, растущая зависимость от импорта и дотаций ЕС. Компенсировали это чувством морального удовлетворения от выполненного долга во имя «благой цели».

Чемпионом по саморазрушению стала Прибалтика (хотя, начиная с 2022-го, пальму первенства вполне можно передать Финляндии). И особенно — Литва, которая к настоящему моменту является самой энергодефицитной из тройки сотоварищей. Сильнейшим ударом стало закрытие в 2009-м году Игналинской АЭС, которая мало того, что покрывала почти 90% всех потребностей Литвы, так ещё и позволяла продавать электроэнергию в соседние Латвию, Эстонию, Белоруссию и даже Калининградскую область (до того, как та сама стала дважды энергопрофицитной).

«Оккупанты» заботились о своей «витрине» и обеспечили её всем необходимым. В Латвии, например, был построен каскад ГЭС на реке Даугаве. Именно поэтому Риге повезло чуть больше, т. к. несмотря на то, что странные правила ЕС гидрогенерацию к категории «священного ВИЭ» не относят, закрывать их на данный момент никто не требует. Плюс помимо собственных мощностей, Прибалтика была (и остаётся по сей день) замкнута на энергокольцо БРЭЛЛ с Россией и Белоруссией.

Литва же получила уникальный подарок — вышеупомянутую Игналинскую АЭС. Это означало не только возможность развивать энергоемкое производство, получать неплохие доходы от экспорта э/э, но также быть участником «атомного клуба». Вместо этого Вильнюс покорно уступил требованиям Евросоюза и в 2009-м АЭС закрыл. Формальная причина — пресловутая «забота» об экологии.

Стоит сказать, что по пути демонтажа атомной генерации шла не только Литва. К примеру, на этот же путь вступила и Германия. Однако если для последней это всё же имело некий смысл, т. к. был расчет на превращение страны в газовый хаб Европы, то в случае Литвы — это лишь недальновидная уступка не имеющей самостоятельности страны. Интересно смотреть на их лица после провозглашенного месяц назад «атомного ренессанса» Европы. Впрочем, какие-никакие компетенции в ЕС остались лишь у Франции, однако и та тотальна зависит от России в вопросе обогащения и утилизации отработанного ЯТ (но это совсем другая тема).

Что касается Литвы, то после остановки АЭС, она начала не продавать, а покупать энергию. Тарифы для потребителей закономерно выросли. Плюс государству пришлось тратиться на консервацию закрытой станции. Но на этом самоуничтожение не закончилось. Так, в 2016 году под давлением «зеленых» по причине «загрязнения воздуха» Литва закрыла ещё и Вильнюсскую ТЭЦ (тоже доставшуюся в наследство от СССР).

А что теперь? Пару дней назад пришла новость, что Литва разбирает остатки своих закрытых объектов с целью последующей передачи стране четыреста четыре комплектующих для восстановления пораженных ТЭЦ. Теоретически это возможно — ведь обе «страны» продолжали пользоваться оборудованием советского образца. Ничего своего «независимые» построить за 30 лет так и не сумели. Конечно, как-то кардинально решить проблемы своих побратимов Вильнюс не сможет, но точечные дыры залатать в состоянии. Хотя бы на время. До следующих калибровок.

Довольно ироничная история. И особенно на контрасте с зеркальной ситуацией в другой стране — Белоруссии, где АЭС, напротив, была построена. В итоге Минск, ранее импортировавший энергию из Литвы, стал её туда экспортировать (сейчас по политическим причинам процесс свернулся). Зато столько со стороны Вильнюса было сказано громких слов об угрозе окружающей среде, а также «нечестной конкуренции» на рынке электроэнергии — не счесть.

Написать комментарий