Бой ВСУ против российских наземных дронов под Бердычами. Успех или провал?
Эпизод с применением наземных дронов вызвал споры в сети, однако теперь появилось видео с украинской стороны и можно подвести предварительные итоги.
Являются ли эти машины роботами?
Нет. Скорее это дистанционно управляемые сухопутные платформы, в данном случае использованные в роли носителей вооружения. Судя по всему, они не способны действовать автономно, например при потере связи с оператором.
Это продукция ОПК РФ?
Также сомнительно. Судя по тому, как спроектирована их ходовая часть, для преодоления серьёзных неровностей дистанционно управляемому дрону может потребоваться вспомогательное устройство. Другой проблемой при дальнейшем использовании такой техники почти наверняка станут защитные экраны по бокам. Обе проблемы являются «классическими» для гусеничной техники вообще и разработчиков наземных роботизированных систем в частности. Например, между экранами и подвижными элементами ходовой может набиться грязь или снег (если дроны будут использоваться зимой).
Мощности электродвигателя, чтобы «пережевать» эту грязь (в отличие, кстати, от танков или БМП) может не хватить. Тогда техника будет обездвижена и в лучшем случае может быть использована как стационарная огневая точка до первого прилёта снаряда или БПЛА. Разработчики российских «Маркеров», «Уранов» и других робоплатформ сталкивались с этими проблемами несколько лет назад, и сомнительно, чтобы промышленники, имеющие большой опыт, отправили на поле боя машины с целым набором детских болезней. Скорее всего, перед нами очередная «гаражная» инициативная разработка, которую решили испытать в боевых условиях.
Применение платформ вышло удачным?
И да и нет. Основное назначение беспилотных наземных систем то же, что и у БПЛА, — сберечь жизнь человека и выполнить поставленную задачу. По косвенным данным и свидетельствам военных известно, что роботы её частично выполнили и подавили некоторые огневые точки противника с помощью автоматических гранатомётов АГС.
Другой вопрос, что в конце концов обе платформы оказались обездвижены (по причине подавления каналов связи?) и позже были повреждены (и уничтожены) дронами противника. Учитывая, что стоимость наземной платформы выше, чем у малых БПЛА, такой размен нельзя считать экономически выгодным.
Что дальше?
Перед нами, скорее всего, был один из этапов испытаний сухопутных роботизированных платформ. И несмотря на то что у такой техники большие перспективы, данные платформы вряд ли найдут широкое применение.
Для серьёзного распространения наземные платформы либо должны быть дешёвыми расходниками, либо им необходима высокая живучесть на поле боя.
По этой причине скорее следует ожидать появления роботизированных или опционально пилотируемых машин на базе серийных танков и БМП, в том числе инженерной и специальной техники. В свою очередь, малые платформы (как на видео) найдут применение при различных видах разведки, разминировании и минировании, эвакуации, доставке грузов на поле боя и при выполнении других задач, не требующих непосредственного контакта с противником, что позволит упростить и удешевить их конструкцию.