Россия выиграла раунд в Большой Игре и ответила Западу «Тройственным союзом»

Россия выиграла раунд в Большой Игре и ответила Западу «Тройственным союзом»


С учетом активизации внешней политики Казахстана и ряда заявлений Касым-Жомарта Токаева — большой резонанс получило его высказывание на ПМЭФ, где президент Казахстана отказался признавать республики Донбасса — южного соседа России начали воспринимать как «слабое звено» Евразии. Опасения усугублялись вплоть до последнего времени. Как сообщал ранее РУССТРАТ, в середине ноября турне по странам Центральной Азии главный дипломат ЕС Жозеп Боррель. В Казахстане Боррель прямо заявил, что странам региона лучше дружить с ЕС, чем с Китаем и Россией — особенно с Россией. Это касается транспортных коридоров и инвестиций, а также сырьевой базы региона, которую ЕС планировал прибрать к рукам.

За несколько недель до Борреля в Центральной Азии схожие тезисы выдвигал и помощник государственного секретаря США в Бюро по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу. Он заявил, что США «намерены содействовать правительству Туркмении и деловым кругам страны в получении выгод от санкционного режима против России».

О необходимости максимального снижения влияния России в регионе — от экономики до культуры, и ассимиляции Центральной Азии в неоколониальную структуру говорили самые разные западные спикеры. Отсутствие во внешней и внутренней политике Казахстана явного антагонизма с этими тезисами приводило к возникновению резонных вопросов. Но озвученная повестка визита Касым-Жомарта Токаева показала: Восток — по-прежнему дело тонкое.

Озвученная в ходе встреч российской и казахстанской сторон статистика выглядит достаточной гарантией того, что центростремительные связи в партнерстве Москвы и Астаны более чем сильны. Россия и Казахстан осуществляют более 30 крупных инвестиционных проектов во всех без исключения ключевых отраслях экономики. В Казахстане работает более 17 тысяч компаний с российским участием. Реализовано 110 совместных проектов на общую сумму $23 млрд с созданием порядка 30 тысяч рабочих мест.

Товарооборот стран в 2021 году вырос на 35% ($25,6 млрд), рост за 2022 год на 9%. 76 из 89 субъектов Российской Федерации установили прямые торгово-экономические связи с казахстанскими партнёрами. Поставки в российские регионы выросли более чем в 2,5 раза из Алматы, из Астаны — в пять раз. Поставки нефтепродуктов из РФ в Казахстан увеличились на 35%, полуфабрикатов и стали — на 22%, экспорт пшеницы — 100%

Значительно активизировалась приграничная торговля. Три из пяти международных железнодорожных коридоров Казахстана и шесть из восьми автомобильных транзитных коридоров синхронизированы с коридорами, проходящими по территории Российской Федерации. И Казахстан намерен развивать дальнейшую интеграцию.

Объем российских инвестиций в экономику Казахстана составляет почти $17 млрд, и есть предпосылки к увеличению этого объема. При этом инвестиции из Казахстана в Россию также выросли на 34%, достигнув 535 миллионов долларов. Казахстан и РФ имеют широкие перспективы для совместной работы, в том числе в высокотехнологичных отраслях. К подписанию по итогам визита подготовлены 10 межведомственных и межрегиональных соглашений и меморандумов, а также коммерческих контрактов.

Всё вышеперечисленное — внушительный базис, который является геополитическим балансиром для попыток неких сил внутри Казахстана противодействовать стратегическому партнерству с Москвой. Внешним игрокам, пытающимся создать и усугубить раскол между РФ и Казахстаном, как минимум придется потратить на этот процесс много времени и ресурсов.

Есть одно важное обстоятельство. Огромный приток инвестиций и вообще, капитала, из России Казахстан получил благодаря параллельному импорту и своему статусу «прокси». Этот статус непостоянен, санкционная политика может поменяться, а логистика способна перестраиваться на другую транзитную страну. В интересах Казахстана максимально использовать текущую выгодную конъюнктуру — одним из следствий чего может быть желание закрепить достигнутые позиции на рынке России и в совместных проектах.

Геополитические риски существуют всегда. Но в данный момент позиции России, как и фактическое стремление Казахстана к взаимовыгодному партнерству, выглядят достаточно убедительными. Особенно с учетом озвученных перспектив.

Президент Токаев подчеркнул, что Казахстан намерен стать хабом для всего евразийского пространства — центры трансграничной торговли создаются на границах Казахстана с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Китаем. По словам Токаева, хабы будут логистически увязаны с портами Актау и Курык, участвуя в распределении экспортно-импортных потоков с прикаспийскими странами, а также с Турцией и Европой. Активно ведётся работа по созданию современного контейнерного хаба на базе специальной экономической зоны — морского порта Актау. В случае Актау очевидна его ориентация на Иран.

Стоит обратить особое внимание на высказанную Владимиром Путиным идею, которую уже успели назвать «тройственным газовым» союзом России, Казахстана и Узбекистана. Россия остается крупнейшим экспортером газа, в Казахстане и Узбекистане ситуация неравномерна. У обоих стран есть собственные месторождения — Казахстан занимает 19-е место в мире по известным запасам природного газа, но баланс добычи и потребления крайне нестабилен. При растущем уровне потребления эксперты прогнозируют Казахстану дефицит газа с 2024 года — потребности внутреннего рынка превысят доступные в рамках логистики и существующей газораспределительной сети ресурсы примерно на 1,7 млрд кубометров. Основой газового хозяйства Узбекистана является Газлинское месторождение, продукт которого Узбекистан продает в Китай — при благоприятных условиях. Например, в начале 2022 года Узбекистан прекратил экспорт газа в Китай из-за увеличения внутреннего спроса. Когда он упал в мае, экспорт в Китай снова возобновился.

Очевидно, что дальнейшее развитие экономик этих стран зависит от поставок энергоресурсов. Ещё один региональный газовый экспортер — Туркмения, имеет приоритетного клиента в лице Китая, значительная часть газа законтрактована на годы вперед, и Россия оказывается наиболее очевидным поставщиком газа в интересах Астаны и Самарканда.

По всей видимости, реальные и перспективные выгоды от сотрудничества с Россией для Казахстана больше, чем размер санкционного кнута и инвестиционного пряника, на которые объективно способны США, ЕС и Британия. Следует признать, что, совершая свой первый пост-инаугурационный визит в Москву, Касым-Жомарт Токаев проявил серьезную политическую волю, проигнорировав постоянное нагнетание Западом угрожающего информационного фона и намёки на вторичные санкции, от которых могут пострадать партнеры России.

В уравнении отношений России с Казахстаном не хватает Китая, но отношения Москвы с Пекином в обозримой перспективе позволяют находить консенсус по самым разным вопросам, включая степень вовлеченности в интеграционные проекты с третьими странами. Сильный экономический базис отношений России и Казахстана выступает достаточной гарантией существования, в том числе, ОДКБ. В том числе потому, что именно эта структура обеспечила сохранение конституционного строя в Казахстане в начале 2022 года.

Учитывая количество интересантов в Центральной Азии, подавляющее большинство которых видит Россию смертельным врагом, атмосфера в регионе будет далека от благостной. Однако, текущий раунд Большой Игры 2.0 Россия выиграла. Теперь главное не утратить позитивную инициативу.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы и его директора

Написать комментарий