МКС пора закрывать: космическая техника всё ещё одноразовая

На Международной космической станции очередные осложнения. Из созданного Российской Федерацией сегмента МКС уже выветрился запах горелой проводки. Но появился некий другой запах — вроде бы не столь угрожающий, но странный. Затем обнаружено превышение содержания плесени. Далее возникли сбои при обмене данными с недавно подключённым к МКС модулем «Наука» — также нашего производства.

Открытым текстом напоминаю: вывод химической ракетой на околоземную орбиту любого груза куда дороже соответствующей массы золота. Поэтому приходится экономить каждый грамм, и космическая техника работает на пределе возможного. Соответственно её долговечность в разы ниже авиационной, не говоря уж о наземной.

Помню, как два десятилетия назад полстраны открытым текстом возмущалось сводом нашей станции «Мир» с орбиты в Тихий океан. Но станция отслужила уже пятнадцать лет, космонавты на ней тратили львиную долю времени не на исследования, а на ремонт. МКС работает уже двадцать три года. Понятно, её тоже пора закрывать. Но другой пока нет. Поэтому договорились работать на ней до 2024 года. Кое-кто надеется даже до 2030-го дотянуть.

Открытым текстом сомневаюсь: проще и дешевле новую построить. Тем более, что в космосе и других задач хватает.

Роскосмос объявил тендер на исследование возможных проблем высадки человека на Луну с последующим возвратом и выработку требований ко всей технике, необходимой для выполнения задачи. Работа поэтапная, до ноября 2025 года. Цена — миллиард семьсот миллионов рублей.

Скептики открытым текстом спрашивают: зачем нам лезть на Луну, когда и на околоземной орбите неприятностей хватает? Открытым текстом объясняю: создадим под новые задачи новое поколение техники — сможем и в ближнем космосе работать надёжнее и проще. Уж и не говорю, что на Луне можно сделать немало такого, что ни на Земле, ни на орбите толком не получится.

А в целом каждый рубль на космос уже обернулся многократной прибылью. Так что будем и впредь глядеть вверх — это надёжный способ не споткнуться.

Написать комментарий