Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе


Европа планирует ввести углеродный налог для иностранных поставщиков. В ответ Москва планирует ввести свой вариант, чтобы деньги экспортеров оставались в России. Эксперты считают, что правительство пошло по хорошему, но рискованному пути.

Российское правительство планирует разработать аналог углеродного налога, который планируют вводить для импортеров в Европе. Как сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника, подготовка механизма российского варианта займет год-полтора, и его хотят запустить раньше, чем Евросоюз.

Идея состоит в том, чтобы российские экспортеры платили налог не странам ЕС, а в бюджет собственного государства.

«По словам источников, ключевая задача — подготовить национальное регулирование, достичь его признания на международном уровне и добиться зачета платежей за выбросы CO2 в России европейской системой углеродного контроля», — пишут «Ведомости».

В середине лета Еврокомиссия разработала проект Механизма пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM). Он предполагает, что поставщики стали, труб, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии будут платить трансграничный углеродный налог. Это будет выглядеть в виде покупок сертификатов, как сейчас продаются квоты на выбросы СО2 в Европе. Сейчас они торгуются на уровне 60 евро за тонну углерода, и их обязаны покупать в Европе, например, вредные производства, в том числе угольная генерация. Введение налога планируют начать в 2023 году, а в полную силу он заработает в 2026-м.

В российском правительстве рассматривают три варианта налога. Первый предполагает, что производители будут платить за превышение выбросов по установленным значениям. Второй — в стране введут торговлю квотами на выбросы СО2. Третий вариант — это комбинация первых двух. Правительство еще не решило, распространять ли налог только на экспортеров, которые подпадут под европейское регулирование, или на всех производителей, отмечают «Ведомости».

«Главный вопрос состоит в том, чтобы Европа признала наш углеродный налог и не заставляла российских экспортеров платить его дважды. Такая опция предусмотрена в рамках Парижского соглашения о климате. Но гарантий пока никаких нет», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. По его словам, на практике никто пока не понимает, как это все будет работать и как согласовывать углеродный налог.

«Европейцы, например, считают выбросы парниковых газов по отдельным группам товаров на основании данных своих производителей и для импортеров планируют применять такую же длину углеродного следа», — замечает эксперт.

В России считают справедливым учитывать поглощающую роль лесов и акваторий страны, но согласится ли на это ЕС, неизвестно.

Ведущий аналитик ФНЭБ считает, что риск для России может быть в разнице показателей и желании помочь производителям. «Если мы заявим об эффективном производстве и малых выбросах, а сборы будут небольшими, то мы рискуем подорвать доверие и к системе подсчета, и к взиманию углеродного налога», — говорит Игорь Юшков. По его мнению, европейцы никогда не согласятся и с тем, если правительство будет помогать экспортерам и перераспределять между ними в том или ином виде полученные сборы.

Углеродный налог в Европе сильнее всего ударит по поставщикам из России и меньше всего — по американским, подсчитали в исследовательских экологических центрах E3G и Sandbag.

«Из шести основных европейских торговых партнеров импортные товары из России будут нести самые высокие затраты по CBAM. Сборы за импорт США будут незначительными», — заявили в E3G и Sandbag. По их расчетам, чистые затраты по CBAM для американских экспортеров составят 10 млн евро в 2026 году и 25 млн евро в 2035 году.

«Импортные товары из России столкнутся с наибольшими сборами CBAM. В начале они будут относительно низкими, 442 млн евро в 2026 году, но потом постепенно увеличатся до 1,9 млрд евро в 2035 году. Большая часть этих сборов будет взиматься с продукции черной металлургии и за удобрения», — в центрах замечали, что сумма все равно будет небольшой, так как общий импорт товаров из России в Европу составил, например, в 2019 году 91,4 млрд евро.

Судя по расчетам E3G и Sandbag, вместе с Россией самыми крупными плательщиками углеродного налога в ЕС в 2035 году станут Украина и Турция (870 млн евро и 824 млн евро). А вот Китай заплатит в ныне предлагаемых условиях лишь 484 млн евро.

Написать комментарий