Облик перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения ЛТС

Облик перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения ЛТС


На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021 в Жуковском 20 июля 2021 года состоялась официальная презентация Государственной корпорацией Ростех и АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) российского перспективного легкого однодвигательного истребителя пятого поколения под коммерческим названием Checkmate, разрабатываемого ПАО «Компания «Сухой» (в составе ОАК) по программе ЛТС («Легкий тактический самолет»). Появление разработанного в условиях секретности самолета ЛТС, о предстоящей презентации которого было объявлено только 13 июля, стало большим сюрпризом для всей авиационной общественности.

Явление ЛТС, безусловно, — значительное событие для российской военной авиации, поскольку речь идет о создании второй (после Т-50/Су-57) потенциально серийной полностью новой отечественной боевой авиационной платформы за четыре десятилетия — со времен первого полета Ту-160. Наш блог сделал попытку суммировать известные к настоящему времени и обнародованные в ходе презентации сведения о самолете ЛТС.

— Представленный на презентации образец ЛТС оказался не макетом, а. как заявил заместитель главного конструктора ЛТС Алексей Булатов, опытно-экспериментальным образцом, пока в нелетной конфигурации для наземных испытаний (видимо, аналог КНС — комплексного натурного стенда), но планируемой к доработке в летный образец: «это самолет, который в воздух и поднимется. Необходимы, конечно, работы по подготовке его к полету. Меньше чем через год у нас закончатся статические испытания самолета, которые позволят нам выйти на организацию первого полета».

— Представленный образец несет бортовой номер «75». Предположительно, в ОКБ «Сухого» проект проходил под индексом Т-75. В свою очередь, Булатов заявил, что ОКБ предлагает для варианта самолета для «внутреннего» присвоить индекс Су-75.

— На образце размещена эмблема Комсомольского-на-Амуре авиационного завода (филиала ПАО «Компания «Сухой»), что, видимо, указывает на место постройки как опытных, так в дальнейшем и серийных самолетов.

— Со стороны ОАК было заявлено, что самолет был «разработан немногим более чем за год». Слово «разработан» в принципе может иметь разнообразные трактовки, но о программе ЛТС известно минимум с 2018 года.

— Самолет официально считается разработанным ОАК в инициативном порядке без задания Министерства обороны России и на собственные средства ОАК. Можно предположить, что фактически часть финансирования поступала по линии Министерства промышленности и торговли России (как было в свое время с программой ПАК ФА), и, видимо, работы все равно координировались с военными. Возможно, что часть финансирования поступила из иностранного источника (не исключено, что ОАЭ, в соответствии с соглашением 2017 года).

— Первый полет прототипа ЛТС намечен на 2023 год, постройка следующих летных опытных образцов — на 2024–2025 годы, завершение государственных испытаний — на 2026 год. Первая поставка заказчикам должна состояться через 5,5 лет, то есть в конце 2026 года.

— Сообщено, что ЛТС спроектирован с использованием научно-технического задела, полученного при создании самолета Су-57 по программе ПАК ФА, и с широким применением суперкомпьютерных технологий, и что фактически он является первым российским самолетом, который был полностью просчитан цифровыми методами (аналог разрекламированного американского подхода с e-серией).

— Как можно судить, в ЛТС действительно широко использованы элементы конструкции и систем Су-57, делая его отчасти однодвигательным вариантом последнего.

— Из характеристик самолета ЛТС на презентации было сообщено, что он должен иметь скорость до М=1,8–2, дальность полета 3000 км, потолок 16,5 км, допустимую перегрузку 8g, максимальный вес боевой нагрузки 7400 кг. Главный конструктор ЛТС Михаил Стрелец заявил, что у ЛТС «самая большая для „легких“ самолетов дальность полета и длительность барражирования при поиске цели или ожидании целеуказания, самая высокая грузоподъемность».

— В то же время неизвестны весовые характеристики самолета и его двигатель. Ранее для «перспективного однодвигательного истребителя» заявлялось, что «самолет должен иметь взлетную массу не более 18 тонн…, а показатель тяговооруженности (соотношение массы и тяги двигателя) составит не менее единицы», из чего можно было сделать вывод, что едиинственным применимым для достижения такого показателя двигателем яаляется перспективный двигатель «Изделие 30» с расчетной тягой на форсаже до 18 тонн. Однако теперь на презентации Булатов заявил, что «двигатель будет в классе 14,5–16 т. Этот двигатель сделан на основе задела Объединенной двигателестроительной корпорации, будет еще более совершенный на этом самолете». Из этого можно заключить, что в обозримом будущем на ЛТС предполагается использовать некие модифицированные варианты двигателей АЛ-31ФН серий 3 и 4 и/или АЛ-41Ф-1 — и, видимо, тяговооруженность самолета будет менее единицы.

— Двигатель использует управляемый вектор тяги. Делаются заявления о возможности создания варианта ЛТС то ли с вертикальным, то ли с укороченным взлетом и посадкой, хотя неясно, как это может быть реализовано (отклонения тяги главного двигателя и/или, установка дополнительного подъемного двигателя?).

— Самолет оснащен встроенной вспомогательной силовой установкой.

— Характерными чертами облика ЛТС является подфюзеляжный воздухозаборник, а также отсутствие стабилизаторов хвостового оперения. В тоже время, возможно, отчасти их роль выполняют управляемые поверхности по бокам двигателя. Кили, видимо, замствованы с Су-57.

— БРЭО ЛТС, видимо, основано на БРЭО самолета Су-57, а РЛС с АФАР, предположительно, будет уменьшенным по числу модулей вариантом РЛС Н036 с Су-57. Для РЛС ЛТС заявлена возможность одновременного сопровождения 30 воздушных целей и стрельбы по шести из них (это примерно вдвое меньше, чем ранее рекламировавшиеся показатели для Н036).

— Самолет создан с открытой архитектурой, поэтому при желании заказчика на ЛТС возможна установка другого оборудования российского или иностранного производства.

— В тоже время на ЛТС установлена под фюзеляжем новая оптико-локационная станция («широкодиапазонная система всеракурсного обзора»), по своему «граненому» внешнему виду схожая с ОЛС AAQ-40 EOTS истребителя Lockheed Martin F-35 (на последнем она является выдвижной).

— Еще одной системой, идеологически, видимо, заимствованной с F-35, является заявленная для ЛТС «автоматизированная система логистической поддержки Matreshka. С помощью новейших методов предиктивной аналитики система позволит отслеживать техническое состояние самолета в режиме реального времени на протяжении всего жизненного цикла. Это даст возможность спланировать профилактические и ремонтные работы, значительно снизить стоимость и повысить эффективность послепродажного обслуживания», — судя по описанию, это выглядит как аналог американских сетевых систем технической поддержки ALIS и ODIN на F-35.

— Самолет ЛТС, видимо, лишен встроенного пушечного вооружения (еще один привет от F-35В/С). Главный конструктор ЛТС Михал Стрелец упомянул пушечное вооружение только в контексте «подвесных пушечных контейнеров», которые могут быть установлены в отсеках вооружения. Глава Ростеха Чемезов также сказал что «пушка будет установлена» в контексте перечисления подвесного вооружения самолета общей массой 7400 кг.

— Основное подвесное вооружение ЛТС размещается во внутренних отсеках. Имеется один большой подфюзеляжный отсек вооружения (на три управляемые ракеты класса «воздух-воздух» или две «воздух-поверхность») и два небольших отсека по бортам спереди (каждый на одну ракету класса «воздух-воздух»). Таким образом, ЛТС способен нести максимум пять ракет класса «воздух-воздух» во внутренних отсеках. Кроме того, видимо, будут иметься четыре подкрыльевых узла внешней подвески. Во внутренних отсеках возможна установка дополнительных топливных баков.

— В составе вооружения ЛТС на презентации были заявлены управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-СД и РВВ-МД, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31ПД, Х-35УЭ, Х-38 МЛЭ(МТЭ), Х-58УШКЭ, Х-59 МК, «Гром-Э1» и «Гром-Э2», управляемые авиационные бомбы КАБ-250ЛГ-Э, К08БЕ и К029БЕ, неуправляемые ракеты С-8 и С-13, неуправляемые авиационные бомбы калибров 100, 250 и 500 кг, а также, видимо, подвесная пушка. На презентации в подфюзеляжном отсеке выставленного образца были размещены по одной ракете Х-38 МЛЭ и «Гром-Э1», а рядом с самолетом выставлены ракеты Х-59 МК и РВВ-СД и РВВ-МД.

— Для серийного самолета ЛТС Чемезовым заявлена очень низкая стоимость образца 25–30 млн долл. Также Стрелец заявил, что ЛТС «получит в семь раз меньшую стоимость летного часа», чем F-35 (cейчас для F-35 она оценивается в 31–33 тыс долл).

— Согласно заявлению Стрельца, «в соответствии с пожеланиями заказчика новый истребитель может быть в двухместном, опционально-пилотируемом и беспилотном исполнении. ЛТС Checkmate был заложен как платформа с модульным модификационным потенциалом. Это реализуется за счет замены головной части фюзеляжа и адаптации систем на заводе-изготовителе». В презентации было заявлено, что «создается беспилотная версия». В свою очередь, глава ОАК Слюсарь заявил, что «предполагается развитие нескольких вариантов, включая беспилотную и морскую версии. Корабельная, беспилотная, двухместная. Адаптация под эти версии будет с минимальными изменениями».

— Заявлено, что как пилотируемые версии ЛТС, так и его беспилотные модификации будут способны действовать в сетецентрической боевой системе и работать в составе группы пилотируемых и беспилотных самолетов. «Мы планируем проводить такие испытания» — заявил главный конструктор ЛТС Стрелец.

— Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что РФ имеет якорного заказчика на новый легкий истребитель Checkmate. «Уже есть, для него и делаем», — сказал Борисов на авиасалоне МАКС-2021. Он пояснил, что речь идет об иностранных ВВС.

Написать комментарий