Противоположность современников: святой Иоанн и бунтарь Георгий Гапон
В настоящей статье рассматривается глава из книги митрополита Константина (Горянова) «Апокалипсисы революций», посвященная сравнению биографий двух современников: святого праведного Иоанна Кронштадтского и революционного священника Гапона. В свете нынешних дней важно различать эти два типа личностей, два типа священнослужителей, чье мировоззрение и чьи взаимоотношения с Богом, с семьей и обществом кардинально различаются.
Автор начинает свои рассуждения с рассмотрения понятия личности. Личность в его понимании имеет божественную природу. Каждый человек обладает безусловными надприродными качествами: разум, самосознание, свобода и нравственность (или совесть). То есть, будучи свободной, личность проявляет волю для нравственного поведения, саморазвития, самопознания.
Личность не может существовать отдельно и формируется в определенной среде, сначала в малом социуме (семья), а затем и в более широком обществе учителей, друзей, однокурсников, коллег и т.д. Особое влияние на формирование человека оказывает подростковый или юношеский период, а также впечатления и уроки, полученные в детстве. Именно в детстве у человека закладывается картина мира и появляются целевые установки, которые хоть и дополняются самим человеком в процессе участия в различных социальных связях и отношениях, но, по словам святителя Феофана Затворника, остаются с человеком на всю жизнь, то есть закладываются как фундамент личностного «дома». Во взрослом возрасте этот фундамент перекраивается крайне сложно.
Святой Иоанн Кронштадтский и отец Георгий Гапон жили в одно и то же время, имели схожую биографию, учились в одной духовной академии, но явили собою два противоположных типа личности. Митрополит Константин в своей книге прослеживает пути двух противоположностей от рождения до смерти и выделяет их роль в историческом процессе, а именно – влияние на революционное движение в Санкт-Петербурге начала XX века.
Биография святого праведного Иоанна Кронштадтского
Святой Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в Архангельской губернии, в небогатой верующей семье. В детстве был скромным ребенком, учеба давалась плохо. Родители читали ему Евангелие и советовали молиться Богу о даровании разума. Отец Иоанн пишет в своих воспоминаниях, что однажды почувствовал, как «пелена с его ума спала, и он стал хорошо понимать учение».
В 1845 году он поступил в Архангельскую семинарию и за хорошую учебу и примерное поведение получил стипендию, что облегчило финансовое положение семьи. Однако вскоре умер отец, и сын стал единственным кормильцем. Он начал сочетать учебу с работой, за гроши переписывая канцелярские бумаги по ночам и отправляя жалование матери с братом.
Несмотря на трудные жизненные обстоятельства, батюшка окончил семинарию первым учеником. Он хотел сразу отправиться в приход трудиться псаломщиком, чтобы помогать семье, но мать Феодора Власьевна настояла на продолжении учебы в Санкт-Петербурге по направлению, которое было дано ему в семинарии.
Санкт-Петербургская духовная академия, куда направили Иоанна, отличалась дисциплиной и строгостью. Слабый физически и старательный в учебе, отец Иоанн старался идти по узкому пути, подчиняясь правилам Академии, тем самым развивая свою волю и разум. Подобно святителю Василию Великому, он мало с кем общался, сторонился празднословия и веселия, был погружен большей частью в учебу, самообразование и работу. Когда встал вопрос о направлении будущей духовной деятельности, несмотря на тяготение к миссионерству, Иоанн выбрал пастырское служение. Будучи чутким и вдумчивым, он понял, что в родной земле делателей не так много и его труды будут полезнее на Родине.
Сердце Иоанна также всегда было чисто: он уважал окружавших его людей и благоговел перед ними, видел в них образ Божий, что помогало ему возрастать в вере и любви. Даже достигнув всероссийской известности, отец Иоанн всегда высоко отзывался о богословском образовании, никогда никого из бывших преподавателей в своих речах не критиковал. Более того, он не забыл о государственной помощи, которая была ему оказана, и по завершении учебы учредил ряд стипендий для студентов духовных учреждений России, чтобы помочь им в трудных жизненных ситуациях. О семье он никогда не забывал, свою мать похоронил на городском кладбище в Кронштадте.
В народ отец Иоанн пошел в середине XIX века, когда в России были определенные социально-экономические проблемы, требующие своего разрешения. Кронштадт, где он стал служить, был местом административной ссылки мелких преступников и районом совершенно не благополучным, переполненным неимущими людьми и безпризорными детьми. Батюшка действовал скромно, спокойно, но неотступно: посещал убогие жилища, беседовал с бедняками, утешал, помогал материально, отдавая все средства из своего жалования на благотворительность, так что епархиальное начальство стало выдавать жалование не отцу Иоанну, а супруге, которая поддерживала его в служении.
Внимательно относясь к воспитанию и образованию детей, отец Иоанн преподавал в городских училищах и гимназиях. Не забывал он и о Церкви, регулярно выделяя средства на ремонт храмов и монастырей в ближайших окрестностях Санкт-Петербурга, лично участвуя в их освящении и возрождении. Эти дела могут показаться небольшими, малозаметными, слишком тихими, но именно в них заключается ответственность священника за свое служение, привязанность к пастве, желание личностного общения с окружающими, попытка вникнуть в их проблемы и разрешить их посильно с Божией помощью.
Отец Иоанн участвовал в реализации и масштабных, общегосударственных дел, осуществление которых ощутимо не только для частной жизни конкретного человека, но и для общественных масс. В 1874 году было создано приходское попечительство для помощи бедным; в 1882 году был построен первый в России «Дом трудолюбия», где в течение года работало и обучалось около 25 тыс. человек, среди которых были и взрослые, и дети; в 1888 году был выстроен ночлежный дом, в 1891 – странноприимный дом.
В начале XX века по типу первого «Дома трудолюбия» были выстроены другие, уже в Санкт-Петербурге. С 1905 года он участвует в деятельности Союза Русского народа, является почетным членом Святейшего Синода. И, конечно, нельзя не отметить писательских трудов, оставшихся после святого Иоанна Кронштадтского, с коими можно ознакомиться всякому, кто хочет глубже понять его мировоззрение.
Святой праведный старец Иоанн умер в Кронштадте – там, где прожил свою пастырскую жизнь. На похоронах присутствовало множество народа, духовенство и высокопоставленные лица.
Биография отца Георгия Гапона
Если мы обратимся к биографии Гапона, то увидим довольно схожую картину внешне и совершенно иную картину внутри. Георгий родился в простой семье православных зажиточных крестьян в глубинке, в селе на Полтавщине. С детства дедушка рассказывал ему жития святых, из которых ребенку особенно нравилась история о закабалении черта мужиком. Сам он признавался, что хотел бы в своей жизни иметь случай обуздать темные силы (даже не предполагая, насколько это может быть опасно).
Отец его был человеком прямым и часто критиковал окружающую действительность, рассказывал сыну о несправедливостях обращения с крестьянами, о неправедности богатства зажиточных помещиков, о неравенстве доходов населения и других острых проблемах того времени. Безусловно, многое из сказанного было правдой, но, к сожалению, такая обвиняющая правда была далека от истины. Все это зародило в Гапоне бунтарский дух, который в полной мере реализовался во взрослом возрасте.
Остановимся чуть подробнее на отношении Георгия к родителям. Свою мать он характеризовал как деспотичную, запутавшуюся в религиозных текстах женщину. Под конец жизни он даже не знал, где она проживала. Отец, «не способный убить даже муху», казался Гапону добрым и честным человеком. Однако сам Георгий не последовал мировоззрению отца, а стремился с оружием в руках свергнуть самодержавие и людей, его защищавших.
Теперь скажем пару слов об университетском периоде жизни Гапона. Будучи семинаристом, он был вечно недоволен своим окружением и преподавательским составом. Везде, по его мнению, наблюдал он лицемерие и обман. На первых годах обучения Георгий познакомился с толстовцем И.М. Трегубовым, который дал ему прочесть запрещенные книги Л.Н. Толстого. Идеи эти Георгий отчасти принял. Главное, что он понял для себя, – это то, что сан священника, который носить ему не хотелось, все-таки позволит ему в будущем достичь своих целей. Намерения были благие: помочь крестьянам справиться с социальными и экономическими проблемами во имя, как ему в начале казалось, Христа. Для получения сана Гапон женится, в браке рождается двое детей, но жена его в родах умирает, и Георгий не справляется с горем. Уезжает подальше от места, напоминающего ему о несчастье, а именно, в Санкт-Петербург.
Там он поступает в Духовную академию, переживавшую в тот момент расцвет научной и общественной деятельности. Это выразилось в студенческих движениях и дальнейшем поведении выходцев академии, в годы революции смиренно выполнявших свое пастырское и молитвенное дело. Не вдаваясь в подробности, о которых можно узнать непосредственно в книге митрополита Константина, расскажем об основных чертах поведения Георгия Гапона.
Он поступил в Академию главным образом благодаря дерзкой настойчивости и удивительной способности находить верные ходы в разговоре с важными лицами, коим по случайному стечению обстоятельств оказался борец с революцией, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. В рамках обучения в академии Гапон редко посещал лекции, о преподавателях отзывался пренебрежительно и высокомерно. Со студентами дружбы тоже не водил, так как резко отличался от других своей практичностью. В общежитии он умудрялся устроить дело так, чтобы жить одному, несмотря на то, что другие студенты ютились по несколько человек в комнате.
Как общественное дело Георгий выбирал миссию для рабочих, где проявился его упорный характер и темперамент холерика. В рамках миссии будущий революционный священник Гапон выстраивает свое мировоззрение, в корне отличное от истин Православия. В основу благополучия работника он ставит быт, экономические и материальные вопросы, которые единственно, по его нескромному мнению, решали нравственно-духовные и социальные проблемы государства и общества.
После первой миссии Георгий привлекается к миссионерской работе в рабочих кварталах Санкт-Петербурга. В рамках этих миссий он в полной мере смог проявить свои организаторские способности, навык убеждения и талант управления общественными массами. Одаренный Георгий делал свое дело напоказ, с жаром, с актерской внушительностью, но разрушительного смысла своей деятельности так и не осознал.
Эффектная внешность, ораторский талант, умение производить впечатление своими словами и поступками пригодились не только в рабочих кварталах, но и в высшем свете. Из дневников Гапона мы узнаем о его близком общении со светскими начальниками, титулованными особами, близкими к придворным сферам. Из рассказов современников можем узнать о его вкусе к нарядам, о нужде в деньгах, о ссорах из-за долгов и о втором гражданском браке с несовершеннолетней воспитанницей приюта, откуда он был со скандалом уволен. Но это все личные дела Гапона. Важнее то, как он повлиял на народные массы.
Помимо подготовительной революционной работы, Гапон принимал участие и в революционных событиях начала XX века. В так называемое «Кровавое воскресенье», 9 января 1905 года, с толпой народа он шел на убийство Царя, которое совершено не было. Сама же толпа большей частью не знала о революционных целях шествия, смыслом которого провозглашалась подача Царю петиции о рабочих нуждах, подготовленной «Собранием Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга».
Было понятно, что революционное движение 1905 года, поднятое во время войны с Японией, являлось политической провокацией, прикрывающейся «псевдоцерковными и псевдонародными ризами».
Эта провокация стоила стране многих тысяч жизней: с февраля 1905 по ноябрь 1906 года были убиты и тяжело ранены около 33 тыс. человек (см.: П.Ф. Булацель «Борьба за правду»). Сам Гапон после событий «Кровавого воскресенья» скрылся в Лондоне, где познакомился с другими деятелями революции: Лениным, Плехановым, Засулич, Крупской. Сообщество революционеров не признало его за своего, он возвратился в Россию, где из-за опасений быть разоблаченными революционеры руками Пинхаса Рутенберга организовали его смерть через повешенье. Это произошло в марте 1906 года – вскоре после «Кровавого воскресенья».
+++
Существуют понятия о недостойной и достойной смерти, описание которой само по себе дает пищу для размышлений. Но более важными являются понятия о ложной жизни, в течение которой человек разрушает свою личность и окружение, и жизни истинной, при которой человек совершенствуется, идет по лестнице вверх, улучшает окружающую его действительность и остается живым даже после смерти.
Об отце Иоанне Кронштадтском, самозабвенно трудившемся на благо ближних и своим примером переломившем общественное сознание в дни революции, помнят по сей день. Возможно, не в подробностях люди знают его биографию и дела, но обращаются к нему как к святому, воплотившему идеалы жизни на земле.
О Георгии Гапоне знают немногие, так как пример этот является негативным и удручающим, но и этот пример полезен, так как учит нас тому, чего нужно опасаться и какие устремления нужно подавлять в себе.
Кажется, что подобный сравнительный анализ биографий современников является одним из наиболее эффективных способов поиска истины в социально-исторических процессах. Он показывает лицемерие и самообман революционеров, желающих быстрых внешних изменений без изменений внутренних, их безнравственную жизнь и тщетность желаний изменить быт вопреки бытию.
Сравнение жизни двух современников заставляет задуматься о воспитательных и образовательных процессах, их влиянии на формирование личности и ее поведения. Внимательный анализ факторов, повлиявших на противоположные мировоззрения святого праведного Иоанна и отца Георгия Гапона, позволит в дальнейшем распространить появление религиозных и предотвратить появление революционных типов, по крайней мере, в среде вдумчивых и стремящихся к поиску истины людей.
Анита Поплавская, социолог
Источник: газета "Православный крест"
Источник: газета "Православный крест"