Крах гонителя Церкви
Президент Черногории, объявивший войну канонической Церкви, проиграл выборы и практически потерял власть. Год назад то же произошло с Порошенко.
В конце декабря 2019 г. парламент Черногории принял антицерковный закон, согласно которому каноническая Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви (СПЦ) лишалась своего имущества и фактически оказывалась вне закона. Ее место должна была занять раскольническая Черногорская православная церковь (ЧПЦ). Накануне голосования по этому законопроекту власти Черногории провели настоящую спецоперацию: те депутаты Скупщины (Черногорского парламента), которые были против антицерковного законопроекта, были задержаны полицией и не смогли принять участие в голосовании. Зато остальные проголосовали единогласно и закон был принят. При этом депутаты Скупщины отклонили 117 (!) поправок к законопроекту.
Черногорский антицерковный закон предусматривает передачу от СПЦ государству (читай, раскольнической ЧПЦ) фактически всего церковного имущества, включая храмы, монастыри и т.д., которые были построены или переданы государством Церкви до 1 декабря 1918 г. Таким образом более 600 храмов и монастырей должны быть конфискованы у СПЦ, а православные общины или стать раскольниками, или оказаться на улице.
Путь к «черногорскому Томосу»
Антицерковная кампания в Черногории вступила в свою активную фазу еще летом 2019 г., когда Черногорский президент Мило Джуканович заявил о том, что СПЦ это что-то вроде щупальцев «сербского мира», что она работает на чужую страну и подрывает независимость Черногории. Полная калька с заявлений бывшего президента Украины П. Порошенко.
И точно также, как и бывший украинский лидер, М. Джуканович сказал, что будет добиваться от Фанара автокефалии для черногорских раскольников. Обнадежило его в успехе этого дела интервью бывшего константинопольского экзарха в Украине архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского), которое тот дал агентству ВВС 11 января 2019 г. «Я поддерживаю тезис о том, что у каждого народа, желающего иметь свою православную церковь, должно быть право её учреждать и просить её признания другими православными церквями. В том числе, если речь идет о Македонии и Черногории», – сказал тогда бывший экзарх. И хотя патриарх Варфоломей заявил, что он не планирует давать Томос ЧПЦ, но после его вмешательства в церковные дела в Украине все прекрасно понимают, сколько стоят такие заявления «Его Всесвятейшества». То, что патриарх Варфоломей не планирует сегодня, он может реализовать завтра, причем, как говорят в народе, и глазом не моргнув. Собственно, эти слова подтверждает и лидер черногорских раскольников Дедеич, который в январе 2020 г. заявил, что его структура вскоре получит свой Томос.
Черногорцы отстаивают свою Церковь
Еще до того, как антицерковный закон в Черногории был принят, страну охватили массовые протесты. На улицы вышли сотни тысяч людей, а при каждом храме СПЦ были созданы специальные комитеты по защите святынь. Петиции в защиту Черногорско-Приморской митрополии СПЦ подписали 2500 педагогов и 300 юристов Черногории, а также более ста офицеров и военнослужащих.
Протесты против антицерковного закона в Черногории
Протесты против гонений на СПЦ продолжались практически постоянно до введения карантина в связи с коронавирусом. Дважды в неделю черногорцы собирались на массовые крестные ходы в защиту своей Церкви. От всех прочих протестных акций во всех других странах эти собрания отличали два аспекта.
Во-первых, они были беспрецедентно массовыми. В некоторые дни по всем городам Черногории в защиту СПЦ на улицы выходило до 300 тысяч человек, а это практически половина всего населения Черногории. А во-вторых, никакая политическая сила не организовывала, не координировала, не пристраивалась к этим протестам и, соответственно не получала никаких политических дивидендов от них. Протесты были мирными, они происходили исключительно в защиту канонической СПЦ и люди, которые в них участвовали, делали это исключительно по зову сердца.
Блаженнейший Онуфрий и иерархи УПЦ, которые посетили Черногорию в феврале 2020 года могли в этом убедиться лично.
После введения карантина СПЦ подчинилась требованиям властей и прекратила массовые шествия, но как только карантин был ослаблен протесты возобновились, на этот раз с соблюдением необходимых противоэпидемиологических мер. Однако, несмотря на соблюдение этих мер со стороны СПЦ, власти Черногории пошли на то, что 13 мая арестовали епископа Будимлянско-Никшичского Иоаникия и нескольких священников СПЦ. А всего под предлогом якобы нарушения карантинных предписаний, в административном порядке были наказаны 67 сторонников СПЦ, а против 11, в том числе и митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) были возбуждены уголовные дела.
Но эти преследования только усилили народные протесты против антицерковной политики властей. Правительство Черногории и СПЦ несколько раз пытались провести переговоры относительно отмены антицерковного закона, но они закончились безрезультатно, несмотря на призывы из Евросоюза. Призывы эти, по правде сказать, были вовсе не беспристрастными. Пресс-секретарь Европейской комиссии Ана Пизонеро отдавала явное предпочтение черногорским властям: «Мы приветствуем усилия правительства по поиску компромисса. К сожалению, в этих разговорах не было найдено никакого решения. Мы призываем обе стороны продолжать диалог», – заявила она в июне 2020 г. Как можно видеть, в ее словах звучит одобрение только правительства Черногории.
Из-за упорного нежелания черногорских властей отменить антицерковный закон, нарушающий права верующих СПЦ, епископат Черногорско-Приморской митрополии был вынужден констатировать, что нынешние власти Черногории своей антицерковной политикой дискредитировали себя и не могут больше пользоваться доверием народа. В преддверии парламентских выборов, которые состоялись 30 августа, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) записал видеообращение и призвал всех граждан идти на выборы, чтобы проголосовать «в защиту Божьих святынь».
«На 82-м году жизни впервые сейчас пойду на парламентские выборы – 30 августа – и призываю всех черногорцев, жителей Черногории и всех остальных голосовать в защиту Божьих святынь, которые сейчас под ударом в Черногории со стороны тех, кто не знает, что такое святыня. Дай Бог, чтобы эта защита победила ради будущего всех жителей Черногории. Все на выборы в защиту святынь!», – сказал митрополит Амфилохий.
Объясняя позицию Церкви по вопросу парламентских выборов владыка Амфилохий пояснил: «Церковь не имеет своей партии или своего избирательного списка. Церковь не поддерживает никакую партию и поэтому оставляет политический процесс политикам».
Тем не менее Церковь может давать нравственную оценку действиям властей, тем более, если они так явно направлены против Нее. Церковь может акцентировать внимание избирателей на тех действиях властей, которые Она считает недопустимыми и призывать граждан делать соответствующий выбор. «С другой стороны, можно призывать граждан подойти к предстоящим выборам, используя свои политические права. Поскольку неконституционный закон нарушает религиозные права и свободы христиан и Церкви, и поскольку все наши молитвы и просьбы о согласовании наших минимальных требований отклоняются, мы, как полноправные граждане этого государства, считаем правомерным призывать верных не голосовать за политиков, продвигающих антицерковные законы», – заявил митрополит Амфилохий.
Крах гонителя Церкви
И вот выборы в Черногории прошли. Они показали наихудший результат для правящей Демократической партии социалистов Черногории (ДПСЧ), реальным лидером которой является президент Мило Джуканович. ДПСЧ по итогам выборов набрала 35,06 % голосов, что даже в коалиции с близкими к ней партиями: Социал-демократами Черногории, Боснякской партией и «Албанским списком», позволяет ей рассчитывать только на 37 мест в Скупщине из 81. Оппозиционные же политические силы: «За будущее Черногории», «Мир – наша нация», «Объединённое реформистское действие» и Социал-демократическая партия, получили по результатам выборов 43 депутатских мандата, набрав совокупно 53,75%.
Лидеры политических сил: «За будущее Черногории», «Мир – наша нация» и «Объединённое реформистское действие» уже объявили о готовности создать правящую коалицию и сформировать правительство. Социал-демократическая партия еще раздумывает, но и без ее 2 мандатов у нынешних оппозиционных сил имеется большинство в парламенте. Такие результаты позволили лидеру оппозиционной коалиции «За будущее Черногории» Здравко Кривокапичу заявить о победе на выборах. «Граждане Черногории, спасибо вам за поддержку! 30-летний режим пал», – заявил он, выступая по национальному телевидению.
А первым решением новой правящей коалиции, в случае ее формирования он назвал отмену антицерковного закона: «Первым шагом, конечно, станет отмена Закона о свободе вероисповедания, затем принятие закона о люстрации и закона о происхождении имущества, который определит отношение к тем, которые довели Черногорию до безнадежности, добились несметных богатств и сделали нищими остальных граждан Черногории. Это будет по-честному, праведно и станет предупреждением для всех, кто идет в политику, что политика не является самой доходной работой».
Конечно, состоявшиеся выборы в Черногории и их результаты еще не означают, что власть в этой стране поменяется. Можно оспорить результаты голосования, можно переманить отдельных депутатов, перекупить их или просто запугать, можно устроить майдан, организовать новые выборы и так далее. Существует масса способов попытаться не отдать власть, если этого делать очень не хочется. Но факт уже навсегда останется фактом: политическая сила, которая правила в Черногории практически 30 лет, потеряла доверие избирателей именно по причине своей антицерковной политики. И в этом мнении сходятся представители прямо противоположных лагерей.
Так, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил: «Церковь, хотя она и отделена от государства, в этой предвыборной борьбе играла очень большую роль». Также и украинское прозападное издание «Зеркало недели» опубликовало аналитическую статью, в которой главной причиной поражения правящей партии Черногории определило позицию Церкви: «Закон о свободе вероисповедания оттолкнул от провластных кандидатов немало избирателей, которые в выборе «партия или церковь» выбрали церковь».
***
О глобальных причинах нынешнего поражения на выборах правящей партии Черногории говорил еще в июле 2020 г. митрополит Амфилохий. Такой причиной является вражда на Бога и его Церковь. «Те, кто сейчас находится у власти в Черногории, должны также понимать, что они объявили войну Богу, а не Амфилохию или народу Черногории. Они объявили войну живому Богу, и поэтому тот, кто сражается с Богом, теряет свой образ и душу, отрекается от всех истинных правителей, которые правили этой областью со времен императора Константина до времен короля Николая Петровича», – сказал владыка Амфилохий.
И в этом контексте нельзя не провести параллель с украинскими событиями. Петр Порошенко, организовав новую «церковь» из двух раскольнических структур и организовав гонения на УПЦ, точно так же, как и Джуканович «объявил войну живому Богу». Порошенко потерпел политическое фиаско. Проиграл и Джуканович.
Парламентские выборы в Черногории 2020 г. точно так же, как и выборы президента и парламента в Украине в 2019 г. ясно доказали, что вражда на Церковь приводит к тому, что от таких политиков отворачивается простой народ и отказывает им в поддержке на выборах. В итоге они теряют свою власть. Но вражда на Церковь приводит не только к поражению на выборах и утрате власти. Это приводит к гораздо более страшным последствиям: поражению в борьбе за свою бессмертную душу и утрате надежды на спасение.
Кирилл Александров
Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/74232-i-snova-tomos-ne-pomog-pochemu-chernogorskij-poroshenko-proigral-vybory
Кирилл Александров
Источник: https://spzh.news/ru/zashhita-very/74232-i-snova-tomos-ne-pomog-pochemu-chernogorskij-poroshenko-proigral-vybory