Православные врачи о природе коронавируса
Ситуация с распространением коронавируса, возникшая в марте этого года и не прекращающаяся до сих пор, взволновала многих очень серьезно, иногда даже доводя до панического состояния. Большинство восприняли новость об этом вирусе как нечто небывалое, да и предпринятые государством меры тоже не способствовали успокоению.
Откуда взялся этот вирус? Что он из себя представляет? Почему люди умирали при необычных для нас проявлениях болезни? На эти и другие вопросы отвечают в совместной беседе руководитель монастырского оздоровительного центра «Дорога к храму» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, кандидат медицинских наук, иеромонах Моисей (Дроздов) и врач-фитотерапевт Александр Александрович Алифанов. Тема беседы – «Вирусные заболевания и борьба с ними». На страницах нашего издания беседа публикуется в сокращении. Полную версию можно посмотреть и послушать по ссылке http://montrav.ru/lectures/virusnie-zabolevaniya-i-borba-s-nimi/.
Возможно, кому-то этот текст покажется слишком сложным и далеким от тематики православной газеты, однако мы посчитали, что лучше один раз вникнуть в тему вирусных заболеваний и разобраться в ней, чем в последующем продолжать бояться приходящих сезонных эпидемий вирусных заболеваний. А их, по всей видимости, нам предстоит пережить еще немало.
А.А. Алифанов: Как раз перед весенней коронавирусной вспышкой острого респираторного заболевания я занимался такой важной темой, как «Фармако-химическая безопасность семьи». И мне пришлось разбираться и с вопросами вирусологии.
<…> Всякий человек содержит в себе около 7000 видов микробов и 1200 видов вирусов – это так называемое бактерионосительство и вирусоносительство. Коронавирусоносительство также распространено очень широко. <…> Коронавирус известен уже давно, он был открыт в 1965 году. Ребенок его получает с молоком матери.
<...> Согласно национальному руководству по инфекционным болезням, у 80% взрослых имеются антитела к этому коронавирусу. Что самое интересное, не только к нему, но и к вирусам гриппа. В последнее время в России в год болеют гриппом около 50 тысяч людей, и, что примечательно, антитела к циркулирующему штамму гриппа именно этого года находят у 80% населения. То есть они были вирусоносителями этого гриппа, но не болели. Давайте сравним: в прошлом году 50 тысяч человек заболело гриппом, а всего населения у нас 146 миллионов, то есть заболевших был мизерный процент, остальные были просто вирусоносителями.
Эти вирусы: рото, эхо- (ЕСНО), коксаки, рино, риносинцитиальные, полиемиелита и так далее, которых около 1200 видов, и они находятся в теле здорового человека и просто циркулируют в человеческой популяции. И остановить их, даже тот же коронавирус, не удастся ни масками, ни перчатками, ни другими подобными методами, даже если сжечь города. Мы исчезнем, а вирусы все равно останутся.
У нас в Петербурге и на приходах и семейно очень многие болели простудой, и ничто ее не остановило, потому что вирус не остановишь. Простуду вызывают около 300 видов вирусов. Но почему-то в этом году ВОЗ объявила особо опасным коронавирус. В прошлые годы в России регистрировалось до 33% случаев ОРЗ коронавирусного генеза, остальную часть составляли грипп, парагрипп, аденовирус, вирус герпеса и т. д. Но в этом году решили почему-то сделать главной темой именно коронавирус <…>.
Давайте посчитаем. Ежегодно в России около 50 млн. людей обращаются за помощью в больницы, где регистрируются случаи ОРЗ. Из них 10-15 % коронавирусных инфекций было всегда, то есть от 5 до 9 миллионов ежегодно. И вдруг я читаю, что зарегистрировано 10, 20, 100 тысяч случаев заболевания коронавирусом. А куда делись остальные 5 миллионов? Что происходит? Могу сказать только о том, что наши медицинские власти «берут под козырек» все предписания ВОЗ. А с января 2020 года эта организация действует по указке тех, кого в последнее время называют представителями «глубинного государства», о которых никто ничего не знает и которые решили раздуть проблему коронавируса.
Как сообщалось в прессе, началось все с убийства человека, который во Всемирной организации здравоохранения отвечал за эпидемиологическую обстановку, а закончилось тем, что у многих государств была парализована экономика. <...>
Возвращаясь к теме вирусоносительства, в частности, к вопросу о причинах, из-за которых активируется внутренний вирус, <отметим, что> в современной медицине столкнулись два подхода.
Точка зрения Луи Пастера (французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии, химик. - Примеч. ред.), который не был врачом, заключалась в том, что человек сам по себе стерилен, и на абсолютно чистый организм набрасываются злые вирусы и микробы, которые и являются источником болезни.
Подход нашего Русского ученого Ильи Ильича Мечникова – противоположный. Он говорит о том, что существует Богом созданный, врожденный иммунитет, который удерживает от размножения различные микроорганизмы, присутствующие в человеке. Поэтому в первую очередь нужно следить за ним. Что же такое врожденный иммунитет? Разберем пример с температурой.
Температура – это реакция организма на активизацию внутренних микроорганизмов или внедрившихся в человека извне. При этом активируются цитокины – вещества, которые будят клетки и провоцируют их на выделение антивирусных веществ: интерфероны, интерлейкины, факторы некроза опухоли, колониестимулирующие факторы и ряд других элементов врожденного иммунитета. Итак, если повышается температура, то в кровь вышли цитокины, которые побуждают организм на выработку противовирусных и противомикробных веществ.
Что же мы делаем? Пьем жаропонижающую таблетку, чего делать категорически нельзя! То есть мы убиваем цитокины, которые как раз и защищают нас от различных агентов, и в то же время дают стимулы другим клеткам организма, чтобы больше в нас развилось антивирусных, антимикробных агентов.
Иеромонах Моисей (Дроздов): Позвольте сделать одно замечание и вопрос одновременно. Есть мнение врачей и исследователей, что какая-то температура является оптимальной для работы этих защитных факторов, а какая-то, допустим, повышенная, – неблагоприятной, чтобы эти защитные силы активировались.
А.А.Алифанов: Очень хороший вопрос. У нас в клинических рекомендациях Минздрава России написано, что нельзя использовать жаропонижающие средства во время простуды, потому что в первую неделю простуды идет чисто вирусный процесс и температура нужна.
ВОЗ считает, что нельзя сбивать температуру до 39,5 градусов, а бывший директор НИИ гриппа, профессор Карпухин Георгий Иванович считает, что до 40 градусов. Такая температура нужна, чтобы убить вирусы. А мы что делаем? Сбиваем ее, следовательно, убиваем наш иммунитет. Обыкновенная простуда <…> длится неделями и даже может усугубиться пневмонией, что и происходило в период так называемой пандемии коронавируса.
Стоит обратить внимание на статистику данных о смертности и заболеваемости. Профессор И.А. Гундаров сказал, что они не изменились по сравнению с прошлыми годами. Единственное, что поменялось, – профиль возбудителей простуды ОРЗ и, в частности, пневмонии. Если раньше было больше гриппа – болели миллионы, то сейчас гриппа меньше, около 50 тысяч, но больше стало коронавирусных, риновирусных или ротавирусных простуд. Но это больше зависит от «моды», заданной сверху.
Много лет была «мода» на грипп. Шел поток информации о том, что это страшно тяжелое заболевание, и нужно обязательное вакцинирование. Но от него вакцинироваться невозможно, потому что он очень быстро мутирует, у него две тысячи штаммов, а две тысячи прививок сделать человек не может физически.
Иеромонах Моисей (Дроздов): Сложилась интересная ситуация, которую хочется как-то прояснить. Мы обозначаем эту инфекцию как коронавирус, но есть мнения (они подтверждены клинически и патологоанатомически), что это необычный, рукодельный вирус, который вызывает атипичную картину заболевания. В первую очередь, нарушается система свертываемости крови, возникает образование тромбов.
Я разговаривал с профессором-патологоанатомом, который провел более 600 вскрытий и свидетельствовал, что идет, в первую очередь, поражение эндотелия сосудов (это однослойный пласт плоских клеток, выстилающий внутреннюю поверхность кровеносных и лимфатических сосудов, – примеч. ред.), который сворачивается как лента и закупоривает жизненно важные сосуды, и поэтому возникает клиническая картина поражения самих органов и систем.
Конечно, с одной стороны, мы понимаем, что коронавирусы могут быть разные, а с другой, есть большие сомнения в правильности обозначения этого агента как «коронавирус». Может, это не коронавирус, может быть, это другой вирус, который обозначают как коронавирус? Поэтому такие разные подходы, и нет единого мнения по лечению этого заболевания. Одни используют противомалярийные препараты, другие используют гелий, третьи еще что-то. Мне бы хотелось услышать Ваше мнение в отношении природы этого вируса.
А.А. Алифанов: Из Вашего замечания видны три аспекта. Во-первых, все запаниковали, хотя это обычная простуда, обычный вирусный процесс первой недели. А пневмонии, которые развивались, есть двух типов: пневмония и пневмонит.
Академик Александр Григорьевич Чучалин тогда, во время разговора со страной и с Президентом, тоже отметил эти два разных процесса, которые и лечатся по-разному. Потому что пневмония – это воспаление, вызванное преимущественно условно-патогенными бактериями, которые живут внутри человека. То есть в норме они нормальные, а когда падает иммунитет, они становятся патогенными. Это стрептококки, пневмококки, стафилококки, палочка инфлюэнцы и другие.
Что касается пневмонита, который еще называют атипичной пневмонией, то он может быть вызван в результате вирусов или грибков. Его, в отличие от классической пневмонии, не лечат антибиотиками, потому что вирусный процесс усугубляется антибиотикотерапией, так как антибиотики являются иммунодепрессантами, а при вирусном процессе мы должны беречь и сохранять иммунитет.
Раньше при гриппе и простуде никогда не делали компьютерную томографию легких, а сейчас стали делать и испугались. Потому что пневмонит на рентгенограмме чаще всего не виден, а на компьютерной томографии он виден в качестве матового легкого и сетки на легком, которая вследствие вирусного процесса просто означает набухание стромы легкого, поэтому имеет третье название – интерстициальная пневмония. Все это описано в Большой советской энциклопедии.
Что касается анализов на COVID-19, то они оказались недостоверными. Даже руководитель Роспотребнадзора Анна Попова сказала, что их эффективность на этот вирус-мутант всего лишь около 40%. Вакцину от него сделать просто невозможно, потому что это, в соответствии с советскими учебниками, РНК-вирус, и он все время мутирует. Сейчас же все мыслят по-новому: как можно, что называется, денюжку получить, где за вакцину, где за новое лекарство.
Сейчас очень важно не отходить от фундаментальной науки. Академик А.Г. Чучалин как-то мягко сказал, что 35% медиков инфицированы коронавирусом. И вообще, коронавирус – это внутрибольничная инфекция. Чем зловредны такие инфекции? Неважно, что это, коронавирус или золотистый стафилококк, они устойчивы к воздействию различных антибиотиков, ультрафиолета, стерилизации, антисептических растворов.
Два случая заражения типичной внутрибольничной инфекцией произошли с моими соседями, которые оказались в больнице не по поводу коронавируса. Больной с язвой желудка попал в больницу в этот период, простудился там, простуда перешла в атипичную пневмонию, подключили к ИВЛ, вскоре он умер.
Другой пример, когда человек с риносинцитиальным вирусом (очень распространенная причина простуды) попадает в больницу, и там к нему присоединяется другая, более злая инфекция, например, стафилококк или тот же самый коронавирус, и все заканчивается летальным исходом. Поэтому мы рекомендуем не ложиться в стационар в такие периоды. Если есть возможность, то лучше лечиться амбулаторно.
<…> Самое главное, надо понять, что есть вирусоносительство, и оно включает огромное количество вирусов, и они почему-то активируются. Раньше больным всегда делали анализы на вирусологию, чтобы узнать, чем конкретно инфицирован человек: вирусом гриппа, парагриппа, аденовирусом, полиемиелита и так далее. Но в этом году прозвучало очень странное указание. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), который оплачивает лабораторные исследования, разрешил брать анализы только на COVID-19.
Кому это выгодно? Если разобраться, то получается, что это спланированная сверху и согласованная со Всемирной организацией здравоохранения атака на людей, а главное, на органы государственного управления в большинстве стран. Белоруссия, Швеция, Япония – три страны, в которых не было строгой изоляции, а заболеваемость и смертность оказались еще меньше, чем там, где вводились карантинные меры.
Продолжение следует