Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

На третий год Своей проповеди на земле Господь Иисус всё чаще говорил ученикам о близком страдании Своём и о славе Своей по Воскресении. Чтобы предстоящее Его страдание не расслабило совсем учеников, Он, Премудрый, благоволил прежде страдания показать им явно славу Свою Божественную. Поэтому, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, взошёл на гору Фавор, где преобразился перед ними. И засияло лицо Его, как солнце, а платье Его стало белым, как снег. И появились рядом с Ним Моисей и Илия, великие Ветхозаветные Пророки. И видели ученики и удивлялись. И сказал Пётр: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илие». Но пока Пётр говорил, удалились Моисей и Илия, и сияющее облако окружило Господа и учеников, и слышен был голос из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Услышав этот голос, ученики пали ниц на землю, как мёртвые, и оставались лежать в страхе, пока к ним не подошёл Господь и не сказал: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17:7). Почему Господь взял только трёх учеников с Собой на Фавор, а не всех? Но ведь Иуда был недостоин, видеть Божественную славу Учителя, Которого он хотел предать, а его одного Господь не хотел оставить под горой, чтобы предатель не оправдывал этим своё предательство. Почему преобразился на горе, а не в долине? Чтобы научить нас двум совершенствам: трудолюбию и богомыслию. Ведь подъём в гору требует труда, а высота представляет высоту мыслей наших, т.е. богомыслие. Почему преобразился ночью? Ночь подходит для молитвы и богомыслия больше, чем день, ведь ночь закрывает темнотой всю земную красоту и раскрывает красоту звёздного неба. Почему появились Моисей и Илия? Чтобы опровергнуть заблуждение евреев, которые считали Христа одним из пророков, Моисей и Илия являются как слуги Его. Прежде Господь многажды показывал Божественную силу Свою, а на Фаворе Он явил Божественную природу Свою. Это видение Его Божества должно было послужить ученикам в дни страдания Господнего во укрепление неколебимой веры в Него и Его конечную победу.

Там, где Израиль победил Сисару,

Быть изволил лично Сам Небесный Царь,

Показал Свою Преображенья Славу,

Чтоб бденьем и молитвой преобразилась тварь.

Утвердил Он веру своих учеников

В Его победу славную над пропастью грехов.

Излучал Божественный Свет Он из Себя,

Засиял Фавор Христовым Светом Дня!

Эту Светлость скромно Он в Себе держал,

Теперь Он эту Светлость щедро показал.

Он делился Светлостью, живя среди людей,

Теперь Он полной мерой проявился в Ней.

Радостно сияли Божества лучи,

Небо отворилось сиянием Свечи,

Свидетели видения духом восхитились,

Дабы в Божестве все преобразились.

И воспело Небо Господа Христа,

А земля познала Сына и Отца.

Рассуждение. Почему Господь не явил славу Свою Божественную на Фаворе перед всеми учениками, но только перед тремя? Потому, что Он сам через пророка Моисея дал закон: «При словах двух свидетелей или при словах трёх свидетелей, состоится дело» (Исх. 19:15)… ещё и потому, что эти три свидетеля были избранными. Они представляют три главные добродетели: Пётр – веру, ведь он первый исповедовал Христа Сыном Божиим; Иаков – надежду, ведь с надеждой в обещание Христово первым положил жизнь свою за Господа; Иоанн – любовь, ведь он прильнул к груди Господа и был при Кресте Его до конца. Бог не называется Богом многих, но Богом избранных. Бог Авраама, Исаака и Иакова. По молитвам одного честного человека Бог спасал города и народы. Молитвами праведного Моисея Господь сохранил народ еврейский. И больше слушал Бог верного Илью-пророка, чем целое царство неверного Ахава. Так грешный город Устюг должен был быть разрушен огнём и градом, если бы только его не спасла молитва одного единственного Праведника в том городе, святого Прокопия юродивого (8 июля).

Созерцание. Да созерцаю Промысл Божий, который наградил совершенство Руфи и Вооза (Руфь), и то:

Как Руфь, оставшись вдовой, осталась верна старой свекрови своей и трудом своим кормила её и себя.

Как богатый Вооз был милостив и помогал этим двум жёнам-сиротам.

Как Вооз и Руфь вступили в брак, из которого родился Овид, отец Иесея, отца Давидова.

Беседа: о возвышенности Церкви Божией.

Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы. (Ис. 2:2)

Это пророчество относится и к Церкви Христовой. Насколько оно было таинственно для ветхозаветных евреев, настолько оно понятно нам. Гора, или высота дома Господня, действительно утверждена наверху гор, т.е. в высотах небесных, ведь Церковь Христова не землёй держится, но небом, и бóльшая часть членов Церкви – небесные жители, а другая часть пока ещё на земле. Церковь Христова возвышена над холмами, т.е. над всеми земными и людскими величинами. И философия людская, и искусство, и все культуры народов, и вся земная цивилизация – только низкие холмики перед необозримой высотой Церкви Христовой, и ни один из них, даже все они вместе, в течение многих тысяч лет не могли бы создать Церковь.

Наконец, говорит Пророк, потекут к Ней все народы. К кому же притекают все народы, если не к Церкви Христовой? Храм иерусалимский был недоступен язычникам под угрозой смертной казни. Церковь от начала призывала все народы на земле, согласно заповеди Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Это видение Исаии, сына Амосова, видение из глубокой давности, видение истинное и чудесное.

О, Господи Чудесный, мы Тебя благодарим непрестанно за то, что Ты нас удостоил быть детьми Церкви Твоей Святой и Истинной, возвышенной над всеми светскими высотами.

Тебе слава и хвала во веки веков.

Аминь.

"Охридский пролог" Святителя Николая Сербского.

Написать комментарий