Житие сщмч. Николая Крылова пресвитера
Священномученик Николай Васильевич Крылов родился в 1875 году в Херсонской губернии в семье псаломщика. Николай окончил 3 класса Звенигородского Духовного училища и был призван на военную службу, которую проходил в качестве писаря. В 1896 году он поступил в должность письмоводителя Епархиального Училищного Совета Кирилло-Мефодиевского братства в Москве, а также стал работать воспитателем в церковно-приходской школе. Благодаря своему усердию Николай Васильевич вскоре получил звание учителя церковно-приходской школы. В 1900 году он женился на дочери священника – Александре Михайловне Кадышевой – и поступил псаломщиком и регентом в Казанскую церковь в селе Подлипичье в Московской губернии. Николай Васильевич руководил церковным хором во время богослужения, проводил также внебогослужебные беседы с народом в местном приходском храме. Через год в семье Крыловых родилась дочь Клавдия, а еще через год – сын Константин.
Николай Васильевич все время стремился приносить пользу Церкви. Будучи небогатым сельским псаломщиком, имея семью, двоих детей, он стал безвозмездно преподавать церковное пение и церковно-славянский язык в церковно-приходской школе Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове.
В 1909 году Николай Васильевич был рукоположен в диаконский сан. По резолюции митрополита Владимира (Богоявленского) он был определен в Спасо-Влахернский монастырь, где прослужил 26 лет.
С началом Первой Мировой войны отец Николай стал проводить религиозно-просветительские чтения и беседы с ранеными воинами в монастырском лазарете. В 1916 году диакон Николай Крылов, как член Приходского попечительского совета семей запасных полков, выступил организатором благотворительных концертов православных церковных хоров в помощь русским воинам.
Его обширная деятельность не осталась незамеченной, в 1913 году он был награжден медалью в память 300-летия дома Романовых, а в 1921 году – возведен в сан протодиакона. После установления советской власти отец Николай остался служить в Спасо-Влахернском женском монастыре. В 1925 году он был возведен в сан иерея, а затем и протоиерея, назначен настоятелем Спасской монастырской церкви и духовником сестер.
В 1928 году монастырь был закрыт, монахини изгнаны, кладбищенскую церковь власти решили приспособить под электростанцию, а колокольню Спасской церкви использовать под водонапорную башню.
Но Спасская церковь оставалась действующей еще 7 лет, и отец Николай продолжал в ней служить. Многие монахини после закрытия обители поселились в близлежащих деревнях и ходили на службы в Спасскую церковь, отец Николай по-прежнему оставался их духовником. В Спасской церкви были частицы мощей многих святых, и отец Николай обыкновенно служил службы в дни их памяти. Верующие знали это и просили сугубо помолиться о них у этих святынь.
Отец Николай переписывался с епископом Серафимом (Звездинским), который рукополагал его во иерея, а также со многими ссыльными священниками и монахинями, посылал им продукты и деньги.
Спасскую церковь закрыли в 1935 году, отец Николай перешел в село Батраково и стал служить в местном храме. Он всю жизнь жил бедно, никогда не имел своего дома. Теперь же советская власть обложила священника непосильными налогами, которые он был не в состоянии заплатить.
Через год протоиерея Николая Крылова арестовали по обвинению в «совершении тайных треб» и помощи ссыльному духовенству. Обвиняли его и в незаконной врачебной помощи, так как он молился о болящих, а также в том, что он просил вернуть закрытый храм. Отец Николай был обвинен также в распространении «слухов» о гонении на Церковь, о тяжелой жизни ссыльных, о невыносимых условиях жизни и непосильной работе заключенных, строивших канал Москва-Волга.
Отец Николай не отрицал своей помощи ссыльным и своего непосредственного участия в хлопотах об открытии церкви. Все остальные обвинения он отверг. На допросах он не назвал ни имен монахинь, проживавших в окрестности монастыря, ни имен тех людей, которые писали ему письма, найденные при обыске, с благодарностями за исцеления по его молитвам. Священника приговорили к 5 годам исправительно-трудового лагеря с конфискацией имущества. Следствие не заняло и месяца. Отбывать срок отец Николай был отправлен в Карлаг в Казахстане. Там он провел ровно пять лет. Но из заключения не вернулся.
В 1942 году жене отца Николая – матушке Александре Михайловне – пришла из лагеря открытка от мужа, в которой между строк, написанных им самим, рукой другого человека было написано: «Ваш батюшка протоиерей Николай мирно почил в ночь с 11 на 12 декабря 1941 года». Священник находился в лагере в одном бараке с уголовниками – это практиковалось руководством лагерей. Накануне освобождения другие заключенные отобрали у отца Николая все его вещи, и священномученик умер от холода.
Жития новомучеников и исповедников Российских
Игумен Дамаскин (Орловский)
Игумен Дамаскин (Орловский)