Сила Божия — в немощи совершается

Сила Божия — в немощи совершается

Как часто происходит в жизни, из-за болезни или по причине инвалидизации люди бывают раздражительными, меняют свое психическое и умственное состояние. Но вот преподобномученницу монахиню Марию Гатчинскую (в миру Лидию Александровну Лелянову) Господь благословил даром утешения скорбящих. Будучи полным инвалидом, обреченная на неподвижность, она врачевала духовные недуги приходящих к ней людей, вселяла в них надежду и веру.
Сила Божия — в немощи совершается, — говорит Апостол Павел.
Эти слова в полной мере можно отнести к преподобной Марии Гатчинской.
Преподобная Мария Гатчинская, в миру — Лидия Александровна Лелянова, родилась в Петербурге в купеческой семье в 1874 году. Семья ее жила неподалеку от Новодевичьего монастыря, рядом с новой Преображенской церковью на Забалканском проспекте, где купец Александр Иванович Лелянов имел сургучный завод и собственный дом при нем. Родной брат Александра Ивановича Петр был владельцем мехового магазина на Большой Морской и принимал деятельное участие в общественной городской жизни. В Петербурге прошли детство и молодость Лидии, здесь она закончила женскую гимназию, но сдавать выпускные экзамены ее привезли из дома в инвалидной коляске: юную девушку поразил страшный недуг. 

Страшная болезнь. Ничего не помогало: ни знаменитые врачи российской столицы, ни заграничные светила, осматривавшие больную в Европе. Лидия заболела энцефалитом, который очень скоро дал тяжелое осложнение — болезнь Паркинсона, и стала полным инвалидом. Все тело ее стало неподвижным, лицо утеряло живость и стало как бы ни к чему не чувствительно. Речь сохранилась, но говорила она с полузакрытым ртом, очень медленно и монотонно. Болезнь Паркинсона и ныне считается неизлечимой, в конечном же итоге зачастую ведет к слабоумию, отчего страдающие ею в большинстве своем рано или поздно попадают в отделение для хроников в психиатрических лечебницах и никогда уже оттуда не выходят. Характерные симптомы этого заболевания проявляются в припадках раздражительности и повышенной возбудимости, бесконечном повторении одних и тех же вопросов, в ярко выраженном эгоцентризме и в постепенном разрушении личности. Но не так было с юной Лидией Леляновой. Оказавшись полным физическим инвалидом, она не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние. Благодаря непрестанной, углубленной молитве, богообщению, и приобрела страдалица эти несвойственные пораженным болезнью Паркинсона черты личности и характера, а за великое смирение и кротость Господь наградил ее даром утешения скорбящих.

До 1909 года Лидия Александровна Лелянова жила Петербурге, а затем переселилась в Гатчину, где жила в двухэтажном деревянном доме неподалеку от Павловского собора на углу Багговутской и Соборной улиц. В этом доме жил ее старший брат Владимир, содержавший в нем Елизаветинскую аптеку. В Гатчину болящую перевезли тогда, когда близкими была уже оставлена всякая надежда на выздоровление, Лидия Александровна полностью потеряла подвижность и с постели уже никогда не вставала.

После революции, в 1921 году, вокруг матушки возник молитвенный кружок. Он назывался Иоанновским по имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого очень почитал первый духовник общины отец Иоанн Смолин. Постоянная совместная молитва братьев и сестер объединила их в духовную семью, целью которой была совместная молитва и многочисленные дела милосердия. Через год, по благословению митрополита Петроградского Вениамина, будущего священномученика, Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Мария на Покровском подворье Пятогорского монастыря в Гатчине, где служил ее духовник протоиерей Иоанн Смолин.
  
 Сила Божия — в немощи совершаетсяОна умела утешать. Все годы пребывания преподобной Марии в Гатчине за духовным советом и утешением к ней приезжало множество людей самого разного возраста и положения: от необразованных работниц до университетских профессоров, от приходских батюшек до архиереев. В Гатчине ее посещал архиепископ Димитрий (Любимов). А митрополиты Вениамин (Казанский) и Иосиф (Петровых) подарили ей свои фотографии с надписями. Частично сохранилась переписка матушки Марии с отцом Петром Белавским, духовно ее окормляшим и которого она духовно поддерживала в тяжелое время испытаний. Воспоминания о матушке Марии Гатчинской оставил профессор Иван Михайлович Андреевский, он принимал активное участие в церковной жизни Петрограда 20-х годов и лично знал матушку Марию.
Во время последней войны он ушел с немецкими войсками на Запад и жил в Соединенных Штатах. Он выразительно поведал о главном даре гатчинской монахини, полученном ею от Господа — утешении душевной тоски, уныния, печали и скорби. В 1927 году, ожидая своей очереди подойти к матушке Марии, бывший тогда учителем Иван Михайлович увидел среди многочисленных фотографий в приемной комнате два снимка. На первом был запечатлен митрополит Вениамин (Казанский), и ниже шла надпись: «Глубокочтимой страдалице матушке Марии, утешившей, среди многих скорбящих, и меня грешного». На второй — митрополит Иосиф (Петровых) с посвящением из его духовного дневника «В объятиях Отчих».
На жалобы Ивана Михайловича о припадках невыносимой тоски матушка Мария ответила, что «тоска есть крест духовный, посылается она в помощь кающимся, которые после покаяния снова впадают в прежние грехи... А потому — только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостию и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния...
А ведь какое это великое утешение — сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов... От мысли этой — в умиление прийти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся». Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, — вспоминает он, — вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший после смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.
 
Смерть и прославление. Жизнь и деятельность преподобной Марии Гатчинской была ненавистна советской власти. В начале 1932 года матушка Мария была арестована вместе с братом и сестрой. Неизлечимо больной парализованной монахине предъявили стандартное обвинение по статье 58/10: «Участвует в нелегальных сборищах, где читается Евангелие и куда приглашается местное население, и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую агитацию», — написано в обвинении. Арест почти шестидесятилетней больной, недвижимой монахини власти произвели с особенным зверством. Держа за вывернутые руки, чекисты поволокли по земле ее беспомощное неподвижное тело к стоявшему во дворе грузовику. Раскачав, ее закинули в кузов и таким образом доставили в Ленинград, в дом предварительного заключения на Шпалерной. Оттуда ее повезли в тюремную больницу имени «25-го октября», которая находилась на Фонтанке в здании бывшей Александровской больницы. Тюремные врачи поставили ей свой диагноз: «Ревматизм и подагра в течение двадцати лет, но настолько сильной формы, что больная находится в вынужденном лежачем положении на спине. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость, и болезнь ее в данном состоянии неизлечима», — записали в деле арестованной. На основании этого диагноза монахиню подвергли в тюремной больнице мучительным операциям и подрезали сухожилия. 

Матушку Марию приговорили к высылке с прикреплением к месту жительства и лишением права проживания в центральных и пограничных городах. Сестре матушки, Юлии, дали три года концлагеря. Различные сроки ссылки и лагеря получили также монахини из Покровского подворья, почитавшие преподобную Марию Гатчинскую. Но приговор о высылке матушки Марии не был приведен в исполнение — она скончалась в тюремной больнице в результате проведения мучительных медицинских опытов. Тело замученной монахини выдали ее двоюродной сестре для погребения на Смоленском кладбище, строжайше запретив делать из этого огласку. Вскоре ее могила, находящаяся недалеко от часовни блаженной Ксении Петербургской, стала местом почитания и паломничества. 
 
17 июля 2006 г. Священный Синод Русской Православной Церкви прославил Марию Гатчинскую в лике новомучеников и исповедников Российских.
26 марта 2007 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены мощи святой Марии Гатчинской.





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
27 марта 2007 года на месте могилы на Смоленском кладбище был установлен поклонный крест.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19 апреля 2007 года мощи святой мученицы Марии Гатчинской упокоились в Павловском соборе Гатчины для поклонения верующих.
 Сила Божия — в немощи совершается
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В 2017 году исполняется 10 лeт с того дня, когда святыe мощи матeри Марии Гатчинской были пeрeнeсeны со Смолeнского кладбища Санкт-Пeтeрбурга в Гатчину. 17 апреля состоится торжественное празднование 10-летия обретения святых мощей преподобномученицы Марии Гатчинской. 17 апреля в 9.30 Павловском кафедральном соборе будет отслужена Божественная литургия, которую возглавит епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. А после литургии пройдeт праздничный крeстный ход по улицам Гатчины с чeстными мощами нeбeсной покровительницы Гатчинской зeмли. 

По материалам www.vzov.ru

Написать комментарий