Петь в храме должен не каждый!

Петь в храме должен не каждый!

В продолжение темы модернистских новшеств, внедряемых на Московском подворье Валаамского монастыря, предлагаем к прочтению интервью с игуменом Иосифом (Крюковым) и иеродиаконом Германом (Рябцевым) о т.н. всенародном пении, опубликованное на сайте Валаамского подворья, и прилагаем свои комментарии по указанной теме.

+ + + 

В качестве предисловия также отметим, что предложение о введении народного пения на богослужении, вернее, о важности сего, прозвучало из уст Патриарха Кирилла (впрочем, как, к сожалению, и иные подобные инициативы, как, например, совершение Литургии на Рождество (2015 г.) с отверстыми Царскими вратами или же Литургии Преждеосвященных даром вечером). «Разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать», – предложил Святейший.
 

Вскоре в газете «Православная Москва» появилось (частично публикуемое нами ниже) интервью о том, как сегодня в московских храмах решается задача, поставленная Предстоятелем. 

...Каждую субботу перед Литургией на Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря прихожанам раздают тексты со словами молитв. Затем, при поддержке регента, эти песнопения исполняются. Поют все, кто стоит в храме. 

На вопросы «ПМ» отвечает игумен Иосиф (Крюков), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

– Как появилась идея народного хора?

– Инициатива ввести народное пение принадлежит игумену Валаамского монастыря Преосвященному Панкратию (Жердеву), епископу Троицкому. В течение длительного времени владыка прикладывал значительные усилия для того, чтобы люди, приезжающие из разных уголков страны на Валаам, стали единой семьей. Думаю, владыка хотел бы видеть то же самое и на наших подворьях. Очень важно, чтобы прихожане ощущали себя не случайными посетителями, которых никто не ждет, но членами единой церковной семьи.

От редакции РФ: думается, что усилия Владыки Панкратия по объединению молящихся состояли не только и не столько в учреждении общенародного пения, т.к. это нововведение не способствует тому, чтобы люди почувствовали себя членами единой Церкви. Более того, случайных приезжих на Валааме, в силу его удаленности от мира, не так и много. Так что весьма странно ссылаться здесь на практику Валаама.

Идея народного пения была воспринята владыкой Панкратием с большой радостью. В тот же день владыка благословил нас реализовывать это предложение патриарха.
 

– Есть ли какие трудности в реализации?

– Поначалу у нас были некоторые сомнения. Насколько прихожане нашего подворья готовы к подобного рода инициативам? Ведь монастырская среда и люди, которых она привлекает, более консервативны и не так восприимчивы к нововведениям. Тем не менее, мы решили попробовать. И, как оказалось, это начинание имеет множество положительных моментов. Люди, ранее привыкшие быть лишь наблюдателями, посредством народного пения становятся активными участниками. Повышается внимание к словам молитвы. Благодаря совместному пению прихожане становятся ближе друг к другу. Я думаю, это как раз то, что необходимо любому приходу и особенно монастырской общине.

От редакции РФ: между тем, прихожане, настроенные, как выразился иг. Иосиф, консервативно, т.е. стремящиеся хранить святоотеческие заветы и благочестие и не приемлющие либерализма в Церкви, не восприняли нововведения с общенародным пением, стали задумываться о перемене прихода и даже составили обращение к владыке Панкратию с перечислением модернистских нововведений иг. Иосифа и с просьбой избавить подворье от этого пастыря (о чем см. предыдущую публикацию на эту тему). 

– Но ведь поется не вся служба, только некоторые песнопения?

– Да… После совещания мы пришли к следующей схеме. Регенты выбирают те песнопения, которые на слуху и могут быть исполнены людьми без специального образования. Второй этап – они передают тексты в миссионерское братство, где готовят листовки: ноты и текст. Перед каждым субботним богослужением алтарники или члены братства раздают всем молящимся в храме листовки, затем сами члены братства и певчие встают среди народа и помогают робким более смело участвовать в службе. Пока так. Я надеюсь, что со временем, когда люди почувствуют себя более уверенно, перестанут бояться петь за богослужением, мы сможем расширить количество песнопений. 

Представим, что количество песнопений с каждой службой все более расширяется. Наконец, всю службу поют молящиеся в храме. Нужен ли тогда профессиональный хор? И какова глубина этой традиции?

Общенародное пение в храме, практика Валаамского подворьяРазмышляет иеродиакон Герман (Рябцев), регент Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря:

– Можно ли сказать, что народный хор – это новшество?

– В храме всегда пели Символ веры и Отче наш. Теперь к этим известным молитвам прибавилось еще несколько песнопений, наиболее употребительных. Трисвятое, Достойно есть, ектения, тропарь и кондак преподобным Сергию и Герману. При этом ключевые песнопения останутся за клиросом. Прихожанам нравится петь в храме. Это и ответственность, и приобщение к общему богослужению. Теперь они не просто стоят и слушают, но участвуют сами. Так пели в древней Церкви.

– Возможно, традиция древней Церкви вернется? Никакого клироса и профессиональных певчих.

– Тогда прихожане должны быть музыкально образованными людьми. Либо придется упрощать песнопения до предела, до читка. Тогда это уже неуважение к той традиции, которая существовала 1000 лет на Руси. У нас же своя традиция, с 11 века знаменный распев, древнерусские песнопения, сложные мелодические узоры. Этому надо учиться, и далеко не каждый способный человек сможет их освоить.

От редакции РФ: насчет упоминания практики древней Церкви сразу хочется отметить, что как и в ситуации с совершением Литургии Преждеосвященных даром вечером, так и в других случаях введения модернистами каких-либо новшеств, всегда в первую очередь звучит эта весьма неконкретная и неопределенная отсылка к практике древней Церкви. Более того, если уж говорить о древней Церкви, то отметим, что там безусловно все было в первую очередь благоообразно, благоговейно, чего нельзя сказать о храмах, где практикуется общенародное пение (вспомним хотя бы пение Символа веры и Отче наш - как трудно прихожанам всего храма даже просто одновременно, не говоря уже о стройности голосов, произносить слова молитв, читаемых за каждым богослужением всегда вместе, хором, всенародно). Музыкальные данные у всех людей разные, это касается и голоса, и слуха, потому и петь слаженно, благообразно, все люди вместе не могут. Потому, поют только те, у кого есть к этому способности. Только так можно сохранить упомянутое благообразие в Церкви.
Клирос, певчие - всегда состояли не из обычных, случайным образом собравшихся людей, но из имеющих к тому способности, потому им и благословлялось петь и потому их причисляли к служащим, т.е. к клиру.
И еще: если бы князь Владимир, выбиравший веру для Руси, пришел бы в Царьграде в храм, где услышал бы общенародное пение людей (неизбежно с разными данными и способностями к оному), то вряд ли бы мы, его потомки, услышали бы такие его восторженные слова, описывающие богослужение в знаменитом храме св. Софии: "и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле", т.е. "[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле". 

Подытоживая сказанное, повторим: петь в храме (за исключение Символа веры и Отче наш) должен лишь клир, клирос, способные к тому люди, и тогда наши службы будут благообразными и даже случайно зашедшему в храм человеку невозможно будет не произнести, вслед за святым князем Владимиром, "не знаю я, где находился, на небе или на земле"...

 

По материалам интервью с сайта http://valaam.cerkov.ru/2015/03/24/obzor-pravoslavnyx-smi-pet-v-xrame-dolzhen-kazhdyj/

 


Написать комментарий