Петь в храме должен не каждый!
В продолжение темы модернистских новшеств,
внедряемых на Московском подворье Валаамского монастыря, предлагаем
к прочтению интервью с игуменом Иосифом (Крюковым) и иеродиаконом Германом (Рябцевым) о т.н. всенародном пении, опубликованное на сайте Валаамского подворья, и
прилагаем свои комментарии по указанной теме.
+ + +
Вскоре в газете «Православная Москва» появилось (частично публикуемое нами ниже) интервью о том, как сегодня в московских храмах решается задача, поставленная Предстоятелем.
...Каждую субботу перед Литургией на Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря прихожанам раздают тексты со словами молитв. Затем, при поддержке регента, эти песнопения исполняются. Поют все, кто стоит в храме.
На вопросы «ПМ» отвечает игумен Иосиф (Крюков), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
– Как появилась идея народного хора?
– Инициатива ввести народное пение принадлежит игумену
Валаамского монастыря Преосвященному Панкратию (Жердеву), епископу Троицкому. В
течение длительного времени владыка прикладывал значительные усилия для того,
чтобы люди, приезжающие из разных уголков страны на Валаам, стали единой
семьей. Думаю, владыка хотел бы видеть то же самое и на наших подворьях. Очень
важно, чтобы прихожане ощущали себя не случайными посетителями, которых никто
не ждет, но членами единой церковной семьи.
От редакции РФ: думается, что усилия Владыки Панкратия по
объединению молящихся состояли не только и не столько в учреждении
общенародного пения, т.к. это нововведение не способствует тому, чтобы люди
почувствовали себя членами единой Церкви. Более того, случайных приезжих на
Валааме, в силу его удаленности от мира, не так и много. Так что весьма странно
ссылаться здесь на практику Валаама.
Идея народного пения была воспринята
владыкой Панкратием с большой радостью. В тот же день владыка благословил нас
реализовывать это предложение патриарха.
– Есть ли какие трудности в реализации?
– Поначалу у нас были некоторые сомнения. Насколько
прихожане нашего подворья готовы к подобного рода инициативам? Ведь
монастырская среда и люди, которых она привлекает, более консервативны и не так
восприимчивы к нововведениям. Тем не менее, мы решили попробовать. И, как
оказалось, это начинание имеет множество положительных моментов. Люди, ранее
привыкшие быть лишь наблюдателями, посредством народного пения становятся
активными участниками. Повышается внимание к словам молитвы. Благодаря
совместному пению прихожане становятся ближе друг к другу. Я думаю, это как раз
то, что необходимо любому приходу и особенно монастырской общине.
От редакции РФ: между тем, прихожане, настроенные, как выразился иг. Иосиф, консервативно, т.е. стремящиеся хранить святоотеческие заветы и благочестие и не приемлющие либерализма в Церкви, не восприняли нововведения с общенародным пением, стали задумываться о перемене прихода и даже составили обращение к владыке Панкратию с перечислением модернистских нововведений иг. Иосифа и с просьбой избавить подворье от этого пастыря (о чем см. предыдущую публикацию на эту тему).
– Но ведь поется не вся служба, только некоторые песнопения?
– Да… После совещания мы пришли к следующей схеме. Регенты выбирают те песнопения, которые на слуху и могут быть исполнены людьми без специального образования. Второй этап – они передают тексты в миссионерское братство, где готовят листовки: ноты и текст. Перед каждым субботним богослужением алтарники или члены братства раздают всем молящимся в храме листовки, затем сами члены братства и певчие встают среди народа и помогают робким более смело участвовать в службе. Пока так. Я надеюсь, что со временем, когда люди почувствуют себя более уверенно, перестанут бояться петь за богослужением, мы сможем расширить количество песнопений.
Представим, что количество песнопений с каждой службой все более расширяется. Наконец, всю службу поют молящиеся в храме. Нужен ли тогда профессиональный хор? И какова глубина этой традиции?
Размышляет иеродиакон Герман (Рябцев), регент Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря:
– Можно ли сказать, что народный хор – это новшество?
– В храме всегда пели Символ веры и Отче
наш. Теперь к этим известным молитвам прибавилось еще несколько песнопений,
наиболее употребительных. Трисвятое, Достойно есть, ектения, тропарь и кондак
преподобным Сергию и Герману. При этом ключевые песнопения останутся за
клиросом. Прихожанам нравится петь в храме. Это и ответственность, и приобщение
к общему богослужению. Теперь они не просто стоят и слушают, но участвуют сами.
Так пели в древней Церкви.
– Возможно, традиция древней Церкви вернется? Никакого клироса и
профессиональных певчих.
– Тогда прихожане должны быть музыкально образованными
людьми. Либо придется упрощать песнопения до предела, до читка. Тогда это уже
неуважение к той традиции, которая существовала 1000 лет на Руси. У нас же своя
традиция, с 11 века знаменный распев, древнерусские песнопения, сложные
мелодические узоры. Этому надо учиться, и далеко не каждый способный человек
сможет их освоить.
От редакции РФ: насчет упоминания практики древней Церкви
сразу хочется отметить, что как и в ситуации с совершением Литургии
Преждеосвященных даром вечером, так и в других случаях введения модернистами
каких-либо новшеств, всегда в первую очередь звучит эта весьма неконкретная и
неопределенная отсылка к практике древней Церкви. Более того, если уж говорить
о древней Церкви, то отметим, что там безусловно все было в первую очередь
благоообразно, благоговейно, чего нельзя сказать о храмах, где практикуется
общенародное пение (вспомним хотя бы пение Символа веры и Отче наш - как трудно
прихожанам всего храма даже просто одновременно, не говоря уже о стройности
голосов, произносить слова молитв, читаемых за каждым богослужением всегда
вместе, хором, всенародно). Музыкальные данные у всех людей разные, это
касается и голоса, и слуха, потому и петь слаженно, благообразно, все люди вместе не могут. Потому, поют только те, у кого есть к этому способности. Только так можно
сохранить упомянутое благообразие в Церкви.
Клирос, певчие - всегда состояли не
из обычных, случайным образом собравшихся людей, но из имеющих к тому способности,
потому им и благословлялось петь и потому их причисляли к служащим, т.е. к
клиру.
И еще: если бы князь Владимир, выбиравший веру для Руси, пришел бы в Царьграде в храм, где услышал бы общенародное пение людей (неизбежно с разными данными и способностями к оному), то вряд ли бы мы, его потомки, услышали бы такие его восторженные слова, описывающие богослужение в знаменитом храме св. Софии: "и не свемы, на небе есьмы были, ли на земле", т.е. "[стоя в храме], мы не знали, где находимся: на небе или на земле".
Подытоживая сказанное, повторим: петь в храме (за исключение
Символа веры и Отче наш) должен лишь клир, клирос, способные к тому люди, и тогда
наши службы будут благообразными и даже случайно зашедшему в храм человеку
невозможно будет не произнести, вслед за святым князем Владимиром, "не
знаю я, где находился, на небе или на земле"...
По материалам интервью с сайта http://valaam.cerkov.ru/2015/03/24/obzor-pravoslavnyx-smi-pet-v-xrame-dolzhen-kazhdyj/