Прельщение по благословению
6 марта в Каминном зале Издательского Совета РПЦ состоялось первое заседание ред.совета по изданию собрания сочинений прот. Александра Меня. Издание осуществляется по благословению Патриарха Кирилла в рамках проведения памятных мероприятий к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня кончины прот. Александра Меня. Прот. Владимир Силовьев подчеркнул, что издание многотомного собрания сочинений о. Александра Меня — закономерное и давно ожидаемое событие общецерковного масштаба. Труды о.Александра достойны быть изданными в головном издательстве МП и по личному благословению Святейшего Патриарха, - сообщается на сайте официальном сайте Московского Патриархата (http://www.patriarchia.ru/db/text/4009072.html).
В предостережение тем, кто читает (или намерен читать) книги о. Александра Меня, следует отметить, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, однако в его трудах много идей и положений, противоречащих основным истинам Православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия — католического и протестантского.
В чем же состоят эти расхождения?
О. Александр считает, что Библия - это прежде всего "слово человеческое”, обычный историко-литературный памятник прошлого, такой же, как, скажем, "Божественная комедия” Данте или "Слово о полку Игореве”, и в изучении Библии он решающую роль отводит человеческому знанию — филологии, истории, археологии. Весь комплекс наук, привлекаемый им для изъяснения Священной книги, он именует "библейской критикой”...
Уже в этом исходном принципе о. Александр расходится с позицией Церкви. Согласно православному учению, Библия — это слово Божие, т.е. единственная в мире книга, автором которой является Сам Бог. Правда, каждая из составных частей Библии имеет и своего человеческого автора — пророка или апостола, но его роль сводится лишь к тому, чтобы "оформить”, выразить на человеческом языке сообщаемое Святым Духом Божественное Откровение.
Апостол Павел подчеркивает, что Священное Писание — это именно слово Божие, а не слово человеческое (1 Фее. 2, 13). Идейное содержание ее принадлежит Богу, и лишь способ выражения мыслей — человеку. В этом и состоит принцип богодухновенности Библии и он означает, что и при любых исследованиях Библии человеческий фактор должен быть подчинен Божественному.
Священное Писание может быть истолковано лишь в соответствии со Священным Преданием Церкви, в согласии с мнением святых отцов (19 правило Шестого Вселенского собора). Всякие библейские исследования, не имеющие признания со стороны Церкви, поэтому неосновательны. Они, так сказать, лишены свидетельства со стороны автора Библии — Святого Духа, пребывающего в Церкви.
Именно этой культуры мышления и лишены труды о. Александра. Кого только он не привлекал в своих объяснениях библейских текстов, даже явных еретиков — Феодора Мопсуэтского, Пелагия…, католических и протестантских богословов…
Еще один источник расхождений о. Александра с Церковью — его собственная научная недобросовестность: для того, кто берет на себя труд познакомиться с первоисточниками, становится вполне очевидно, что слишком часто о. протоиерей совершенно сознательно эти первоисточники искажает (примеры по сноске *)
Еще один подлог о.Александра требует разоблачения. О. протоиерей старается провести мысль, что его разногласия с учением Православной Церкви — закономерный результат строгой научности его трудов. Якобы современная наука доказала, что к Библии нужно подходить так, как подходит он. А представления Церкви якобы отжили свой век и, так сказать, из любви к истине с ними нужно расстаться.
Так ли это? Оказывается, что не только не так, но даже совсем напротив. Те научные результаты, на которые опирается о.Александр, давно уже устарели, и многие из них еще в начале (!) ХХ века опровергнуты русской богословской наукой. (примеры по сноске *)
О.Александр Мень старается уверить своих читателей, что применяемые им методы исследования Библии не посягают на духовный авторитет священной книги. Однако при ближайшем знакомстве с библейскими комментариями о. Александра оказывается, что это далеко не так.
Духовный авторитет Библии состоит в том, что она содержит непогрешительное, безупречно верное учение о спасении человека, и вот это-то учение и искажает о.А. Методологически — в его богословских построениях наблюдается характерное для всех христологических ересей смешение понятий "природа” и "ипостась” — идет ли речь о происхождении человека, о его грехопадении, о Христе и Его Церкви.
В трудах о.Александра можно встретить идеи арианства — о тварном боге-посреднике в создании мира, являвшемся в теофаниях Ветхого Завета; манихейства — о том, что мир сотворен в результате борьбы сил добра и зла; пелагианства — о том, что грехопадение якобы не изменило природы человека; несторианства — о том, что Христос был подвержен греху и страдал на кресте как простой человек...
Искажений православного вероучения в трудах о. Александра настолько много, что из опровержений на них можно было бы составить целую книгу. (примеры и подробный разбор по сноске *)...
Нужно ли говорить, как способствуют труды о. Александра формированию "теплохладной” веры, уводящей от чистого атеизма, но не приводящей к единому истинному Спасителю — Христу! И действует о. протоиерей вполне в стиле ложных пророков последнего времени: он не прямо высказывает нужные ему положения, а как бы подталкивает к ним читателя, стараясь обольстить его.
Для этого и ссылки на "современность”, "научность” и обращения к доводам "здравого” (т.е. неверующего) разума. Для этого и мешанина понятий, чтобы в этом мутном "богословии Хаоса” поймать современного человека, который знает очень много, но, к сожалению, почти ничего — о самом главном. О смысле своей жизни. О конце человеческой истории. О том, что ему делать, чтобы приобщиться истинному Добру и не сделаться навечно беспомощной добычей зла…
Факт остается фактом: книги о. Александра разрушающе действуют на самые основы Православия. Как тут не вспомнить предупреждающие слова Спасителя, сказанные о последних временах: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24, 4) (см.: http://pravbeseda.ru/library/?id=283&page=book)