«Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем»
В наше время получило широкое развитие и распространение международное феминистическое движение с официально провозглашенной целью: борьба за права женщин.
Однако всякое явление как частной, так и общественной жизни православный христианин должен воспринимать через призму Евангельского учения, творений Святых Отцов. Рассмотрим же таким образом движение феминисток.
На первый взгляд, оно не затрагивает Православную Церковь и ее вероучение. Его борьба идет в основном в юридическом, правозащитном и социально-политическом поле. Но если внимательнее присмотреться к деятельности активисток феминизма, то четко обозначается религиозная составляющая данного явления.
В частности, идеология феминизма нарушает следующие положения Закона Божия и Церковного Предания:
1) 6-я заповедь Закона Божия гласит: Не убивай(Исх. 20, 13).
Последователи же феминизма отстаивают свободу абортов, т.е. детоубийства в материнской утробе. Они совершенно отвергают ясные свидетельства Священного Писания о том, что младенец в утробе матери – это уже человек, и его убийство является человекоубийством.
В 1-й главе Евангелия от Луки описывается встреча Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой – матерью святого Иоанна Предтечи. И хотя Господу Иисусу Христу не было еще и месяца с момента безсеменного зачатия, однако Святый Дух устами праведной Елисаветы уже называет Его Господом, а Пресвятую Богородицу – Матерью Господа. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 41–43). Также и шестимесячного святого Иоанна Предтечу Слово Божие именует «младенцем во чреве». Все это подтверждает преступность и греховность абортов.
2) Ратование феминисток за права женщин-лесбиянок также идет в разрез с Православным вероучением. 7-я заповедь Закона Божия повелевает: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14).
Этой заповедью Господь запрещает всякий блуд, в том числе содомский. «Противоестественные грехи, например, содомский, – пишет блаженный Августин, – всегда и везде вызывали отвращение и считались заслуживающими наказания. Если бы все народы предавались ему, то подпали бы осуждению по Божественному закону за это преступление, потому что Бог создал людей не для такого общения друг с другом. Тут нарушается общение, которое должно быть у нас с Богом, потому что природа, которой Он создатель, оскверняется извращенной похотью» (Исповедь, кн. 3). А феминистки мало того, что сами грешат содомски, они еще добиваются и общественного признания сему богомерзкому пороку.
3) Господь учит: жена должна повиноваться своему мужу.
Хочу также, – пишет святой апостол Павел, – чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов (1 Кор. 11, 3–10).
Феминистки выступают против этого учения Христа. Они переписали и издали свою богохульную феминистическую антибиблию, в которой имена Божии переделали так, чтобы мужской род в них был заменен на женский. Также с точностью до наоборот изменили все места Священного Писания, где говорится о необходимости женам повиноваться своим мужьям.
Словно обращаясь к ним, в XVIII веке святитель Георгий Конисский взывал: «Где найти целомудрие? Где домы, в коих жены повиновались бы мужам своим, как Апостол учит, покрывало имуще на главе Ангел ради (1 Кор. 11, 10)? Не нами с палками в руках, указующими точно власть их над мужами? Не превращение ли это света, что жена сидит в санях, а муж стоит на запятках; жена в креслах кушает, а муж, за креслом стоя, ждет, что она пожалует ему, и зевает ртом, если она посулит кусок? О, любострастия содомского! Какое студное пременение владычества в рабство, и женской кротости во владычество!» (Собр. соч. Ч. 1. С. 245–247. Слово в день св. пророка Илии).
4) Наконец, в своих поползновениях антихристианский феминизм посягнул на установленное Священным Писанием и Церковным Преданием исключительное право мужчин быть священнослужителями. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; – заповедует святой Апостол Павел, – аучить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1Тим.2:11-15).
Свт. Иоанн Златоуст, толкуя это место Священного Писания, пишет: «Закон Божественный удалил женщин от этого служения (священства. – А.М.), а они стараются вторгнуться в него; но так как сами по себе не имеют власти, то делают все через других, и такую присваивают себе силу, что и избирают, и отвергают священников по своему произволу. Пословица: „с ног на голову" сбывается здесь на деле. Начальниками управляют подначальные, и пусть бы мужчины, но – те, которым не позволено и учить. Что говорю – учить? Им блаженный Павел запретил и говорить в церкви (см.: 1 Кор. 14. 34). Я слышал от одного человека, будто их допустили до такой дерзости, что они даже делают выговоры предстоятелям церквей и обращаются с ними суровее, нежели господа со своими слугами».
70-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Не позволительно женам во время Божественныя литургии глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают».
Толкование епископа Никодима Милоша:
«Свое предписание, что женщины должны молчать в церкви, правило это основывает на словах апостола Павла. Еще в древние времена Церкви бывали женщины, недовольные своим подчиненным положением и выступавшие явно с притязаниями занимать места, приличествовавшие только мужчинам, и учить даже в церквах. Эти притязания, однако, по свидетельству Тертуллиана, встречали всегда решительный отпор. По Вальсамону, в его толковании этого правила, как будто и во времена этого собора некоторые женщины делали то же самое, что и их предшественницы, против которых восставал Тертуллиан, стремились толковать дневные чтения из Священного Писания в храме и давать публично ответы по догматическим вопросам. Правило это восстает против подобных злоупотреблений и воспрещает решительно женщинам говорить во время святой Литургии, т.е. проповедовать и исполнять учительские обязанности, приличествующие только мужчинам. Правило должно было воспретить это женщинам тем более, что на этом же соборе, 64-м правилом, такая деятельность воспрещена была и мужчинам-мирянам. Однако, как не было воспрещено мужчинам-мирянам учительствовать вне церкви о вере и христианской нравственности, так не может быть запрещено это и благочестивым женщинам. На это заключение наводит нас самый текст этого правила, в котором говорится только, что женщинам воспрещается говорить „во время Божественныя Литургии", а о каком-либо ином запрещении ничего не говорится. А что женщин не только не осуждали, но, наоборот, хвалили, когда некоторые из них поучали в вере и христианской нравственности свою семью и безпризорных детей, в своем ли доме, или же в общественных домах призрения, имеем свидетельство даже из времен Иоанна Златоуста. И то, что когда-то было и что это правило не осуждает, может быть ныне; Церковь с благодарностью примет благочестивых женщин, которые в своих семьях, в школах и в разных общественных установлениях пожелали бы исполнять свое учительское дело в духе церкви». О том же повелевает 44-е правило Лаодикийского Поместного Собора.
Кроме того, в VI веке существовала ересь коллиридиан. Согласно ее учению, Пресвятая Богородица имела божественную природу, а женщины – право священнодействовать. Свт. Епифаний Кипрский, обличая эту ересь, пишет, что от века никогда не священнодействовала женщина, даже и сама Ева<…> и ни в Ветхом, ни в Новом Завете об этом нет упоминаний. Даже диакониссам Церковь никогда не повелевала <…> быть «пресвитершами» или «священницами».
Все вышеозначенные искажения и отступления от Православного вероучения позволяют трактовать феминизм как ересь.
Игнорирование правил Святых Апостолов и Вселенских Соборов,
а также учения Святых Отцов в еретическом англиканском сообществе привело к
капитуляции его перед ересью феминизма и установлению в нем института женского
«епископата» и «священства».
Феминистическая ересь, к сожалению, тревожит ныне и Православную Церковь.
Проповедниками идей феминизма в Православии стали некая экуменическая
«богословша» Элизабет Бер-Сижель и два идола современного модернизма –
митрополиты Антоний (Блюм) и Каллист (Уэр), а также отдельные представители
епископата1, духовенства и мирян2, которые не видят их
заблуждений.
В целом же ересь феминизма подпадает под анафему Святых Отцов VI Вселенского Собора, законоположивших: «Кратко рекши, постановляем, да вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа слово жизни, соблюдается твердою, и да пребывает до скончания века непоколебимою, вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога, и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия, и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных: тот да будет анафема, по определению, прежде постановленному предупомянутыми Святыми и блаженными Отцами, и от сословия христианскаго, яко чуждый, да будет исключен и извержен. Ибо мы сообразно с тем, что определено прежде, совершенно решили, не прилагать что-либо, не убавлять, и не могли никоим образом» (1-е правило).
Итак, феминизм является антихристианской религиозно-политической сектой. Люди, придерживающиеся этих взглядов, не могут наследовать Жизнь Вечную и по смерти осуждаются на безконечные муки. Если же кто-то из православных христиан неосознанно разделяет те или иные положения данной ереси, – таким необходимо принести покаяние, чтобы наследовать Царство Небесное.
1 Учеником митрополита Каллиста (Уэра), в
частности, является епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).
2 К этой группе относятся последователи одного из основоположников
иудео-христианской ереси священника еврейского происхождения Александра Меня, а
также все, кто придерживается экуменических взглядов, хотя, возможно, некоторые
не отдают себе в этом отчета.
Александр Монахов
Газета «Дух христианина»