О странном рождественском Указе Патриарха Кирилла

О странном рождественском Указе Патриарха Кирилла

Итак, ползучая богослужебная реформация, по-видимости, началась. Накануне праздника Рождества Христова по всем храмам Русской Православной Церкви был разослан весьма странный (по-другому и не скажешь, - примеч. "РФ") Указ Святейшего Патриарха Кирилла, противоречащий сложившемуся Уставу Русской Церкви, зафиксированному, в частности, в Типиконе и в Служебнике.

«По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами по "Отче наш…” » (Указ Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА №У-01/209 от 31.12.2014).

Непонятно, а что это даст для цели миссионерства (если, конечно, это с такой целью благословлено... - примеч. "РФ")? <...>

Очевидно, что служение с открытыми царскими вратами не даст никакого миссионерского эффекта, так как люди всё равно ничего не увидят. Во-первых, священник закрывает собой всё то, что происходит в алтаре на престоле (это о священнодействиях во время евхаристического канона), а во-вторых, иконостас закрывает жертвенник и не видно проскомидии, даже если открыты царские врата. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Если царские врата открыть, не станет понятнее – чем именно священник там занят. Для этого надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг. (или же вынести престол на середину храма, как это делают некоторые нынешние обновленцы, - примеч. "РФ").

<...> Открытие и закрытие не только царских врат, но и завесы регламентируется в Типиконе: в гл. 23 «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей». Также в Служебнике точно указано, когда точно следует отверзать царские двери на Литургии (и Типикон, и Служебник являются богослужебными книгами, а, следовательно, составляющими традиционное Предание Церкви).

Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века и служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение. Например, закрытие царских врат на вечерне (начало суточного цикла) знаменует собой изгнание из рая, открытие завесы символизирует открытие людям тайны их спасения, а открытие царских врат – открытие христианам Царствия Небесного и т.д. Да и вообще все действия и передвижения священника (он сам символизирует или изображает Самого Христа) в алтаре и в храме во время богослужения, в том числе открытие и закрытие царских врат в определенные моменты богослужения, имеют глубокое символическое значение: это образы евангельских действий Господа Иисуса Христа в Его земной жизни, они воспринимаются в их внутреннем богочеловеческом реализме. Это глубочайшая и таинственная мистика Церкви, которая учит, что на каждой Литургии действительно повторяется жизнь и крестный путь Господа Иисуса Христа, что во время Литургии мы, молящиеся, а не слушающие человеческие «миссионерские» комментарии (на т.н. «миссионерских литургиях»), пребываем в Вечности, ибо измерение литургическое реально есть пребывание неба на земле, и бесконечное воспроизведение евангельских событий.

Новомученик священник Сергий Мечев считал, что события жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, но имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. Об этом глубоком мистическом значении литургических действий и символической связи их с библейскими событиями писали такие великие литургисты, как Николай Кавасила (XIV в.), преп. Максим Исповедник, свт. Симеон Солунский.

Помимо канонических соображений, в этом характерном для многих обновленцев стремлении служить с открытыми царскими вратами содержится духовная болезнь. Они явно не понимают, и потому искажают в своей литургической практике значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего). Фактически обновленцы, упраздняя иконостас и царские врата, оказываются, в известном смысле, практикующими иконоборцами. <...>

Николай Каверин
Источник: "Благодатный Огонь"
Публикуется с сокращениями и незначительной литературной правкой редакции "РФ"

+     +     +

От редакции "РФ": со скорбью и недоумением узнали мы о новой инициативе, носящей явно модернистский характер. Зачем во время совершения Литургии на праздник Рождества Христова держать открытыми Царские врата?! Сомневаемся, что это придаст большую торжественность празднику (если предположить, таким образом Патриарх решил уравнять праздник Рождества с Пасхой, когда все светлую седмицу Царские врата не затворяются). Напротив, скажем, что это явное новшество в сей светлый день смутит верных чад нашей Церкви, и без того испытывающих скорби от других церковных проблем (таких как внедрение новых паспортов, приближение антиправославного Собора 2016 года и др.). Более того - этот необдуманный Указ внесет очередное разделение в ряды верующих и духовенства. Очевидно, что далеко не все настоятели повинуются противоканоничному Указу Патриарха и благословят в своих обителях во святую Рождественскую ночь служить с отверстыми вратами, также, без сомнения, поступят и пастыри, окормляющие отдельные приходы. Верующие же, не согласные с действиями священнослужителей, будут вынуждены покинуть свои родные храмы и обители!
Не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник: а входяй дверьми пастырь есть овцам <...> Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут и лишше имут.  Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их, и распудит овцы: а наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах (Ин.10, 1,2,10-13).
Будем помнить, что вслед за этим, на первый взгляд может кажущимся кому-то безобидным, служением с отверстыми Царскими вратами последует, как показывается практика московских обновленцев (например, о. Владимира Лапшина), громкое произнесение тайных молитв, чтение Евангелия и Апостола на русском языке и мн. др.
Огради, Господи!

Александр Павлов



Написать комментарий