Хранительница северных пределов земли русской

Хранительница северных пределов земли русской

Пресвятая Богородица, взяв Россию под свой покров, даровала землям нашим на охранение свои чудотворные иконы. Почаевская и Смоленская ограждают землю русскую с запада, Казанская – с востока. Иверская оберегает южные земли, а в центре России сияет лучами благодати Владимирская. Северные же пределы хранит и благословляет Тихвинская икона Божией Матери.

 

Cамый древний образ

По преданию, Тихвинская икона написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Вместе с двумя другими иконами Богоматери святой апостол, искусный врач и художник, принес этот образ Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она произнесла: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет”. Пророческие слова Богоматери исполнились в полной мере. Все три образа имели чудесную историю и были чудотворными. Святой Лука выслал образ, впоследствии прославленный как Тихвинский, в Антиохию некоему Феофилу, для которого написал свое Евангелие. Предание сообщает, что после смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, откуда в V веке по Р.Х. супруга царя Феодосия младшего отвезла ее в Константинополь. В столице Византии к святыне отнеслись с великим почетом: специально для этого образа была выстроена знаменитая впоследствии Влахернская церковь. В величественном храме икона пребывала 539 лет. В XI веке, в смутное время иконоборчества, чудотворный образ был скрыт защитниками Православия в обители Пантократора. Лишь после окончательной победы над иконоборчеством икона возвратилась во Влахернский храм. Но древний образ недолго оставался в Византии. За 70 лет до взятия турками Константинополя он исчез из византийской столицы.

Пожелала здесь быти...
Таинственно исчезнувшая из Византии икона в 1383 г. вдруг обнаружилась в Новгородских пределах. Древние русские летописи описывают ее появление над водами Ладожского озера " в сиянии лучезарного света”. Переносимая невидимой силою по воздуху над водой, она остановилась в г. Тихвине. Во время своего шествия икона в пяти местах останавливалась, исцеляя больных, утешая скорбящих. На том месте, где окончательно остановилась икона, жители Тихвина построили деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Храм этот не раз сгорал во время пожаров, но чудотворный образ оставался невредимым. О том, что это был тот самый образ, написанный св. Лукой, рассказывает следующее повествование. 
Вскоре после прославления Тихвинской иконы некоторые новгородские купцы были в Константинополе и беседовали с патриархом. Патриарх, между про-чим, спросил: "Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Царьграде и скрывшейся неизвестно куда?” Купцы рассказали ему о явлении Тихвинской иконы, и патриарх, сопоставляя ее явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. "За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас”, - с горечью заключил греческий патриарх.
На месте Успенского храма через 177 лет после явления иконы был построен мужской общежительный монастырь, названный в честь образа Тихвинским. Великие чудеса совершались от иконы: больные исцелялись, слепые прозревали, хромые начинали ходить. Почитание иконы было так велико, что в храме устроили особое окно, через которое паломники-богомольцы могли видеть чудотворную икону и молиться даже в те часы, когда храм был закрыт. Замечательно, что одна из рук Богоматери отличалась необыкновенной теплотой, ощутимой губами при прикладывании. 
Икона- хранительница

Все упование мое на Тебя возлагаю...
В 1613 году Новгородом овладели шведы. Предводитель шведов Делагарди двинул свои полки и на Тихвинскую обитель, приказав разрушить ее до основания. Окрестные жители в ужасе бежали в монастырь и там вместе с монахами и воинами затворились, надеясь не столько на крепость стен, сколько на заступничество Небесной Царицы. Осада обители была долгой и тяжелой. Люди изнемогали от голода и тревоги. В это время осажденным явилась Пресвятая Дева и повелела обойти с Ее образом вокруг стен обители. Радостью и упованием исполнились сердца защитников монастыря. С молебным пением они прошли с чудотворной иконой вокруг монастырских стен. И когда призывали на помощь свою единственную Заступницу, шведов вдруг объял панический страх, да такой силы, что они бежали от обители. Однако нападения шведских войск на Тихвинский монастырь на этом не прекратили. Еще не раз они окружали обитель и начинали осаду. Но всегда преграждала им путь Небесная Защитница Тихвинского монастыря, Пресвятая Богородица.
В 1617 г. в деревне Столбово, недалеко от Ладоги, русские послы заключили мир со шведами. После этого радостного события с Тихвинским образом русские вступили в осажденный Новгород, бывший семь лет во власти шведов. В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления шведов в 26-й день июня (9 июля по нов. ст.) по всей России был установлен праздник в честь чудотворного образа.
 
Русь-Фронт - информационный православный вестник
Существует множество чтимых списков Тихвинской иконы Божьей Матери, прославленных как чудотворные, и сохранившихся задокументированных свидетельств о происходивших от них чудесах

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга хранится Тихвинская икона, которая прославлена как чудотворная с 1858 года, то есть со времени окончания строительства собора. До того она была родовой иконой семьи Ивановых, в которой после смерти брата сестра его, девица Иванова, не имея средств, продала дом и сняла комнату, а умирая, попросила одного священника взять икону.

Документов на икону не было, и, несмотря на уверение женщины в ее древности и чудотворных качествах, священник не решился взять икону. Таким образом она перешла к другой бедной женщине, по фамилии Востокова, которая зарабатывала на жизнь, читая Псалтирь по усопшим. Как-то она услышала, что в Рязанской губернии сгорела церковь вместе с утварью, и решила отдать туда икону. Но тут к ее племяннице пришла незнакомая женщина и сказала, чтобы та попросила тетку не отдавать икону, а сделать такую же для рязанской церкви, и дала при этом девушке 6 рублей.

В иконной лавке мастер запросил за икону для рязанского прихода 15 рублей, но таких денег у Востоковой не было, и она уж было подумала отдать свою икону в сельскую церковь, но купец тут же согласился сделать копию за 6 рублей, и икона осталась снова у нее.

С этого момента икона стала являть чудотворные свойства – от нее, по молитвам его матери, совершенно вылечился сын домовладельца Ершова, в доме которого жила Востокова, двухлетний Анатолий. Мальчик от рождения не мог ни сидеть, ни ходить.

Осенью 1858 года к Востоковой пришла незнакомка, которая дала ей 6 рублей – снова! – и сказала, чтобы та купила киот к иконе, а на оставшиеся деньги лампадного масла. Та повиновалась, купила все означенное и затеплила перед киотом, в который поставила икону, неугасимую лампаду. Впрочем, перед тем спросила, как зовут доброжелательницу, но та уклончиво ответила, что это неважно, а Господу имя известно.

Постепенно слухи о чудотворной иконе распространились по Петербургу, на убогий чердачок Востоковой потянулись посетители со своими невзгодами и просьбами.

Дочь одного из петербургских дворян, двух лет от роду, также не могла ходить. Ее бабушка, узнав о чудотворной иконе в доме Ершова и исцелении его сына, послала денег на масло перед иконой. Как только масло, купленное на эти деньги, влили в лампаду, девочка обрела способность ходить. Родители, изумленные и счастливые, приехали к Востоковой, чтобы отслужить благодарственный молебен.

Многие люди приносили деньги на масло для иконы, на новую ризу, говорили, когда Востокова отказывалась принять средства, что им были видения, которые подвигали их на это. Другие приходили к Востоковой, чтобы рассказать о чудесах исполнения просьб и дивных исцелений от иконы, хранящейся у нее.

В Великий пост 1859 года у дома Ершова было такое стечение народа, что к дому было невозможно подойти, а некрепкая лестничка на чердак уже была готова обломиться под бесчисленными шагами богомольцев. Тогда Востокова вновь обратилась с просьбой о перенесении иконы в церковь, и тут, видя безусловные чудотворные свойства древнего образа, ей было дано согласие о перенесении иконы в Христорождественскую церковь, которое состоялось 2 марта 1859 года по старому стилю, а 5 марта ее перевезли в Исаакиевский собор.

Среди чудес, случившихся от Тихвинской иконы Божией Матери, что в Исаакиевском соборе, было одно, которое лишний раз указывает, что даже разница в вероисповедании не станет для Богородицы, Вселюбивой Матери человечества, основанием к отказу в помощи. И о том есть свидетельство.

В Петербурге жила семья Левестам, по вероисповеданию они были лютеранами. Главой семьи был доктор медицины, но это никак не помогло тому, что его 16-летняя дочь Екатерина была весьма немощна – много лет она страдала туберкулезом, головными болями и слабой памятью. В 14 лет ее устроили в частный пансион в Гатчине, под Петербургом, а в 16 лет с девушкой случился паралич правой части тела, а затем и левая нога также онемела до полной потери чувствительности. Ничто не помогало. Начались судороги, страдания Екатерины никто не мог облегчить, появились признаки мочекаменной болезни – просто удивительно было, сколько недугов собралось в теле юного существа.

Но надо сказать, что лютеранка Екатерина любила православные обряды и тяготела к православию. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, соблюдала посты. Особенно она молилась, глядя на иконы Богоматери и Николая Чудотворца, которые были в ее комнате, родители приглашали по ее просьбе священника для молебнов.

В 1860 году, по осени, болезнь святого Витта усилилась, припадки и спазмы участились. И однажды, во время недолгого забытья, ей случилось видение: старец–монах, который сказал, что в Исаакиевском соборе есть Тихвинская икона Божьей Матери. Если она поспешит туда, отслужит перед чудотворной иконой молебен, поставит свечи ей и иконе Николая Чудотворца, там же находящейся, и по выходе из церкви подаст всем нищим, то непременно излечится.

Очнувшись, Екатерина рассказала о видении фельдшеру и брату, который прислал за ней карету, отвезшую ее в Петербург. Она тяжелейшим образом перенесла путь, в собор больную внесли на руках почти в бесчувствии. Во время службы она очнулась и даже сидела, впрочем, ее поддерживали. Когда начался молебен, она даже стояла, но ее опять поддерживали с обеих сторон. При чтении Евангелия у нее возникло чувство, будто на нее вылили поток холодной воды. По окончании молебна она самостоятельно подошла к кресту, затем к иконе, приложилась к ней и отошла уже здоровой, хотя и ощущала остаточную слабость в ногах. Приложившись к иконам и раздав милостыню, как ей было указано в видении, она вернулась в гатчинскую больницу, чтобы все увидели ее чудесное выздоровление, а затем вернулась домой к радости родителей.

И таких исцелений, чудесных, невозможных с нашей земной точки зрения было превеликое множество от всех ее многочисленных списков: Тихвинской иконы Богоматери «у западных врат» в Тихвинской обители, Тихвинской-Ополченной, находящейся там же, потому что она была с войсками ополчения во время Отечественной войны 1812 года. Она прославлена и тем, что в битве при Березине тихвинские войска отобрали из рук наполеоновских мародеров, немало награбивших в столице, серебряную ризу, которую те сняли в Москве с Тихвинской иконы Богоматери. Совпадение? Вряд ли. У Бога совпадений не бывает, как и случайностей – тоже. Тихвинские войска побеждали во время Крымской военной кампании в 1855 – 1856 годах, и с ними хранительницей в сражениях была та же Ополченная икона.

Есть чудотворная Тихвинская икона в Борисовской женской пустыни под Курском. Есть в Воскресенской кладбищенской церкви Новгорода, где она была чудесно обретена в 1643 году. Ее явление случилось двум мореходам, Димитрию и Василию Воскобойниковым, во время бури на Балтийском море. Во сне им одновременно явилась Богоматерь и сказала, что они не погибнут, если вернут в Русскую землю Ее образ, который теперь находится в поругании у иноземцев. Братьев, выброшенных после бури на остров Березовый (ныне Биорко), подобрал латинский священник, в доме которого они и увидели ту самую икону, из которой он сделал дверь для кладовой. Они выкупили святыню и отвезли в Новгородчину, отдали там в храм Воскресения Христова, где она находится доныне.

По всей России находятся чудотворные списки: в Тверской, Воронежской, Рязанской областях, под Казанью в городе Цивильске, в Туле, Старой Руссе, Ипатьевском монастыре Костромы, в Суздале в церкви Святого великомученика Дмитрия (этой иконой был благословлен Михаил Федорович на царство матерью своей Ксенией Ивановной Романовой), в Екатерининском греческом монастыре в Киеве и многих других местах.

В Москве Тихвинская икона Божией Матери находится в Успенском соборе Московского Кремля, в Алексеевском и Симоновом монастырях, в Афонской часовне у Владимирских ворот, в церкви Св. Николая-на-Щепах, в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

  
Русь-Фронт - информационный православный вестникТихвинская икона Божьей Матери – одна из богородичных икон, с которой связано огромное множество сказаний и свидетельств о чудесных событиях. Можно с уверенностью сказать, что это – один из образов, через который Сама Богоматерь влияет по воле Господа нашего на русскую историю вот уже в течение шести с лишним веков. Недаром Тихвинская икона, как и Казанская, явленная на пожарище среди военных трудных лет, была написана как Одигитрия – Путеводительница: Сама Царица Небесная вела за собой по Новгородской земле следовавших за ней жителей к месту будущего своего пребывания на реке Тихвинке. Она указала чудесным образом место будущего храма и обители. Да и горел деревянный храм трижды не зря – зная о будущих невзгодах, которые приходили на землю Новгородскую, Богоматерь указывала на то, что храм должен быть устойчивым, каменным. В 1507 – 1515 годах по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича был построен каменный Успенский собор.

То, что во время Второй мировой войны Тихвинская икона Божьей Матери покинула Россию – по всему также знак воли Пречистой, который был понят и архиепископом Рижским Иоанном и протоиереем Сергием, его сыном, тщательно сохранявшими образ далеко за морем в Свято-Троицком соборе американского города Чикаго. Многие святыни в послереволюционные времена, в послевоенное время были вроде бы утеряны или покинули пределы России, но после возрождения православной веры на Русской земле, с окончанием гонений на веру и возвращением РПЦ храмов и обителей они были вновь обретены или вернулись с чужбины на прежнее место своего первоначального пребывания. 

Удивительная история Тихвинской иконы Божьей Матери говорит о том же: икона – это не просто слои грунта и краски, положенные на деревянную основу. Это образ, хранящий в себе живой Первообраз, тонкая завеса, окно в мир, откуда смотрит на нас и Господь, и Богородица, и святые. Окно, через которое горний мир связан с миром дольним и которое открыто для всех, кто молитвенно приготовил себя к этой дарованной нам уникальной  встрече.



Молитвы перед Тихвинской иконой Божьей Матери

Русь-Фронт - информационный православный вестникО Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, чадам послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  
Русь-Фронт - информационный православный вестникБлагодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пресвятому образу Твоему: яко благословенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Днесь всемирная радость возсия нам велия, даровася святей горе Афонстей цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона, со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих, в прославление Святыя Троицы: созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати, яко двема имаши Сына и Господа держати, третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя от всяких напастей и бед избавляти, да вси, притекающии к Тебе верою, приемлют от всех зол свобождение, от врагов защищение. Сего ради и мы вкупе со Афоном вопием: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

 

 По материалам православных СМИ

 



Написать комментарий