Автокефалия – это путь к погибели
В последнее время вновь подняли голову внутрицерковные автокефалы, приунывшие было после осуждения Синодом архиепископа Александра (Драбинко) за хулу на Святого Духа, недостойный образ жизни и интриганство.
Опять крутится в СМИ заезженная пластинка украинских националистов: снова подняты на щит вопросы «единства церквей», «необходимости» украинизации богослужения, и т.д. Особенно ярко это проявилось в «праздник голодомора». Да, день памяти жертв голода давно стал политическим шоу.
Вот что пишет по этому поводу известный журналист Д.Скворцов:«Накануне празднуемого на Украине "Дня памяти жертв голодоморов" Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополит Владимир выступил с посланием. Я не случайно написал "празднуемого", дело в том, что образ нации – извечной жертвы всех и вся давно уже стал на Украине если не государственной идеологией, то чем-то вроде национальной идеи. По крайней мере, этно-некрофилия всячески приветствуется всеми гуманитарными институтами Украинской власти, кто бы её ни возглавлял. И роль одного из таких институтов с некоторых пор, увы, исполняет УПЦ МП. Так, официальный церковный сайт сообщил следующее: "Ко дню памяти жертв Голодомора в Киево-Печерском заповеднике откроется выставка ‘1937 год: Голгофа Церкви’. Причем тут 1937 год к голоду 1932-1933 гг. оставалось неясным даже после прочтения данного анонса.
Разве что, при сильном желании, можно провести связь между перечнем организаторов выставки, где значился синодальный отдел "Церква і культура" и музей "Православна Україна", руководимые игуменьей Серафимой Шевчик и абзацем, где рассказывалось, что та же матушка Серафима "несколько лет назад по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, подготовила книгу ‘Пост от диявола’, посвященную Голодомору". Речь идет о книге, в которой митрополит Владимир впервые отождествил голод 30-х с геноцидом украинской нации. Благо дело, православные в массе своей не заметили тогда этого высказывания – видимо издание оказалось настолько бездарным, что не привлекло внимания верующих. Пришлось геноцидную формулу повторять в обращении Синода УПЦ МП от 11 ноября 2008 г., когда идеология, которую исповедует часть окружения Предстоятеля Церкви, максимально сблизилась с мировоззрением русофоба Ющенко.
И все же – причем тут не блещущая оригинальностью названия "Голгофа Церкви" к "голодомору"? Похоже, что в своем желании угодить "гуманитарными блокам" (повторим – любого из сменяющихся на Украине правительств) "оранжевая" группа в УПЦ оказалась слишком ретивой и не заметила, как День памяти жертв политических репрессий был перенесен на май. Остался лишь "голодомор". Ту же ошибку, очевидно, допустил и митрополит Владимир, опубликовав "Послание по случаю 75-летия подвига христиан, пострадавших во время террора 1937 года". Увы, это оказалась не последней ошибкой Предстоятеля. Так, 1937 год назван в послании апогеем большевистского террора, хотя численность репрессированных в этот год уступает как 1936 г., так и всем последующим сталинским годам, за исключением 1944-го. Природу феномена "1937" еще в прошлом веке раскрыл Солженицын, пояснив, что тогда по этапу пошли просто самые заметные – жители элитного Дома на Набережной – та самая "ленинская гвардия"».
Большинство украинского «политикума» и сейчас, как и при «оранжевом» режиме вовсю давит на Церковь. Все время поднимаются вопросы о «необходимости» создания «независимой церкви». Причем всегда речь идет не о греко-католиках, имеющих своим центром Ватикан, не о протестантских деноминациях, многие центры которых находятся в Евросоюзе и США. Нет же, речь обычно идет только об Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, которая якобы просто «обязана» разорвать отношения с Русской Матерью – Церковью, хотя этого не хочет большая часть ее клириков и почти все миряне. Причем практически всегда эту тему поднимают журналисты и политики советского, и/или либерального воспитания, которые в храм никогда не ходили, и ходить не собираются, однако очень любят получать западные гранты. Эта надуманная «проблема» носит чисто политический характер. Либеральные идеологи Запада все время обвиняли Православие в «реакционности», а его правители всячески поддерживают множество сект, а также практически все церковные расколы, от Черногории до Суздаля.
Но дело не только в политической позиции стран Запада. К сожалению, в последние двадцать лет всякая власть на Украине хочет иметь свою «карманную» Церковь. «Оранжевая» - больше, нынешняя – меньше, но все равно поддержка со стороны правящего класса околоцерковным и церковным автокефалам есть все время. Поэтому, хотя таких людей совсем немного, у них есть ресурсы для организации некоего движения в эту сторону.
Ныне единство Православия у нас находится под угрозой. За последние 7 лет некоторые представители Митрополии УПЦ МП провели неслыханную в истории РПЦ либерализацию и попрание канонов. Так, во многих храмах был введен украинский язык богослужения вместо церковнославянского, в Ужгородской богословской академии служат торжественные заупокойные литии по врагам Церкви, пребывавшим вне ее ограды – Петлюре и Бандере, были внесены незаконные поправки в церковный Устав, делающие его фактически автокефальным.
Новый, «канонический», раскол Церкви может с легкостью посеять вооруженные конфликты и расколоть страну. Несмотря на то, что ныне по-настоящему воцерковлено менее 10% населения, все же большинство народа Украины уважает и считает своей именно УПЦ МП, и народ не позволит незаконно отбирать храмы и монастыри для новосозданной псевдоправославной политической группировки. С другой стороны, в этом случае неразберихой обязательно воспользуются униаты и националисты из «УПЦ КП», которые готовы будут поддержать кучку автокефалов из УПЦ МП всеми силами. Так что ситуация радикального и массового противостояния в этом случае неизбежна.
А для православных людей в этой надуманной проблеме вопросов не возникает: на них давно ответили святые. И своей жизнью, и своими словами они засвидетельствовали вечное духовное единство Русской Земли, включая и Малую, и Великую, и Белую Русь. Родившаяся на Псковской земле и просиявшая христианской верой в Киеве равноапостольная Ольга, она - кто? «Великая украинка», как порой ныне пишут необандеровцы, или все же общерусская святая? А кем был ее внук, равноапостольный Владимир, правивший сначала в Новгороде, а затем в том же Киеве?
А, например, святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси, наоборот, родился в Галицко-Волынском княжестве, среди предков нынешних «западенцев», а потом стал архиереем в Москве и духовно окормлял предков современных «москалей».
Неудивительно, что все наследники тех древних святых, жившие уже в 20 веке, когда проблема украинской автокефалии была искусственно раздута русофобскими силами, высказывались об автокефалии очень негативно.
Так, прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря / 11 января), почти наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефального движения на Украине, говорил: «Откалываться и отходить от Матери - Русской Православной Церкви - величайший и непростительный грех и в сей жизни и в будущей - это хула на Духа Святаго».
Ныне неообновленцы делают нелепые и смешные попытки оспорить эту фразу, приписать эти его слова «экзальтированному окружению святого». Но я лично знаком с некоторыми духовными чадами прп. Лаврентия, дожившими до наших дней. Они в один голос говорят, что он много раз это повторял, и тема единства Церкви была одной из любимых тем в его проповедях. Это доказывает и его «Житие», изданное по личному благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, которого сложно заподозрить в некоем «великорусском шовинизме».
А материалы, пытающиеся опровергнуть эти слова великого святого, появляются на Интернет-сайте «Православие в Украине», который создан и контролируется архиепископом Александром (Драбинко), осужденным, как мы помним, Синодом УПЦ МП за хулу на Святого Духа, недостойный образ жизни, интриганство.
Впрочем, все попытки неообновленцев «доказать», что прп. Лаврентий Черниговский такого не говорил, не имеют никакого смысла. Ибо и все остальные святые выражались об украинской автокефалии так же негативно. Так, об этом еще более жестко говорили священномученики Прокопий Херсонский и Владимир (Богоявленский), которые своей кровью засвидетельствовали верность Христу.
Не так давно Святейший Патриарх Кирилл во время своего первого визита на Украину, показавшего единство церковного народа со своим архипастырем, тоже сказал несколько важных тезисов на эту тему. Например, что автокефалия – это чисто политический проект, не имеющий массовой поддержки, что этот проект нанес бы удар по всему общему для братских славянских народов историческому церковному преданию. Безусловно, как мы уже говорили, это так и есть. За автокефалию УПЦ выступают единичные и совершенно неадекватные ветераны майдана из УПЦ, которые грезили и грезят «интеграцией Украины в ЕС», построением здесь «эффективной демократии европейского типа», и прочими фантастическими, заведомо неосуществимыми благоглупостями. Если бы они, бесплатно мерзнувшие на майдане, бесплатно пишущие в интернете и в газетах, устно агитирующие всех окружающих за свои политические идеи, тратили столько же усилий на молитву и благочестивые дела, то, наверное, быстро сподобились бы святости и еще при жизни стяжали разные дары Духа Святого. Пока же, судя по их озлоблению и политическому фанатизму, в них действует совсем другой дух, и сподобиться они могут совсем других вещей... Речь, разумеется, здесь идет об искренних сторонниках автокефалии, а не о ее проплаченных сторонниках.
Духовная слепота совершенно неизбежно приводит либеральных маргиналов и к слепоте политической. Тогда как для духовных людей все наоборот. Вспомним, какие мощные политические прогнозы делал cв. Николай Сербский, с высот богословия из патриотизма спускавшийся до более мелких земных проблем. Он предвидел Вторую Мировую, балканские войны, метко оценил деструктивную роль в этом грядущем процессе Ватикана, Германии, США. Все потому, что у него вера в Бога стояла на первом месте. С украинскими автокефалистами, одержимыми политическими еврофреническими идеями, все совсем наоборот. Поэтому вся жизнь многих из тех из них, кого лично или заочно знает автор, это цепь блужданий. Блужданий по сектам, по трастам, по майданам. Призадуматься бы, больше молится, поститься, учиться смирению, а не строить дерзких планов глобального административного переустройства Церкви, которые вообще-то - прерогатива Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла и Поместного Собора РПЦ. Но раз уж им так важна политика, скажем кое-что и об их идеологических химерах.
Зачем им нужна «независимая церковь»? Чтобы быстрее вступить в ЕС! Выйти из-под «ярма» «тоталитарной-церкви-кровавой-гебни». Тогда уж их там якобы точно встретят «на ура!». Так мыслят околоцерковные еврофреники. Но вступление Украины в ЕС НЕВОЗМОЖНО! Украину туда никто и никогда не звал, никаких программ вступления, подобных польским или чешским, не подписывалось. Все время руководители Евросоюза в мягкой и не очень мягкой форме заявляли, что вопрос о членстве Украины в ЕС даже не рассматривается. Что касается второго варианта, то в свое время тогдашний руководитель Еврокомиссии Романо Проди в сердцах заявил, что шансы Украины на вступление в ЕС - такие же, как у Новой Зеландии с Арменией.
К украинским обновленцам даже слово «политическое православие» не вполне подходит. Ибо политическое у них есть, даже слишком, а вот православного - маловато будет...
Когда же националисты-либералы получат, наконец, свою «независимую-автокефальную-толерантную-модернизированную-церковь»? Сразу после вступления Украины в Евросоюз! А когда же Украина вступит в Евросоюз? А после находки сокровищ гетмана Полуботка, которые найдутся сразу после успешного переселения жителей перенаселенной киевской Троещины на Марс...
Невменяемость «канонических раскольников» совершенно очевидна…
Почему же мы уделяем столько внимания этому абсурдному, утопическому проекту? А потому, что попытки осуществить нереальное могут вызвать вполне реальную смуту. Реальные расколы. Все эти майданные мечтатели уже не раз вызывали своими «реформами» жестокие кризисы во власти и экономике. Теперь они желают еще и «реформации» Церкви. И хотя либеральных маргиналов в УПЦ единицы, за ними стоят серьезные силы. Будем все же надеяться на то, что глас Божий да и просто голос разума вразумит, наконец, заблудших околоцерковных «оранжевых» фанатиков. К счастью, такие примеры уже есть.
Игорь Друзь, председатель «Народного Собора» Украины