Илья Глазунов: Восстановление монархии будет благом

Илья Глазунов: Восстановление монархии будет благом

Илья Глазунов в представлениях не нуждается. Один из ярчайших представителей русской реалистической школы, он – автор таких широко известных полотен, как «Возвращение», «Мистерия ХХ века», «Великий эксперимент», «Вечная Россия»…

Выставки Глазунова каждый раз проходят при полном аншлаге, его картины представлены в ведущих музеях страны, а короли, президенты, актеры и прочие знаменитости заказывают у него свои портреты.

Через творчество художника красной нитью проходит боль за поруганное, страдающее и униженное Отечество и страстная вера в его будущее возрождение. Кстати, известен Глазунов и как писатель – в книге воспоминаний «Россия распятая» он делится своими взглядами на российскую историю и современность.

Сегодня знаменитый художник размышляет о вызовах, стоящих перед нашей страной.
 
«Восстановление монархии будет благом – лакеи не могут управлять страной»

Наша страна переживает одну из самых страшных смут в своей истории, которая поставила на грань уничтожения наш народ, государственность, религию и создаваемую веками великую культуру. Как нам быть в этой непростой ситуации? Я считаю, что «изобретать велосипед» или копировать чужие модели – значит, еще больше усугублять смуту. Спасение России от дальнейшего распада лежит через возвращение к ее национальным истокам, ведь только с опорой на исконно русские традиции мы можем вернуться на естественный для нас путь развития.

Я – убежденный сторонник самодержавной монархии. Поэтому мне непонятна тенденция так называемой «демократии» выбирать правителя на четыре года, как это принято в Америке и Европе. Первый год человек изучает ситуацию, вживается в новую роль, приобретает управленческий опыт. Незаметно проходят второй и третий. Лишь на четвертый год такой президент начинает всерьез задумываться о том, что же ему дальше делать со страной. Но тут начинаются новые выборы, которые уже давно превратились в соревнование «денежных мешков», незаметное для народа за дымовой завесой шоу-бизнеса.

Считаю, что президент должен быть на своем посту не менее восьми-десяти лет. Чем дольше он правит во благо многонациональной России и русского народа в частности, тем лучше для государства.

Помню, как-то в Японии во время моей выставки один благожелатель предложил мне на определенное время, а то и на несколько лет, взять себе женщину-гейшу, которая будет выполнять все обязанности жены. К чему я это говорю? Как гейша отличается от верной и на всю жизнь тебе данной супруги, так и священная монархия с древних времен отличается от президентов американского типа. Поэтому благом для России будет возрождение монархии, когда помазанник Божий правит страной не ради денег и славы, а ради славы Отечества и народного блага.

Я утверждаю, что все наши цари и императоры были наделены великими государственными способностями. Вся славная история русского народа есть торжество и блистательные результаты проведенных самодержцами реформ, начиная от первого русского царя Ивана Грозного и заканчивая последним императором Николаем II, в царствование которого народонаселение России прибавилось на 30 миллионов человек! Неслучайно вековечные народные мудрости гласят: «Где царь, там и правда», «Воля царская — закон», «Без царя народ сирота».

Почему я против так называемой «демократии» в России? Это особый и сложный разговор. Еще Сократ вопрошал в Древней Греции: могут ли сто глупцов выбрать одного умного, а сто трусов создать одного героя? Ответ очевиден: не могут. При этом до февраля и октября 1917 года в нашей стране процветала самая настоящая народная демократия. Яркий тому пример – искусство, в котором доминировал реализм — подлинно демократичное, понятное народу искусство,  которое ныне уничтожаемо авангардным террором вседозволенности. При царе величайшая гражданская свобода заявляла о себе во всех многочисленных течениях духовной и экономической жизни России. Мы полмира кормили хлебом, производя 20 процентов зерна от мирового сбора и 28 процентов от сбора США, Аргентины и Канады, вместе взятых. А сколько добывалось угля, нефти, семимильными шагами развивалась металлургия!

Во времена столыпинских реформ крестьянам, уезжающим в Сибирь, бесплатно выдавалось столько земли, сколько они могут обработать. Им выделялся банковский кредит на 51 год под 2 процента, и государство частично покрывало ссуду. Крестьяне так богатели, что некоторые могли даже выписывать себе трактора из Америки! Разве это можно сравнить с «демократическими» реформами наших дней, когда гражданин, беря кредит на квартиру (пресловутая ипотека), выплачивает сумму с грабительскими процентами, становясь фактически рабом банка на всю оставшуюся жизнь?

Я считаю, что абсолютно каждому народу (не только русскому) нужна сильная рука правителя, поскольку лакеи не способны управлять государством. До XX  века человеческое общество делилось на сословия, каждое из которых имело свое назначение, обязанности, честь и свою сословную красоту духовного мира. Об этом говорится в древнейших священных книгах человечества Ригведе и Авесте, созданных задолго до Рождества Христова. И во все века соблюдалась строгая иерархия. Однако в XX веке вековечные законы человеческого бытия были повсеместно нарушены, а мир залит кровью в разгуле безбожного атеизма. В России, когда в 1917 году большевики захватили власть, произошел самый безжалостный геноцид духовенства, дворян, купцов, военных и крестьян. Последствия красного террора особенно ясны в наше время. По подсчетам Дмитрия Ивановича Менделеева, население России к середине XX века должно было составлять полмиллиарда человек, однако сегодня нас чуть больше 140 миллионов. Именно поэтому я считаю, что для возрождения нашей страны в первую очередь необходим нравственный идеал и монархическое правление, а не хаос и вседозволенность современной «демократии».

Проблема еще и в том, что узкая прослойка завладела богатствами, которые нам даровала природа, либо которые создавались трудами нескольких поколений наших предков. Испокон веков в любой стране природные богатства — леса, реки, нефть, уголь, газ — принадлежат государству, заинтересованному в процветании и благополучии своих граждан. Сегодня все основные национальные богатства России стали добычей и «законной собственностью» неведомо откуда всплывших, так называемых, олигархов. Ими провозглашен и реально проводится в жизнь лозунг «удаления» государства из экономики. Зачем же тогда вообще государство? А ведь его хотят низвести до жалкой роли мытаря, сборщика налогов, к тому же едва ли не самых низких в мире, на которые оно должно содержать армию и полицию, образование и культуру и многое другое. Поэтому выход я вижу только в решительном усилении роли государства, которое должно вновь национализировать многие отрасли народного хозяйства и экономики.

«Надо остановить геноцид русских» 

Одна из главных бед современной России – это, конечно, демография. Я с болью смотрю на то, с какой скоростью вымирает сегодня наш талантливый и долготерпеливый народ, построивший великое государство, создавший уникальную культуру и принесший прогресс на гигантские просторы Евразии. Поэтому, если мы всерьез обеспокоены проблемой сохранения нашей страны, то правительство должно обеспечить социально-экономическую поддержку семьи. Не дай Бог, с лика Земли исчезнет русский народ, который погибал миллионами в горниле революций, войн и шоковой терапии 1990-х годов! Ведь если он исчезнет, то Россия прекратит свое существование, и ее заменит конгломерат других народностей.

Увы, но сегодня только за произнесение слова «русский» часто можно услышать обвинения в ксенофобии, национализме и даже фашизме. Но разве любовь к своему народу предполагает пренебрежительное отношение к другим народам и культурам? Ни в коем случае! Россия – это многонациональная страна, похожая на гигантский оркестр, в котором каждый народ играет на своем музыкальном инструменте, обогащая общее звучание своими яркими национальными красками. Левитан, еврей по национальности, по праву считается гением русского пейзажа. Бенуа — французского происхождения, Рерих – скандинавского, Растрелли – итальянского. Или вспомним Екатерину II, великую царицу-немку, которая жила исключительно интересами России, присоединила Крым, который мы потеряли при русском Хрущеве.

Но, признавая важность других народов и племен, сегодня нужно уделить особое внимание именно русскому народу, который явился создателем и государствообразующим народом нашего государства. Это понимал даже кровавый Иосиф Сталин продолжатель дела Ленина, уничтоживший наше крестьянство, утопивший страну в крови и взорвавший сотни православных церквей. Когда во время войны Джугашвили увидел, что никто не хочет умирать за Фридриха Энгельса, Карла Маркса и даже за Клару Цеткин, он, ненавидевший все русское, увидел свой последний шанс в апелляции к русскому патриотизму. Он воззвал к именам великих предков – Александра Невского, Дмитрий Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова». И даже частичный поворот советского государства к русским национальным традициям помог выиграть ту страшную войну, сохранить самобытность славян и спасти еврейский народ от полного уничтожения. Неслучайно на приеме в День Победы в Георгиевском зале Кремля Сталин произнес тост в честь великого русского народа.

Сегодня, увы, мы продолжаем наблюдать катастрофическое сокращение русских. Я знаю, что  миллионы русских находятся в бывших союзных республиках, населению которых они принесли развитие экономики и культуры, а сегодня над ними нависла угроза быть людьми второго сорта, только потому, что они русские.

Но самое страшное – геноцид нашего народа продолжается из-за алкоголизму, свободному сбыту наркотиков и разгулу преступности, проституции. Это всё следствие растущей безработицы, когда за последние десятилетия закрылись сотни предприятий, фабрик, заводов, колхозов. Когда мы говорим о демократии в Америке, то почему-то забываем о главном, что в США существует смертная казнь, а героем многочисленных голливудских фильмов является полицейский, тогда как у нас почему-то не существует смертной казни для преступников, которые множатся в нашей стране. А в Китае, как известно, устраивают показательные казни государственных воров и наркоторговцев.

«Обязанность государства – пропагандировать настоящее искусство»

Истинное предназначение искусства состоит в том, чтобы бороться за возрождение духовности, за понимание добра и зла в мире, отражая реальность и гармонию Божьего мира, помогать воспитанию новых поколений и способствовать появлению национальной волевой элиты. В том смысле, какой в эти слова вкладывал великий русский философ Иван Ильин, писавший много об упадке и грядущем подъеме России.

Почему-то в наши дни утверждается так называемое современное искусство, продолжающее традиции русского авангарда 20-х годов. В те годы был создан знаменитый квадрат Малевичем, который ратовал за закрытие музеев, называя их гробницами искусства. Именно тогда в годы военного коммунизма появились художники УНОВИСы – утвердители нового искусства. Они называли себя и только себя представителями авангарда передового коммунистического искусства, стремившегося вместе с диктатурой пролетариата завоевать весь мир, организуя хаос и травлю художников, процветающих при царском режиме. Мы знаем сколько художников было вынуждены покинуть свою родину и умереть в изгнании от Репина, Коровина, Ал. Бенуа, Малявина и многих других. Ленин и Ко поддерживали самозваных, пролетарских художников материально и политически, сделав авангард государственным искусством завоеванной России. В 30-е годы убедившись, что народ далёк от понимания унылого авангарда, Сталин создал пропагандистское искусство – социалистический реализм. Получая Нобелевскую премию, Альберт Камю назвал соцреализм – реализмом того чего нет. И мне кажется непонятным и непростительным, что в новой демократической России, завоевавший мир авангард, снова фактически становится государственным официальным искусством. На закупку давно устаревшего авангарда, который теперь называется «актуальным» искусством, «концептуализмом» и т. д. и т. п. выделяются государственные средства и их поддерживают многие олигархи столь не похожие на Третьякова, Мамонтова и других русских меценатов. Почему не искусство выдается за искусство? И почему министерство культуры России разыскивает хулиганов нарисовавших на Литейном мосту половой орган, чтобы вручить им премию за новаторство в современном искусстве!

Демосу-народу должно быть понятно искусство, которое только тогда может быть названо современным и демократическим. Демос-народ – это мы с вами. И мы не приемлем, так называемого, современного искусства! И разве можно говорить о современном небе, о современном шуме прибоя. Некоторые пытаются разные шумы и звуки назвать современной музыкой, но мне думается, что всегда современным будет Бах, Чайковский, Вагнер, Мусоргский и Рахманинов. Но в изобразительном искусстве другое: вечная современность заменяется яростно поддерживаемым современным искусством. Виктор Михайлович Васнецов однажды так охарактеризовал своё творчество. Моё искусство – есть свеча, зажжённая перед ликом Божьим.

Воспоминания художника 
 
О далеких предках 

Я – коренной петербуржец. Мои предки более 200 лет жили в Петербурге.

Со стороны матери мой род –  древний, дворянский. Восходит он к легендарной славянской королеве Любуше, жившей в VII веке и основавшей Прагу. По семейной легенде у  Любуши не было мужа, и она решила пустить своего златогривого коня в поле, всем объявив: «Перед кем он остановится, тот и будет моим мужем». Сама королева ехала сзади со свитой в золотой карете, пока конь не домчался до бескрайнего поля, где пахал одинокий красавец-пахарь, и пел песню. Конь остановился перед ним и ударил копытом в землю.

Мой прадед Константин Иванович Арсеньев был известнейшим историком, географом, основателем русской статистики и воспитателем Царя-Освободителя Александра II. И я горд, что мне удалось спасти  любимый многими храм Спаса на Крови, построенный на месте, где смертельно был ранен император Александр II.

Об отце 

Мой отец был любимым учеником и другом Питирима Сорокина, который сегодня известен и уважаем как историка и основателя факультета социологии в Гарвардском университете. Его труды изучают в университетах всего мира.

В Петербурге мы жили на углу Большого проспекта Петроградской стороны, который почему-то в советскую эпоху назывался проспектом Карла Либнехта. Наша семья  ютилась на первом этаже в трех маленьких комнатах. В кабинете моего отца висела картина — Сикстинская мадонна Рафаэля, лежали старинные книги. Он был доцентом Ленинградского университета. В 1937-ом году отец ложился спать в одежде. И мама ему говорила: «Сережа, что ответить Илье, почему ты ложишься спать в пиджаке и в брюках». Он ответил: «Я не хочу при НИХ одеваться». И я помню, как  ночью в наш двор приезжала машина и кого-то увозила. В эти минуты мама всегда в страхе просыпалась.

О блокаде 

Когда нацисты подступали к городу, наша семья находилась в Вырице. Мы были последние, кто успели сесть в поезд, который шел в Ленинград. Мама положила меня на скамейку. Думая, что я заснул, спрашивала пассажиров: «А если начнется обстрел, пуля достанет сына, если я его накрою собой?» «Не знаем, мамаша! Может и достанет», – отвечали ей.

Ленинград был не узнаваем. Везде плакаты: «Родина мать зовет», кресты на окнах. И с каждой неделей город становился все ужасней. Мама уже не вставала и говорила мне: «Не бойся, маленький, мы все умрем». И все умерли. Меня спас мой дядя – брат отца, который работал главным патологоанатомом Северо-Западного фронта и вывез меня на машине по Дороге жизни.

Два года я прожил в деревне в Новгородской губернии. Она называлась Гребло и раскинулась на берегу озера Великое. Я узнал тогда жизнь русского крестьянства. (Все, кроме инвалидов, были на фронте). Еще сохранились эти старинные избы, потемневшие от времени иконы по углам. Летом в колхозе я работал подпаском, ходил в школу за два километра в село Кабожа.

Потом я вернулся в Ленинград в 1944 году, когда только-только сняли блокаду. Мне было почти четырнадцать лет, когда я поступил в среднюю художественную школу.

Источник: Невское время

Написать комментарий