ВЕРУЮЩИЕ ДОБИЛИСЬ ОТМЕНЫ КОЩУНСТВЕННОЙ РОК-ОПЕРЫ

ВЕРУЮЩИЕ ДОБИЛИСЬ ОТМЕНЫ КОЩУНСТВЕННОЙ РОК-ОПЕРЫ

Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" Санкт-Петербургского рок-оперного театра отменена в четырех из пяти городов Белоруссии из-за протестов православных верующих. 

Пресс-служба театра с некоторым негодованием отозвалась о сложившейся ситуации и выразила надежду, что "попытки радикальных церковных кругов диктовать свою волю, ограничивая свободу слова и регулируя культурный контекст, все же получат должную оценку и не повлияют на возможность организации гастролей театра "Рок-опера" в дальнейшем".

Правильны ли действия православных верующих, помогут нам определить следующие рассуждения. 

Постановки на христианские сюжеты лишь вводят зрителей в заблуждение, показывая духовное через душевные чувства. «Театральная» духовность уводит людей от религии, а значит, от спасения души. Еще в первые века христианства Святые Отцы Православной Церкви чётко дали определение театра как соблазна, приносящего гибельный вред душе, не разделяя театральные действа на «вредные» и «полезные».

Об этом писали свт. Василий Великий, св. Киприан Карфагенский, большое внимание уделял проблеме театра и зрелищ свт. Иоанн Златоуст. А Тертуллиан в «Трактате о зрелищах» пишет: «Предположим, что на зрелищах происходят иногда вещи в самом деле приятные, простые, скромные, не безчестные. Но вспомним, что обыкновенно яд смешивается не с желчью, а с сладкими и вкусными жидкостями. Так всегда дьявол поступает: он кроет яд свой в яствах наиболее приятных и лакомых. Обращай внимание не столько на удовольствия, сколько на опасность неминуемо сопряжённую с этим удовольствием». Св. Иоанн Златоуст в «Слове против зрелищ» называет театр училищем страстей и местом блудодеяния и прелюбодеяния духовного. 

Шестой Вселенский собор строго запрещает христианам и клирикам участие в зрелищах, как в качестве актёров, так и в качестве зрителей. В случае нарушения сего правила миряне отлучаются от Церкви, а клирики извергаются из священного сана (см. Правила 24 и 62 VI Вселенского собора). Напомним, что столь строгие меры касается и зрителей.
Вспомним также, что в нашей истории есть момент, который со всей очевидностью выявил духовную сущность театра. В 1917 году новая богоборческая власть, изгоняя Бога из сердца человека и насаждая вместо этого дух сатанинский, заменила церковь на клуб, где приобщаться театра и кино могло большое количество людей. Всенощную заменили вечерние представления, в бывших храмах алтарь превращён был в сцену, иконостас в занавес или экран, а место предстояния людей перед Богом - в зрительный зал...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский за много лет до революции предвидел эту страшную подмену церкви театром и предупреждал любителей зрелища об опасности увлечения ими: «В театре многим приятно чувствуется, а в церкви - тяжело, скучно, - отчего? Оттого что в театре всё прекрасно подлажено чувственному человеку, и диавола мы там не трогаем, и он нам делает удовольствие, не трогает нас: веселитесь себе, друзья мои, думает, - только смейтесь, да Бога не помните... Театр и церковь противоположности. То - храм мира, а это храм Божий; то - капище диавола, а это - храм Господа». 

Так можно ли говорить о совместимости театра с церковью, о том, что театр или кино могут послужить Господу, ко  спасению человека?

Андрей Полунин

 

 

Написать комментарий