«Я БЛАГОДАРЮ БОГА ЗА ЭТОТ УРОК»
В наши дни среди православных распространены идеи отказа от цивилизации, желание перебраться в сельскую местность и содевать свое спасение вдали от загрязненных отходами промышленности и продуктами человеческой жизнедеятельности и погрязших в духовных нечистотах мегаполисов, на земле. Такие стремления вполне оправданны, но сегодня расскажем и о другой, далеко не безобидной попытке изменить образ жизни в ответ на негативные тенденции в современном обществе. Хочется предостеречь, призвать читателей к трезвомыслию и твердому осознанию того, что борьба с глобализацией и противостояние экуменизму возможны только в лоне Единой святой Соборной и Апостольской Церкви, вне которой нет и не может быть истинного Православия и душевного спасения.
– Анастасия, на пути к вере, перед тем, как прийти к Православию, Вы оказались в кругу людей, отделившихся от Православной Церкви. Расскажите, пожалуйста, как это произошло?
– Я жила в Уфе, работала в банке, моя работа была связана с общением с людьми. Так я познакомилась с одним человеком, старше меня, ему было за 50 лет. Он привлек меня тем, что завел беседу о духовных предметах и о происходящем в современном мире. Например, говорил о том, что сейчас повсюду очень много лжи и обмана. На тот момент я не была воцерковленной, но душой чувствовала фальшь в обыденной жизни. Поэтому я потянулась к этому человеку, мы начали встречаться и общаться. А так как у него была машина, он возил меня по святым местам Православия. Мы были в Дивееве, в Оптиной Пустыни, у блаженной Пелагеи Рязанской, проехали по Удмуртии, Челябинской области…
Он был татарин, но православный; его звали Шамиль, а в Крещении – Рафаил. Его поведение, на первый взгляд, не выдавало в нем ничего особенного. Только одно обстоятельство меня насторожило. Когда мы приехали в Оптину Пустынь и зашли в храм, где на ектенье в тот момент поминали Святейшего Патриарха Алексия II, мой знакомый стал мне объяснять, что это заблуждение, «антихристово дело».
Паломничая, мы останавливались у различных местных «подвижников», людей примерно таких же взглядов, как я потом поняла, ушедших из Церкви. Таким образом я познакомилась со многими ревнителями, к сожалению, не по разуму. Но уже тогда душой все-таки чувствовала, что что-то тут не правильно, что эти люди где-то «перегибают палку».
– Можете рассказать какой-нибудь яркий случай?
– Под Дивеево мы познакомились с одной женщиной. В свое время, живя в Москве, имея квартиру, приличную работу, она услышала голос: «Люди Мои, выйдите из Вавилона!» Этот голос она приняла за Божий глас, оставила все и уехала в глухомань, ушла и из Церкви. Не знаю в подробностях ее жизненный путь, но помню, что подвизалась она очень уж усердно. Жила в разрушенном храме, где для обогрева стояли какие-то печки, которые практически не отапливали помещение. У этой женщины мы ночевали. У нее хранилось много книг, различных листовок про последние времена… Но при этом в ее взглядах и высказываниях была путаница. Сейчас, общаясь с православными людьми, я вижу кардинальное различие: у них в душе все мирно, они живут спокойно и спокойно исповедуют свои убеждения…
– А Вы не интересовались у своего знакомого, как он пришел к вере?
– Крещение Шамиль принял лет двадцать назад, от православного священника, в православном храме. Но потом, практически сразу, он познакомился с неким так называемым «старцем». Это был пожилой мужчина, который «странничал» на Украине, ходил по домам и, считая себя достойным каких-то откровений и видений, передавал их принимавшим его людям. В итоге он увлек за собой нескольких женщин; они все оставили и уехали вместе с ним в глушь Башкирии, в сельскую местность, «подвижничать» и «спасаться».
– А этот «старец», последователем которого стал Ваш знакомый, относил себя к какой-то религиозной организации? Как его ученики смотрели на церковные Таинства?
– Он считал, что у него своя «церковь», и почитал себя при жизни святым. И его последователи тоже так думали, поэтому у них не возникало желания обращаться к кому-то за духовным советом. Умер «старец» около десяти лет назад. То есть я, слава Богу, уже его не застала в живых.
Как Шамиль и другие последователи относились к Таинствам Церкви при жизни «старца», не знаю. Но когда я переехала к ним в деревню и стала «подвизаться» вместе с ними, мне объясняли, что да, исповедь, Причастие и прочие Таинства действительно где-то существуют, все это истинно и спасительно, но так как сейчас нет возможности участвовать в Таинствах – везде отступничество и прелесть, то мы должны просто молиться и искать – у Шамиля красной нитью через все беседы проходила тема поисков каких-то катакомб…
– Вы сказали, что переехали к последователям «старца» в сельскую местность. Как это случилось?
– Шамиль познакомил меня с последовательницами «старца», которые обитали в деревне, находящейся в четырех-пяти часах езды на машине от Уфы. Там не было электричества и водопровода, воду набирали из ручья, продуктами питались теми, которые привозил им Шамиль, и тем, что выращивали сами на огороде. Глядя на все это, мне тоже захотелось так «подвижничать».
– А как Вы ушли от этих людей?
– Как меня Господь оттуда вывел – это настоящее чудо.
Наступила Четыредесятница – мой первый в жизни пост. На Страстной Седмице к нам в гости приехала дочь одной из женщин с семьей – мужем и детьми, ее звали необычным именем – Иония. В детстве она жила там, с ними, но потом уехала в город, вышла замуж и уже не разделяла их взглядов. В нашем доме было мало места, и меня попросили на время перебраться в соседний, где никто не жил. Я этому только обрадовалась – не хотелось суеты, все-таки Великий Пост, «подвиги»… А в том доме, у женщин, оставалось много моих вещей, которые я перевозила из города и которыми они не пользовались, и я решила отдать их Ионии. Но так как отношения между ней и последователями «старца» были напряженные, мы договорились, что я перенесу эти вещи в другой дом, а они с мужем потом их заберут. Но женщины и Шамиль заметили, как я переносила вещи, и решили, что я хочу от них сбежать и через Ионию уже переправляю свой скарб в город. Они очень испугались, что я их «сдам», расскажу всем о «старце» и поселении, а ведь кругом одни «враги»…
Я отнесла вещи, выхожу из дома и вижу такую картину: Шамиль и муж Ионии, Сергей, дерутся. Шамиль в ярости, набросился на него с кулаками, хочет побить, но Сергей крепче и удерживает Шамиля. У меня был шок: как же так? «Благочестивый христианин», Великий Пост, Страстная Суббота, а тут… С этого момента началось мое отрезвление, я поняла, что это просто непредсказуемый человек, который способен на все. И когда я через некоторое время подошла к Шамилю, он приказал мне: «Собирай ВСЕ свои вещи!» Посадил меня в машину и повез. Я не знала, чем это закончится, но ожидала, что он будет меня всю дорогу третировать или вообще завезет куда-нибудь и убьет. Но Господь сохранил – за время пути он не вымолвил ни слова, привез меня в Уфу, высадил перед домом, выгрузил все пожитки и сказал напоследок: «Чтобы я тебя больше никогда не видел и не слышал! Чтобы ты никому ничего не говорила про нас и про старца! Все!» Хлопнул дверью машины и уехал. Таким образом накануне Пасхи, в субботний вечер, я оказалась дома, целой и невредимой, и считаю это великой милостью Божией.
– Как же Вы пришли в Церковь?
– После всего случившегося мне предстояло много работы над собой, исканий, я пыталась разобраться, что же там было правильно, а что нет. Слава Богу, я пошла в православный храм на исповедь, покаялась, рассказала все священнику; мы беседовали долго, распутывали клубок моих сомнений и недоумений.
– Имея такой опыт за плечами, что сегодня Вы можете сказать о ревнителях не по разуму, уклоняющихся от Церкви? Как не попасть в сети вражии?
– Я благодарю Бога за этот урок, потому что на опыте познала, в какие дебри может завести неразумная ревность. Многие сегодня говорят: «Нельзя поминать Патриарха», «нельзя причащаться». А дальше-то что, к чему вы ведете? Будете основывать свою «церковь»? Или искать что-то «лучшее», какие-то «катакомбы»? А что в итоге? Это будут все новые «катакомбы», «катакомбные катакомбы», от «катакомбников» «катакомбы» и так далее. Поэтому тем, кто общается с людьми, призывающими не поминать Патриарха или не ходить в православные храмы, надо остановиться и подумать: а к чему они ведут, куда?
Еще по опыту могу сказать, что если человек чувствует в сердце помыслы сомнения, неверия, хулы на Православную Церковь, святые Таинства, какое-то смущение, то надо стараться как можно меньше соприкасаться с тем, кто или что их провоцирует. Лучше всего читать Святых Отцов, молиться, найти духовного руководителя, твердо стоящего в истине и Церкви, почаще ему исповедоваться, открывать свои недоумения и просить вразумления.
Беседовала Серафима Смолина