На Россию нужно смотреть из вечности
На сайте «День литературы» только что выставлены, видимо специально, две противоречащие друг другу работы. Одна обеляющая Ленина, поющая ему осанны. Он и такой великий, и мудрый такой, и с царизмом покончил и империю нового типа создал. А уж как дети его любили. Прямо такой душка. Другая: Ленин - враг России, желал ей поражения в войне с Германией, богоборец.
Думаю, обе найдут себе сторонников. Но вот что хочется сказать. Они же не будут способствовать примирению сторон, напротив, будут их и дальше разделять. А как направить пафос и знания сторон к пониманию, что всё в мире решается не интеллектом, не знаниями, а пониманием, что в основе жизни на земле Божественное начало, как?
Человека создал Господь Бог. Создал Словом. А Слово это есть Иисус Христос. Здесь водораздел, пропасть. Россия приняла Христа, стала Домом Пресвятой Богородицы, а почти весь остальной мир Христа не принял. Или, как Европа, притворился, что он тоже верит в Бога. Только вот в какого?
Именно на Христа восставали всегда революционеры всех мастей. Именно с безбожия началась Французская революция, которая для Ленина была всю жизнь примером. Учился у палачей. И превзошёл их своей ненавистью ко всем, кто был с ним не согласен. Что повторять его истеричные приказы: «повесить, расстрелять как можно больше»…
России он не знал, человек книжный, ученик Маркса и Энгельса, ненавидевших Россию.
Да ведь и Сталин её, по сути, не знал. Хотя ссылки пошли ему на пользу. Всё-таки Сибирь - Россия. И семинария даром не прошла. И судьба его укрыла от западных учителей. А вожди вождей, американцы, англичане, и германцы, его в расчёт не брали. Они поставили: одни на Троцкого, другие на Ленина. Тем и другим, опять же, дела не было до крестьян, им золотишко подавай. Тратить они могут только тогда, когда взамен получают сумму, превышающую их траты в сотни раз.
Но, опять-таки, и эти вожди вождей, Рокфеллеры всякие, плюс масоны, - все они игрушки в руках Сатаны-Велиара, в его вековечной злобе ко Христу. И в этом противостоянии смешно говорить о величии кого бы ни было. Атилла, Чингиз-хан, Мамай, Наполеон, через запятую Гитлер, - всё это однородные члены, пешки в руках Мирового зла, которое и есть воплощение древнего Змия. А они, якобы вершители судеб, настолько добры и злы, насколько вселился в них дух добра или зла.
Так и Ленин. Месть за старшего брата, пример Парижской коммуны, начитанность безбожными мыслителями - вот и характер. Не Иоанна Златоустого читал, не Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, а гегеля-бебеля, да спорил с «ренегатом Каутским». Да славил забастовки лионских ткачей. Своих-то потом за забастовки расстреливать будет.
Смотришь сейчас на пустые улицы, на продолжающих что-то из себя изображать депутатов, слушаешь дежурную болтологию записных говорунов, - и смешно и грустно. Конечно, и это пройдёт. Но если выйдем из нашествия вируса прежними - дело плохо. Нашествие это Господом допущено для вразумления. Как сто раз бывало. И опять?
Сколько можно надеяться на Божие долготерпение и милость Его? Потопом вразумлял, из египетского и вавилонского плена выводил. Содомом и Гоморрой показывал, к чему ведёт разврат. Публичные дома Помпеи огненной лавой заливал, Карфаген (опять же за мерзость содомскую) разрушил, что ещё?
То есть все наказания в истории были только по людской вине. Сами себя уничтожали свои непотребством. Только и всего. Силён враг спасения: внушает желание жить лучше, а не лучше становиться, вот и весь секрет наших несчастий. То есть опять катимся к следующему обрыву. А там и Страшный суд. Не заждёмся. Теперь это уже яснее ясного. Все признаки конца света налицо.
Ясно это? Нет, опять традиционное недовольство и болотное квакание неореволюционеров. Казалось бы, чего не жить: не в рванье ходят, с утра завтракают. Но, видно, не наболтались, не наворовались. Всё им неладно. И это жизнь? Как говорится: пока вы недовольны жизнью, она проходит. Жалко даже их.
Как не понять: Россия идёт за Христом, и только преданность Ему её спасает. Православие принёс на Землю Господь, остальные верования созданы людьми. Смертными. Буддой, Конфуцием, Магометом. Верна и безсмертна только Вера Православная. Кто бы ты ни был, кому бы ты ни поклонялся, судить тебя будет Христос. А для Него безразлично, кто ты есть: дворник или президент, Ему важно, какой ты. Добрый, сострадательный, жертвенный, полный любви к несчастным или жадный, завистливый, злой, развратный. Эти направо, эти налево. И никаких чистилищ. С каждым разберутся. Что заслужил, то и получай. Адвокатов не будет. Это здесь они неплохо кормятся, а там и сами пойдут под суд.
Сказано для тех, кто знает, что у Господа смерти нет, она убита на Голгофе, что день земной кончины - это рождение в жизнь вечную. В такую, которую здесь заработали. А кто не верит, тот скоро убедится в своём роковом неверии. Если даже кому-то осталось жить лет пятьдесят, это все равно крохотное время. Я вчера был ребёнком, сегодня седой старик. Так будет с каждым. Если он не Вечный жид и не Кощей безсмертный.
А что касаемо вождей, надо судить о них по мнению народному, оно безошибочно. Возьмём для лучшего понимания народные частушки.
«Ленин Троцкому сказал:// Пойдём, милый, на базар.// Купим лошадь карию,// накормим пролетарию».
Или: «Сидит Ленин на осине,// Троцкий выше, на ели.// До чего, христопродавцы,// вы Россию довели».
Всё очень точно. А вот:
А вот: «Эх, калина, эх, малина,// нет штанов у Сталина.// Есть штаны у Рыкова,// и те Петра Великого».
Но были и поощряющие вождя: «Сидит Гитлер на берёзе,// а берёза гнётся.// Посмотри, товарищ Сталин,// как он навернётся».
У нас в детстве была считалка, которой мы начинали игру в прятки. И кричали её на всё село: «Ленин, Сталин, Полбубей ехали на лодке. Ленин, Сталин утонули. Кто остался в лодке?» Дело ясное: Полбубей. И щёлкали по лбу. И никто никогда нас не останавливал.
Вождей нового времени народ не жаловал. Никита заслужил очень выразительную: «Эх Гагарин, эх, Гагарин,// ты хороший русский парень.// Ты летаешь на орбиту,// захвати с собой Никиту.// И, на радость всему люду,// звездани его оттуду».
Все эти частушки были, и пелись, при жизни тех, о ком они. И какое тут безгласие? Какая запуганность? Да русские - самый смелый народ. Всякий бывает. Но когда дело касается правды, справедливости, святынь, тут из сокровищ русской души поднимается и руководит поступками любовь к Богу и Родине.
В понятие власти у русских входит древнее правило: народ настолько предан царю, насколько тот предан Богу. И не примет православное сердце другой власти. Интуитивно. Как мы в институте называли в общении Карла Маркса? Кошмаркс. Сам виноват: попробуй его конспектировать. В Вятке нашей переименовали деревню Сидоровка именем Карла Либкнехта, старухи помогли названию звучать по-русски: Карлипкино. Пароход «Энгельс» звали «Звенгель». Легче произносить.
И, на десерт, частушка, уже совсем современная: «Мне сказали: Боря умер,// я и не поверила:// неужели в гроб засунут// эдакова мерина?»
Но есть пословица: «О мёртвых или хорошо, или правду». Её долго перевирали: «О мёртвых или хорошо, или ничего». Почему ничего? Почему это ничего? А правда тогда где?
Я процитировал это специально для молодых читателей, которым либералы загадили мозги грязью измышлений о России, как о стране людей диких, мало развитых, пьяных, не имеющих части с мировой элитой, золотым миллиардом. Конечно, не на русском языке писалась ведущая мире литература, не русские сочиняли музыку, без которой мир оглох бы, не русские написали и пишут дивные иконы и нетленные полотна, не русские голоса звучат, прославляя Бога и человека в храмах и концертных залах. Или я неправду говорю?
Или не русские первыми вышли в космос?
Зачем нам было гнаться, подобно католикам и протестантам за комфортностью жизни, нам хватало немногого, но всегда была потребность чистой души. Вот цель нашей жизни - соединиться со Святым Духом, войти в Малое стадо Христово, и в нём спастись. А в других местах спасения нет.
На Святую гору Афон приехал немецкий инженер, который монтировал оборудование для монастырской мельницы. За обедом стал превозносить немецкую технику. Преподобный Силуан спокойно заметил: Да, техника ваша хороша, слов нет. Но если бы русский ум был направлен на труды в области техники, ему бы равного в мире не было. Но он пошёл по наиболее трудному пути, пути познания Бога.
Взгляд на Россию даже с высоты тысячелетия все равно зауженный. Она заслужила взгляда с вершины вечности. Она именно в вечности живёт, а не во времени как другие. И Ленин в её судьбе - только эпизод.
Давно ли советская «синеблузая» молодёжь начала 20-го века распевала: «Долой, долой помещиков, долой, долой попов! Мы на небо залезем, разгоним всех богов!» Что сказать? Молодёжь всегда первая с ума сходит. Потом, в силу взросления, умнеет. Да и, кстати, песенка весьма православная. Какие боги, когда Бог один. Остальные сбоку припёка.
«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Творят, творяй, творяй чудеса. Творяй чудеса!»
Великое чудо сотворено с нами, православными: мы вошли в Малое стадо Христово! Нам сказано Спасителем: «Не бойся, Малое стадо, Я с вами во все дни до скончания века». И никто никогда не заставит нас перестать верить Слову Божию.
Владимир Николаевич Крупин, сопредседатель Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы