НЕЛЮБОВЬ ШМЕМАНА К АФОНУ
Святая Гора Афон – первый удел Пресвятой Богородицы во Вселенной. Монашеская жизнь на ней возникла едва ли не с первых веков христианства. Во времена Византийской империи она расцвела и с тех пор не прекращалась на Афоне. Здесь воссиял великий сонм преподобных Отцов, таких как Петр и Афанасий, Антоний Киево-Печерский, Григорий Палама, Максим Капсокаливит, Савва Сербский, Нил Мироточивый, Косма Этолийский, Паисий Величковский, Силуан Афонский. На Афоне просияли чудесами сотни всемирно известных чудотворных икон: Иверская, Достойно есть, Скоропослушница, Троеручица, Гликофелусса и многие другие. За многие века на Святой Горе сосредоточилось множество святынь: Пояс Пресвятой Богородицы, дары волхвов Господу нашему Иисусу Христу, мощи святого великомученика Пантелеймона, глава святого Андрея Первозванного, а так же множество мощей древних и новых святых. И сейчас на Афоне продолжается строгая монашеская жизнь, которая претворяет людей в земных ангелов и небесных человеков. Это афонские старцы Иосиф Исихаст, Паисий Эзнепидис и некоторые другие. Недаром святитель Григорий Палама писал об Афоне как о «месте, чье название одноименно со святостью, на границе мира и неба, - это Афон, очаг добродетели». Все это делает Святую Гору дорогой сердцу каждого православного христианина. «Я всегда с удовольствием читаю и слышу повести о тамошних отшельниках и событиях, бывших в протекших веках и в наше время, - пишет преподобный Макарий Оптинский, - но подражать им в самоотвержении вижу свою немощь, и токмо издали стоя, ублажаю их, молитвами их и меня негли Господь воздвигнет к покаянию». Эти высокие слова преподобного Макария обАфоне отражают мысли миллионов православных христиан.
Потому было странно прочесть, что протоиерей Александр Шмеман, которого экуменические СМИ называют наиболее выдающимся русским богословом ХХ века, не разделял этой всеобщей православной любви к Святой Горе. «Я… всё больше и больше не люблю Византии, Древней Руси, Афона, то есть всего того, что для всех – синоним Православия…», - пишет он в своем Дневнике (с. 237).
Но может ли поколебать любовь православных христиан к Афону антипатия к нему какого-то протестантствующего американского протоиерея? Конечно же, нет. Этим признанием Шмеман лишь опозорил себя перед лицом народа Божия и показал всему миру свое духовное убожество.
Александр Павлов