Думаешь, ты хороша? Об исповеди у преп. Амвросия Оптинского

Думаешь, ты хороша? Об исповеди у преп. Амвросия Оптинского

Из "Воспоминаний монахинь об исповеди у прп. Амвросия Оптинского. Оптина пустынь"

Исповедь 14 июня 1879 года

Бог простит. Больше смиряйся и укоряй себя. Ты не осуждай Гл., ты не знаешь, какова явится она на Страшный суд. Такие люди очень ве­лики пред Богом. С ними мудрено тягаться. Она как блаженная. Поду­май-ка хорошенько: достанет ли у тебя смирения надеть такое платье? Кто была Гл.? Какая щеголиха! Ведь ты ее помнишь, как она ходила?.. А!., а!.. А теперь? Кому она понравится?.. Так ты и берегись ее судить... – Огнь и жупел... Да! благодари Бога и белевских монашек, через них ра­зошлась твоя свадьба. Он бы тебя кругом обобрал. Заплатила бы ты тридцать три тыс[ячи], да потом вытянул бы остальное, и бедствовала бы целую жизнь. Он и жениться хотел из расчета. Ты должна молиться Богу за белевских монашек. Если бы не они, плохо бы тебе было.

О девственном супружестве? Так зачем же было идти замуж? По­нимаешь ли ты, что значит девственное супружество? Ведь ты бы этим взяла на себя все его грехи и его связала... Он бы стал грешить, а ты от­ветила бы за него...

Принимать помыслы – значит осквернять свое сердце. Помни од­но: ты – невеста Христова! Может ли понравиться обыкновенным же­нихам невеста, которая себя дурно ведет? Когда же Царь Славы хочет взять тебя за Своего Сына Возлюбленного, – посуди сама, возьмет ли Он тебя такую? Помыслы оскверняют сердце, прогневляют Господа, и потому старайся изгонять их из сердца. Рассуди: Царь избирает тебя, а ты теряешь глаза на мужиков?.. Ты не думай, что Он неревнив. Он да­же больше ревнив, чем обыкновенные люди, нечистую не примет. Помыслы оскверняют сердце, делают его нечистым, переходят в слова, а потом и в дела. Не допускай помыслов, в особенности на молитве. Они равняются греху на деле.

Мы тебе переменим, дадим такую харю, что как посмотришь – так тьфу...

Живи проще. Держи себя просто и обращайся со всеми просто. Кто просто живет, тому легче верить, любить и все другие добродетели исполнять. Недаром говорится: «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

Зачем ты рассказала мои слова? Знай раз навсегда: что бы я тебе ни говорил, никогда никому не рассказывай, иначе будут большие пу­таницы. Помни же мои слова. Заповедь тебе даю: никогда никому не рассказывать, что ты от меня слышишь... Если же когда скажу тебе: «Скажи», – так уж и скажи...

Бог благословит два раза в сутки есть, ты можешь по благослове­нию, что же съешь сверх двух раз, в том кайся. Накроши себе хлеба полную чашку, когда размокнет – выложи на блюдечко, у тебя много станет хлеба, вот и ешь.

Не можешь?.. Смиряйся, никого не осуждай и укоряй себя. Хоть и больше съешь... только как можно берегись осуждать; укоряй себя и кайся. С. И. мое почтение. Держи себя просто. Как можно проще... и никого не осуждай.
________________________________________________________________


8 [ноября]. Так что же тебе хочется-то, схиму принять?.. А!.. Да понесешь ли ее? Ведь скорбей-то прибавится. За мантию скорбь да за схиму – новая скорбь, да еще гораздо больше, чем за мантию... Вот ведь почему я все оттягиваю-то... В силах ли ты понести схиму-то? Тогда ведь скорбь со всех сторон: и от врагов, и от людей, и от игумений], ото всех людей, и от келейных... Понесешь ли? Я и сам вижу, что ты слабеешь, и желал бы постричь – смотри сама. Когда станет пробирать иг[умения], тогда не так еще тут схватит... Все щипать тебя будут, а особливо иг[умения], только повертывайся. Каково тебе будет: к болезни да еще болезнь и скорбь. Ведь за схиму-то нужно много потерпеть. Что ты мне на это скажешь?..

Конечно, лучше в этой жизни пострадать, чем в будущей, да нужно ведь страдать, а без схимы меньше будет скорбей. Выбирай сама. Если удостоит тебя Господь умереть чахоткой, то кончина будет мирная, тихая, в чахотке все хорошо умирают. Будешь страдать раньше, а умрешь тихо, мирно, кончина будет хорошая, чего же тебе бояться? Ты послушай: теперь тебя пробирает иг[умения], а примешь схиму – уж не так пробирать будет, а гораздо больше.

Если готова на скорбь – можно, все же раньше будущей недели не могу: будут праздники, неудобно. К тому времени м. Ан. уедет, ты можешь взять к себе в номер Вар [вару]. На постриге может быть одна только Евд., а В. может не быть. Вот еще подумать надо, кого по­стригать-то назначить; о. Аг. помогал мне в этих делах, а теперь-то его нет, уж и не знаю, за кого приняться. Отец М. в этом деле новичок; новичок, новичок, да видно уже придется его подучить, а то больше некого.
__________________________________


28 марта. Всякий сам за себя ответ отдаст Богу. Предоставь все Богу. Ты думаешь, ты хороша?.. Верь мне: так тебя разберут другие – на грош добра не найдут. Ты их разбираешь, а они тебя. На грош добра не найдут. Рассказывают: один царь хотел прославиться и узнать, что о нем говорят и думают его подданные. Пришел к колдуну, дал ему что-то и уговорился с ним, чтоб ему сидеть за ширмами в то время, как принимает колдун народ. Так того наслушался... чего и не ожидал. Так его разобрали – на грош добра не нашли.

Так вот и тебя если бы сюда посадить за ширмы, ты бы и узнала, как тебя разбирают... на грош добра не находят. Я прямо тебе скажу: мне больше, чем кому-либо другому, приходится быть свидетелем, как друг друга разбирают. Всякий идет ко мне и говорит не свою немощь – себя ведь видят с хорошей стороны, а разбирают ближних, да иногда так верно. Где тебе самой себя разобрать? Если бы ты их послушала, на грош в себе добра не нашла бы. Как можно нужно винить себя.

Св. Иоанн Златоуст пишет: «Если хочешь познать себя – познавай себя от врагов»... не тех врагов (бесов), а от неблагорасположенных к тебе. Неблагорасположенные к тебе все твои немощи покажут, только исправляйся. Ведь ...обличай премудра, и возлюбит тя, а сказано: Не обличай злых, да не возненавидят тебе..., да мало еще того – опорочат тебя. Ты, как она станет тебе говорить, пробурчи себе под нос: «Оскорбляяй ближняго сам сторицею оскорблен будет». Самонадеянность имела. Да страх-то твой и доказывает, что не полагалась на волю Божию, а была самонадеянна. Брань духовная совсем не то что военная. В духовной часто случается, что в отступлении заключается победа. Последний-то полководец Скобелев должен был отступать, неприятель его преследует, он отступает, а потом обернется, рассыплет солдат и сделает сражение; и опять отступает, а перевернется – делает сражение. Во всем полагайся на волю и помощь Божию. Только на Бога надейся, а на себя никогда не надейся.
_________________________________________________________________________________________________________

23 [сентября] 1883 года. Что делать! В высоту забрался! Вот что значит самочинное подвижничество... Столько лет прожил и не мог привыкнуть говорить: «Простите Бога ради». Оттого и не любил, что самочинно налагал на себя подвиги: спал на полу без постели, постился, молился по-своему. Кровать стоит пустая, а он лежит на полу. Вот иногда отлежит себе бока, на диван и уляжется. Мих. увидит, скажет: «Ты зачем это тут улегся?». Вот и не нравится. Да разве я этого не видал?.. Терпел до времени... На! видишь, что тут написано? Вяз – значит завяз (пряник).

Написать комментарий