Лайт-катехизис митрополита Илариона (Алфеева): краткие заметки блогера
Впервые о создании нового катехизиса зашла речь на Архиерейском соборе 2008 года, и тут же, в 2009 году была собрана группа по работе над катехизисом во главе с небезызвестным реформатором митрополитом Иларионом (Алфеевым).
Уже в 2016 году, также на Архиерейском Соборе, было принято решение не обсуждать катехизис в публичном пространстве и вообще оградить его от дискуссий ревнителей грифом «строго конфеденциально». Содержание документа и правда долго оставалось тайной, но в феврале прошлого года в сеть все же просочился черновой вариант отреформированного катехизиса.
В итоге же изданный "Катехизис" митрополита Илариона оказался книжицей всего лишь в 250 стр. (проект официального катехизиса занимает около 320) с совершенно другим - не таким, как в черновой редакции, попавшей в интернет - текстом. Этакий катехизис-лайт для тех, кто не особо хочет вникать в догматику.
Видимо, это своеобразная проба пера, подготовка, разведка с целью узнать реакцию богословского сообщества и православной общественности в целом на модернистские новшества, которым хотят придать статус официального вероучения. Беглое пролистывание-проверка по основным "маркерам" подтвердило все опасения.
Половина рассказа о сотворении мира это апологетика модернистского понимания Шестоднева ("этапы творения", "не обязательно понимать буквально" и т.д.), далекого от толкования святых отцов. В обоснование приводятся все те же заезженные, притянутые за уши и неоднократно опровергнутые цитаты про "тысяча лет, как один день".
В главе о посмертном воздаянии приводится уже традиционное для модернистов учение о том, что якобы "Бог никого не наказывает" и "Бог никого не будет судить", люди сами выберут свою участь, а Господь лишь "огласит приговор". Т.е. напрямую отрицаются основы православного вероучения - Символ Веры, а конкретно 7-й его член: "И па́ки гряду́щаго со славою судити живым и мертвым..."
Серьезных экклесиологических искажений и учения об апокатастасисе при беглом просмотре не выявлено. Разве что повторение сомнительного тезиса о наличии благодати у еретиков (из документа "об отношении к инославию").
Более детальный богословский критический анализ можно оставить специалистам. Нам же, православным христианам, достаточно уже вышеприведенных фактов, чтобы воздержаться от чтения данного "катехизиса".
Источники: интернет-журнал "Антиэкуменизм" и страница Алексея Фомичева https://vk.com/wall17828769_10923