Вера как средство избавления от скорбей

Вера как средство избавления от скорбей

Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея... утрудихся зовый... изчезосте очи мои, от  еже уповати ми на Бога моего (Псал. 68, 2. 4). Так  некогда молился божественный Псалмопевец  в  тяжких  скорбях , которыя, как  глубокия воды объяли его. Особенная тяжесть этих  скорбей заключалась в  оставленности Богом  царя Давида, ибо он  призывал  Господа, молился Ему, а ответа не было. Недаром  св. Церковь в  этих  страданиях  Псалмопевца видит  прообраз  крестных  страданий Христа с  Его богооставленностью среди страшных  мук , которыя побудили Спасителя воскликнуть: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил  (Матф. 27, 46).
Бог  судил  и нам , мои возлюбленныя о Христе чада, испытывать сейчас  великия, небывалыя скорби. Мы также тонем  в  них , как  в  глубоких  водах . Мы горячо молимся об  избавлении от  переживаемых  нами несчастий, но Господь пока не исполняет  наших  молитв . Поэтому многие из  нас  впадают  в  печаль и даже уныние и думают , что настала их  гибель.
Да, скорби наши слишком  велики. Оне разЪедают  наши сердца и днем , и ночью. Однако, нельзя так  духовно разслабляться. Мы должны всегда сознавать, что живем  под  промыслительною десницею Господа. Нам  нужно всегда помнить, что Господь печется даже о птицах  небесных  и полевых  растениях . Нас  ли, искупленных  Его драгоценною Кровию, Он  забудет  и оставит  вне Своего промыслительнаго попечения?! И совсем  не для гибели Господь послал  нам  эти скорби, а для искупления наших  грехов  и для нашего испытания, чтобы соединить нас , так  далеко от  Него удалившихся, и излить на нас  всю Свою неизреченную любовь. Не будем  забывать слов  Священнаго Писания: егоже бо любит  Господь, наказует  (Притч. 3, 12; Евр. 12, 6).
Мы могли бы роптать на Бога в  своих  скорбях  только в  том  случае, если бы Он  оставил  нас  безпомощными. Но Господь дал  нам  великое несокрушимое орудие для христианскаго перенесения скорбей и для избавления от  них . И этим  средством  является наша вера. Как  велико и спасительно это средство, об  этом  свидетельствует  Ап. Павел , говоря: верою победиша царствия... заградиша уста львов , угасиша силу огненную, избегоша острея меча, возмогоша от  немощи, быша крепцы во бранех , обратиша в  бегство полки чуждих  (Евр. 11, 33-34).
Конечно, вера здесь разумеется истинная, православная. За отступление от  этой веры, хотя на одну иоту, мы сразу делаемся игралищем  бесов , становимся совершенно безпомощными для борьбы со злом  и всякими несчастиями. И это понятно, ибо тогда благодать Божия отходит  от  нас . И хотя бы св. Церковь видимо не отлучала нас  за это отступление, мы невидимою Божественною силою отсекаемся от  общения с  Богом , во исполнение апостольских  слов : аще мы, или Ангел  с  небесе благовестит  вам  паче, еже благовестихом  вам , анафема да будет  (Гал. 1, 8).
К  сожалению, православные христиане, как  никогда, теперь отступают  от  чистоты нашей православной веры. Очень многие из  них , под  влиянием  богоборческаго теософскаго учения, а главным  образом , под  влиянием  всевозможных  страстей и пороков , утратили чистоту православных  воззрений, и настолько, что не видят  никакой существенной разницы между православием  и инославием  и говорят , что истина находится во всякой религии, во всяком  веровании. Если бы это было так , то зачем  же под  страхом  анафемы нам  запрещено святой Церковию и святыми ея канонами молиться с  еретиками и язычниками? Почему же в  таком  случае св. Церковь учит , что спасутся и наследуют  вечное блаженство только те, которые принадлежат  к  истинным  ея последователям  по вере, согласно словам  Христа: иже веру имет  и крестится, спасен  будет , а иже не имет  веры (разумеется православной), осужден  будет  (Марк. 16, 16). И та же св. Церковь свидетельствует , что еретики никогда не спасутся: они обречены на вечное адское мучение.
Поэтому никогда не будем  допускать лжеумствований в  области нашего догматическаго учения. Будем  неуклонно и с  радостию прибегать к  таинствам  покаяния и причащения, будем  свято блюсти праздники и посты и все, чему учит  нас  Православная Церковь. Будем  во всей чистоте хранить и исповедывать свою православную веру, памятуя слова преп. Серафима Саровскаго: «Горе тому человеку, который хотя на одну букву изменит  постановления Вселенских  Соборов ; все, что облобызала св. Церковь на этих  Соборах , свято исполняй». «Радость моя, — говорил  преподобный одному богомольцу, — не имей общения с  теми, которые нарушают  пост  в  среду и пяток ».
Но это не все, что мы хотели бы сказать о православной вере. Св. Сѵмеон  Новый Богослов  говорит , что истинная вера заключается не только в  чистоте православнаго учения, чуждаго всякой ереси, но и в  твердой уверенности, что Господь никогда не оставит  нас  в  скорбях  без  Своей дивной помощи. Как  следовало бы нам , возлюбленные, всегда помнить великаго вождя и пророка когда-то избраннаго народа, Моисея. Ему пришлось пережить страшное испытание, когда он  с  своим  безоружным  народом  подошел  к  Чермному морю, а сзади его настигал  фараон  с  своим  воинством . Но Моисей верил  в  помощь Божию, и вера его не осталась постыженной: он  перешел  море, как  по суху, со всем  своим  народом , а фараон  со всем  египетским  воинством  погиб  в  волнах  Чермнаго моря.
Так  верил  в  помощь Божию и Иосиф  прекрасный. Ему, оклеветанному, угрожала смертная казнь и он  был  брошен  в  темницу. Но Иосиф  верил  в  милосердие и всемогущество Божие и был  с  Богом . Поэтому и Господь был  с  ним . Он  вывел  его из  темницы и поставил  его над  всею землею Египетской, первым  лицом  после фараона. Такою же славою исполнил  Господь и великаго пророка Даниила. Его также оклеветали и даже бросили в  ров  на с едение львам . Но пророк  Даниил  не поколебался в  своей вере в  помощь Божию, и львы его не тронули. А царь сделал  его первым  после себя лицом  по управлению всем  своим  царством .
Так  верили в  Бога, как  своего Божественнаго помощника и Утешителя в  скорбях , и св. Апостолы. Дивное явление наблюдалось в  их  жизни: чем  больше было у них  скорбей, тем  бóльшую радость Господь посылал  им . Вот  почему Ап. Павел  сказаль: по мере, как  умножаются в  нас  страдания Христовы, умножается Христом  и утешение наше (2 Кор. 1, 5).
Такую истинную веру имели и все святые. И чем  больше у них  было скорбей, тем  более в  их  жизни блистала благодать Святаго Духа в  ея дивных  и разнообразных  проявлениях , превращая все их  скорби в  радости и покрывая их  неувядаемою славою.
Будем , возлюбленные, и мы стараться иметь такую же веру. И не будем  унывать от  скорбей. Оне заповеданы нам  Господом  и являются отличительным  признаком  Его истинных  учеников , ибо Ему угодно было сказать: в  мире скорбни будете, но дерзайте, яко Аз  победих  мир  (Иоан. 16, 33).
Вся земная жизнь Христа была исполнена скорбей. Ему с  самаго рождения угрожала смертельная опасность. Книжники и фарисеи, несмотря на все Его великия чудеса и благодеяния страждущим  людям , всегда рвались убить Его. Нельзя выразить словами всех  душевных  и телесных  мук  Его на кресте. Чем  же окончились все скорби и страдания Спасителя? Полною победою над  диаволом  и всеми твердынями ада. Эту победу дарует  Господь и нам  с  вами над  диаволом , всяким  злом  и всеми скорбями за нашу веру во Христа.
Поэтому будем  стремиться к  сей вере, держаться ея, как  якоря нашего спасения, и вместе с  Церковию всегда взывать ко Христу: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог , Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив , тем  с  пророком  Аввакумом  зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче».
Тогда Господь не допустит , чтобы скорби поглотили нас , как  бы оне ни были велики. Господь избавит  нас  от  них  и осуществит  над  нами Свои слова. Многи скорби праведным , и от  всех  их  избавит  я Господь (Псал. 33, 20). Не оставлю вас  сиры: прииду к  вам  (Иоан. 14, 18). Се Аз  с  вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20). Аминь.


Архиепископ Серафим (Соболев)
Проповеди

Написать комментарий